По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

26 мая 2021

«Для современников праведный Симеон — учитель смирения»: о примере святого рассказал уральский батюшка

Как быть счастливым, стяжав дух мирен, в чём феномен святого Симеона и его значение для современного человека — на эти и многие другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» рассказал наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов).

Завершились дни празднования праведного Симеона. 25 мая мы совершали память второго обретения мощей праведника, которые в настоящее время почивают в Свято-Николаевском верхотурском мужском монастыре, наместником которого и является отец Иероним. Верхотурье ещё иначе называют духовной столицей Урала, поскольку здесь пребывает самая главная святыня уральской земли — мощи праведного Симеона, отметил собеседник.

Батюшка рассказал слушателям о Верхотурье — одном из маленьких, но старейших городов Екатеринбургской митрополии, который был основан в 1598 году царём Борисом Годуновым. А вскоре после основания города был основан и монастырь. У истоков монастыря стоял игумен Иона Пошехонец — человек очень необыкновенный, поскольку пришёл сюда из центральной России, здесь заложил монастырь, начал иноческое житие. Монахи обители в основном проповедовали, крестили, просвещали народы, проживающие в этой далекой сибирской стране. А дальше игумен Иона ушел на восток, в Сибирь, основал еще несколько монастырей, и как закончилась его жизнь, никто не знает.

Вскоре после основания монастыря, согласно преданию, когда наступило Смутное время, сюда пришёл молодой человек, звали его Симеон, рассказал отец Иероним. Происходил Симеон из дворянского рода, но предпочёл славе мира сего жить по воле Божией, по Евангельским добродетелям. Он пошел по пути, говоря современным языком, социального обращения, то есть будучи человеком знатным, имевшим определённые средства к существованию, он предпочел ради Христа, ради Евангельской правды уйти из мира, обуреваемого Смутой, и вести жизнь безродного странника. Не имел ни дома, ни семьи, жил первоначально в Верхотурье, а когда в 1620 году было основано село Меркушино, перешёл туда. Но посещал Верхотурский монастырь, посещал другие храмы.

— Как повествуют его житие, ремеслом его было шитье шуб с нашивками. И Симеон, не имея своего дома, переходил из дома в дом и хозяевам шил шубы. Если он видел, что семья бедная, неимущая, то зачастую немного не заканчивал работу: оставалось пришить, например, карманы, а он покидал дом, чтобы не брать плату за свою работу. Кто-то понимал его, а кто-то ругал за такое, как им казалось, нерадение, но на самом деле это была форма милости. Также Симеон любил ловить рыбу. И долгое время показывали на берегу реки Туры ель, под которой он ловил рыбу, но она, к сожалению, до наших дней не сохранилась — сначала её разбирали паломники, а потом она засохла. Но сохранился камень, на котором праведный Симеон ловил рыбу, и сейчас в этом месте построен храм в честь Всех сибирских святых. Это место находится по пути из Верхотурья в Меркушино, по тому пути, по которому очень часто праведный Симеон совершал свои паломнические путешествия, — рассказал игумен Иероним (Миронов).

Симеон умер довольно рано, в 1642 году, ему было около 40 лет. Господь призывает своих праведников тогда, когда угодно Его всеблагому промыслу, отметил священнослужитель. Прошло 50 лет после кончины праведного Симеона, его забыли. Как сказал отец Иероним, «кто же будет помнить безродного, неизвестного человека, не боярина, не воеводу, даже не игумена? Память о нём стерлась из современников».

Но вот на кладбище в Меркушино, где жил и был погребён праведный Симеон, из могилы без каких-то видимых причин стал подниматься гроб. Люди заглядывали в щели гроба и видели нетленное тело мужчины, и возникали вопросы, кто этот праведник? Также стали происходить чудеса исцелений от глазных болезней, от болезней ног, от других скорбей, которые одолевали людей. О необыкновенных событиях было доложено духовным властям и Тобольской митрополии, куда ранее входило Верхотурье.  Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Митрополит Игнатий объявил их нетленными, и как написано в житии, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном.

Какое значение для современного человека имеет праведный Симеон и как случилось, что этот смиренный человек вошёл в мировую историю церкви? Удивительную деталь жизни праведного Симеона отметил батюшка — люди о нём забыли, но он был прославлен самим Богом, Сам Господь явил его святые мощи и Сам Господь открыл имя этого великого праведника. Для современных людей святой Симеон является учителем смирения, учителем того, как, не имея своего дома, семьи, средств для существования, можно помогать и служить ближним.

— Когда человек стяжает дух мирен, стяжает благодать Божию, он сам становится источником этой живой воды, то есть благодати Божией, помогающей человеку, утешающей его в этой земной жизни и ведущей в вечную жизнь с Богом, — отметил священнослужитель. — Мы достоверно не знаем, каков был духовный и молитвенный опыт праведного Симеона. Но то, что он любил в одиночестве сидеть на берегу реки Туры и заниматься ловлей рыбы — таким апостольским ремеслом, говорит о том, что правильный Симеон был склонен к внутренней умной молитве, к тому, что принято называть исихией. Он не был монахом, но был действительно подвижником, был действительно аскетом, человеком, который отложив всякие житейские помыслы, в тишине сердца созерцал Бога. Именно поэтому он ушёл в эти далекие сибирские края, в смутные годы, когда кто-то пытался достичь власти, кто-то стяжать богатства, кто-то изнывал от неустройства общественной и церковной жизни. Потому что Россию одолевали и наземные захватчики, и внутренние смуты, и церковные нестроения, когда были сначала сведен один Патриарх, потом замучен другой Патриарх, потом был поставлен лжепатриарх Игнатий. И только лишь после освобождения из плена отца будущего царя митрополита Филарета был поставлен законный Патриарх Русской Церкви.

Всё это нарушало установившийся общественный и церковный строй жизни, как же можно в такой ситуации сохранить дух мирен, как можно сохранить духовное равновесие, не осуждать, не враждовать против окружающих людей, когда вокруг так много зла? Праведный Симеон нашёл свой путь в этих условиях. Батюшка отметил, что это не означает, что все мы должны куда-то уйти из привычных условий жизни. Однако даже находясь в шумном городе, всегда можно найти такой уголок в своём сердце, где бы человек встретил Бога, а для этого нужен путь покаяния, смирения, молитвы, и в этом для нас примером является Симеон Верхотурский.

Батюшка пригласил слушателей эфира в гости в Свято-Николаевский верхотурский мужской монастырь. А если возможности приехать нет, отметил наместник обители, но есть желание, чтобы братья обители помолились у мощей праведного Симеона, то на сайте монастыря можно заказать молитву и попросить помолиться о ваших нуждах и проблемах.

Следующая встреча в рамках интернет-проекта «Онлайн с уральским батюшкой» пройдет в ближайшую пятницу 28 мая. Гостем эфира станет игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Тема бенседы: «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?».

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;\

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица