По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

24 августа 2022

«Не только рассказывать детям о святых, но и жить, как наши благочестивые предки»: митрополит Евгений назвал служение учителя особым подвигом

Роли наставников и педагогов в жизни церкви, сохранению наследия благочестивых предков, приходскому образованию и современным инструментам мастерства педагогов посвятил свое выступление на открытии пленарного заседания XVIII съезда законоучителей митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Прежде всего владыка подчеркнул, что научение основам православной веры начинается с любви и заботы:

Вера в любовь Бога к нам лежит в основе нашего любопытства о Его всемогуществе. Также и в попечении о детях, и о наших ближних: прежде чем они услышат наши слова, они должны почувствовать нашу любовь и заботу.

Правящий архиерей поблагодарил приходы, которые приняли участие в эстафете милосердия «Здравия желаю!», в акции по сбору питьевой воды для жителей Донбасса «Формула жизни», а также всех, кто поучаствовал в акции «Письмо солдату».

Затем владыка уделил внимание главным темам нового учебного года — Году педагога и наставника и 300-летию Екатеринбурга.

— Хочется напомнить, что служение учителя, подвиг учителя – это особое служение и совершенно особый подвиг. Мудрость – это, в том числе, способность человека усваивать опыт предыдущих поколений, — подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Архипастырь отметил, что празднование юбилея Екатеринбурга должно включать в себя «переосмысление надежд и чаяний» основателей и жителей уральской столицы, которые «связывая судьбу нового города с покровительством святой Екатерины, надеялись на благополучное развитие города и счастье его жителей».

— Отступление от жизненных приоритетов наших святых и благочестивых предков, теперь мы это знаем благодаря истории XX века, ввергает общество в пучину таких бед и горестей, которые нам трудно преодолеть спустя десятилетия, — подчеркнул глава Екатеринбургской митрополии.

Владыка заметил, что сегодня, как никогда «нравственное измерение подвига педагога и наставника является очевидным и категорически необходимым». Архипастырь риторически спросил участников съезда, похожи ли мы на своих святых и благочестивых предков, соблюдаем ли мы их принципы жизни?

— Давайте не только рассказывать о святых, но и жить, и поступать, как жили они. И прежде всего, пусть это будет в наших приходах. Давайте участвовать по мере сил в жизни друг друга в наших приходах. Пусть наша жажда заботы о человеке встречает приходящих к нам в храмы. В этом наше свидетельство миру, что мы – Христовы ученики. Это начало активной жизни прихода — забота о каждом человеке, — подчеркнул правящий архиерей.

Говоря о приходском образовании, владыка подчеркнул, что в любом храме должна быть воскресная школа.

— Настоятель должен иметь личное попечение о наставлении прихожан в вере, особую заботу о детях, о подростках и о взрослых, чтобы их не потерять, — добавил владыка.

Если в этом вопросе не хватает компетенций, подчеркнул архипастырь, то их можно повысить через инструменты системы образования. Правящий архиерей привел как пример Центр подготовки церковных специалистов – бывшую Учительскую семинарию им. священномученика Фаддея (Успенского):

— У нас есть уникальная возможность в ней обучаться. Тех, кто еще не сподобился такой возможности, я бы призвал ею воспользоваться. Этот ресурс, пока он у нас есть, необходимо задействовать.

Кроме того, Его Высокопреосвященство призвал прибегать к помощи информационных интернет-ресурсов, создаваемых в православной педагогической среде.

Так, подчеркнул митрополит Евгений, методическая помощь учителю ОПК теперь еще более доступна через материалы «Клевер Лаборатории».

— Это образовательно-просветительский проект и центр повышения квалификации для педагогов, который появился осенью 2021 года под эгидой радио «Вера» и при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Задача проекта: повышать педагогическое мастерство путем создания современного, понятного мультимедийного контента, раскрывающего понятия христианской культуры и нравственности, который можно создавать самим, использовать в дошкольном воспитании и интегрировать в школьные предметы, — отметил глава Синодального отдела религиозного образования.

Выступление митрополита Евгения на пленарном заседании XVIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии 24 августа 2022 года

— Я с радостью приветствую собравшихся в зале, тех, кто подключен в онлайн, прежде всего, конечно, дорогого владыку Феодосия Нижнетагильского и Невьянского. Хотелось бы особо поприветствовать пастырей, которые сегодня собрались, настоятелей, благочинных и, конечно же, руководителей воскресных школ – директоров, педагогов, завучей.

Все мы сегодня собрались в ожидании встречи, встречи с нашими учениками. Она происходит накануне более важной, главной встречи в нашей жизни. Настанет день, когда мы сами предстанем перед лицом Божиим. Господь будет на нас взирать и ожидать ответа на вопрос: «Дорогие Мои, дорогой, дорогая, а где дети, которых Я тебе дал?» И благо тому пастырю, тому руководителю воскресной школы, педагогу, наставнику, который ответит, не пряча глаз, не смущаясь лицом: «Господи, вот аз, а вот дети, которых Ты мне дал, с которыми я проводил время, с которыми я беседовал, разговаривал, перед лицом которых я жил, которых я учил своей жизнью, которым своей жизнью я открывал, как нужно не только жить по закону Божию, но и любить окружающий мир и любить Тебя, Господи». Я думаю, что эта встреча является главной встречей в нашей жизни. И возможность вот так ответить Господу на вопрос о нас и о наших детях является главным вопросом нашей жизни, к ответу на который мы должны устремлять каждый урок, каждую встречу, каждый день, проживаемый нами.

У нас сегодня уже 18-й Съезд православных законоучителей. 18 лет – это целая жизнь. Много опыта накоплено, наработано. Этим опытом, безусловно, необходимо поделиться с теми, кто его еще не имеет, с теми, кто только вошел в процесс воспитания юных прихожан наших храмов. Это очень важно.

Наш Съезд традиционен. И в преддверии нового года мы сегодня будем вновь говорить о целях и задачах религиозного просвещения и о способах достижения этих целей. Прежде всего, я хотел бы несколько слов сказать о том, с чего чаще всего начинается научение основам православной веры. Об этом красочно повествует нам Священное Писание в первой главе Книги Бытия.

Прежде, чем мы откроем для себя Премудрость Бога-Творца, мы открываем Его любовь к нам в творении мира, собственно человека и в промышлении о сотворенном мире и о человеке. Вера в любовь Бога к нам лежит в основе нашего любопытства о Его всемогуществе. Также и в попечении о детях, и о наших ближних: прежде, чем они услышат наши слова, они должны почувствовать нашу любовь и заботу.

Сегодня мы много говорим о патриотизме. И об этом прекрасно сказал Святейший Патриарх Кирилл. Он произнес такие слова: «Для меня патриотизм – это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором ты рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм – это, прежде всего, верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ, но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа». Вот так Святейший Патриарх Кирилл свидетельствует о патриотизме из опыта своей личной жизни.

Памятуя о том, что следующий год объявлен президентом Годом педагога и наставника в РФ, я бы хотел напомнить, что служение учителя, подвиг учителя – это особое служение и совершенно особый подвиг. Мудрость – это, в том числе, способность человека усваивать опыт предыдущих поколений. Все, что мы имеем, перешло к нам от тех, кто был до нас. Однако человек, живущий в реальном мире, сфокусирован на тех проблемах, которые стоят перед ним сегодня. Ему кажется, что именно происходящее с ним в данный момент находится в центре мироздания, потому что другой точки отсчета у человека не существует. Он смотрит на мир через самого себя. Поэтому происходящее с ним в данное время является для него самым важным. Человек думает, что ему под силу справиться со своими проблемами самостоятельно. К сожалению, игнорируя опыт предыдущих поколений, почти всегда он терпит неудачи, страдает и мучается от последствий своих решений. Всё меняется, когда человек с доверием относится к подвигам и к жизням людей, которые были, жили, творили на этой земле до него. Такой человек, как мы говорим, успешен в своих начинаниях и в своих делах.

Наступающий 2023 год для нашей области и для нашего города – особый. Это год 300-летия со дня основания Екатеринбурга. Празднование юбилея должно включать в себя переосмысление надежд и чаяний основателей нашего города и многих поколений людей, живших в Екатеринбурге, его окрестностях, связывавших славу города с личностью и подвигом святой Екатерины. Связывая судьбу нового города с покровительством святой великомученицы, они надеялись на благополучное развитие города и на счастье его жителей. Отступление от жизненных приоритетов наших святых и от приоритетов наших благочестивых предков, теперь мы это знаем благодаря истории XX века, ввергает общество в пучину таких бед и горестей, которые нам трудно преодолеть спустя прошедшие десятилетия.

От того, как мы расставляем жизненные приоритеты, зависит наше жизненное благополучие, наше счастье. Не только наше, но и каждого человека, который находится рядом с нами, каждого ребенка, который пришел в класс. И человек, избравший неверный путь в жизни, никогда не будет чувствовать себя счастливым – всегда что-то будет ограничивать и разрушать целостность его жизни и бытия. Поэтому выбор жизненного пути – очень важный выбор. Верному выбору содействует рассудительность. И нам необходимо побуждать и нас самих, и наших слушателей на занятиях в воскресных школах рассуждать вместе с педагогом, со священником о решении жизненных затруднений в контексте Слова Божия о спасении человека Господом Иисусом Христом.

Сегодня, может быть, как никогда, нравственное измерение подвига педагога и наставника является очевидным и категорически необходимым. Становимся ли мы похожими на своих святых и благочестивых предков? Соблюдаем ли мы принципы их жизни?

Хотелось привести один пример из истории, из жизни нашего с вами благочестивого  предка.

Некогда войска А.В. Суворова с треском разбили французские войска, вступили в Милан. И здесь произошло то, что удивило как самого главнокомандующего, так и генералов и офицеров, увидевших, что произошло. Жители Милана, итальянки (католички) подходили, кланялись Суворову и подводили к нему своих детей для благословения.

И Александр Васильевич, крайне смущённый, спросил через переводчика:

– В чём причина такого поклонения? Что происходит?

И услышал ответ:

– Ваши солдаты никого не убивают, не насилуют. Они ничего не сожгли и даже ничего не украли. Мы считаем вас святым!

Вот как мало, оказывается, нужно для того, чтобы приблизиться к святости. Как напоминают поступки, отношение воинов Суворова к людям ту проповедь, с которой выступил в свое время святой Иоанн Креститель, отвечая на вопросы людей, вопрошавших о его жизни.

Я бы призвал не только рассказывать детям о святых, но и жить в соответствии с тем, что мы знаем о святых, подражать святым и праведным нашим предкам.

И хотелось бы, прежде всего, чтобы таким образом совершалось дыхание жизни на наших приходах, чтобы мы по мере сил участвовали в жизни друг друга в храмах, приходах, воскресных школах. Чтобы наша жажда заботы о человеке встречала каждого, кто приходит в наши храмы. В этом наше свидетельство миру, что мы – Христовы ученики.

Это начало активной жизни прихода — забота о каждом человеке. Если Бог увидит нашу заботу о едином человеке, то нет сомнения, что Он привлечет к нам и других людей. Мы можем многократно рассказывать детям о добре, о благости Божией, о житиях святых, но неаккуратно выпущенное из разгоряченного сердца недоброе слово в отношении своего коллеги, осуждающий взгляд в отношении человека, который как-то нарушает привычный нам уклад жизни – могут перечеркнуть все то, о чем мы рассказывали на уроке. Очень важно, чтобы молодые люди, дети, которые приходят к нам, видели именно настоящее отношение нас друг к другу, к тем людям, которые окружают нас на приходах, потому что мы понимаем: молодые люди проверяют нас. И с молодежью можно действенно говорить только тогда, когда наши слова не расходятся с нашими поступками.

Я бы хотел напомнить священникам, пастырям о том, что в любом храме должна быть воскресная школа. Настоятель должен иметь личное попечение о наставлении прихожан в вере, особую заботу о детях, подростках и о взрослых, чтобы их не потерять. Если в этом вопросе нам не хватает опыта, знаний, компетенций, то их не просто можно, а необходимо повысить через различные ступени духовного и теологического образования. А также с помощью доступных информационных интернет-ресурсов, которые уже созданы и создаются в православной педагогической среде. Есть достаточно много ресурсов, я сейчас не буду их перечислять. И у нас есть уникальная возможность обучаться в Учительской семинарии им. свщм. Фаддея (Успенского). Тех, кто еще не сподобился такой возможности, я бы призвал ею воспользоваться. Этот ресурс, пока он у нас есть, необходимо задействовать.

 Принцип, который был положен в основание преподавания основ православной культуры в образовательных организациях нашей страны – принцип свободы выбора. Это правильный принцип. Человек, который хочет изучать основы православия и именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право. Никто не вправе сказать: «Ты не должен, потому что своим выбором ты мешаешь кому-то другому». Решение о преподавании религиозной культуры в школе является мудрым: оно, во-первых, основано исключительно на принципе свободного выбора, что соответствует одному из важных измерений современной образовательной системы, и, с другой стороны, предоставляет широкие возможности. Однако мы знаем, что выбор изучения ОПК в школе зависит и от наличия подготовленного педагога, которому административно не будут чиниться препятствия в преподавании даже нескольким ученикам из всех четвертых классов в параллели, родители которых выберут православный модуль для преподавания детям.

И я бы еще раз обратил ваше внимание на ту помощь, которую может обрести учитель основ православной культуры и учитель воскресной школы. Эта возможность доступна нам через образовательную площадку «Клевер Лаборатория». Это образовательно-просветительский проект, центр повышения квалификации для педагогов, который появился менее года назад. Он создан усилиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации и при участии радио «Вера». Задача проекта: повышать педагогическое мастерство путем создания современного, понятного мультимедийного контента, который раскрывает понятия христианской православной культуры и нравственности, и который можно создавать самим, пользоваться в дошкольном воспитании, интегрировать в школьные предметы и, безусловно, применять их в воскресных школах. Я бы пригласил тех, кто еще не посещал этот ресурс, набрать в поисковике слова: «Клевер Лаборатория» сообщество учителей, сообщество педагогов, найти ресурс «Клевер Лаборатория», зарегистрироваться на нем и стать не просто зрителями или пассивными наблюдателями за тем, что происходит в сообществе православных педагогов, православных учителей, а стать активными участниками этой лаборатории, предложить свой опыт к ознакомлению другими педагогами, пообщаться, познакомиться с тем, что делают ваши коллеги в других регионах, в других епархиях, посмотреть очень интересные наработки, которые на этом ресурсе уже представлены. Практически ежедневно там появляются новые материалы и по вопросам детородительства, православной педагогики.

«Клевер Лаборатория» — это активно развивающийся проект. Он, безусловно, может помочь тому, кто внимательно к нему обратится. Уникальность его в том, что это образовательный центр, который доступен любому, кто зайдет через компьютер или через телефон, не нужно ехать в дальние города, испытывать какие-то неудобства. Можно вот так войти в сообщество коллег, людей, которые живут теми ценностями, тем трудом, которым живете все вы.

Как раз в эти дни у нас проходит серьезная работа по «Клевер Лаборатории» с педагогами из многих регионов. Вчера мы целый день работали, сегодня предстоит решить целый ряд задач. Поэтому у меня нет возможности находиться с вами в зале лицом к лицу. Благодарю еще раз владыку Феодосия, что он благословил и возглавил работу Съезда законоучителей. И хотел бы пожелать всем вам в сегодняшний день вдохновения, радости встречи друг с другом и с того дня, когда вы вновь возобновите занятия в воскресных школах, чтобы радость от встречи вас с вашими детьми, вашими учениками присутствовала в каждом уроке, в каждой встрече, в каждом деле, которое вы будете совершать вместе.

И, конечно же, нельзя не пожелать всем вам здоровья. Тревожные слухи о возвращении эпидемических болезней не утихают. Но мы надеемся на милость Божию и уповаем, что Господь не только каждый волос на нашей голове соблюдает, но и соблюдает наши клеточки, наш иммунитет, соблюдает нашу жизнь – и временную, и вечную.

Я бы хотел пожелать вам радости жизни. Делитесь этой радостью с каждым вашим учеником! Будьте каждый счастливы и как человек, и как педагог, и как православный христианин! С Божией помощью! С наступающим новым учебным годом!