О том, что все жизненные бури Господь нам посылает нашего ради спасения, и о том, что нам еще нужно потрудиться и познать сладость нашего Господа, сказал в своем архипастырском наставлении за Божественной литургией в первый день Успенского поста митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Напомним, богослужение было совершено 14 августа в храме Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге.
— Одного подвижника XX века в беседе задали вопрос: «Что вас больше всего удивляет в этой жизни? Чему вы особенно удивляетесь?» Он говорил: «Я удивляюсь всякий раз, когда как священник произношу слова богослужения: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас». То, что «Да помилует и да спасет» не произносится как некое пожелание, некая надежда, а произносится как утверждение свидетельства: «Помилует и спасет всех нас яко благ и Человеколюбец». И сегодня эту милость Божию вспоминаем и прославляем.
Порой эта милость даётся не легко, со скорбями. Мы сегодня об этой скорби слышим. Господь после великого чуда умножения хлебов удаляет своих учеников, чтобы они не затщеславились. Направляет их сесть в лодку, отправиться путешествовать через море, и Сам отпускает их. И эти слова, что Господь остался, но отпустил народы, всякий раз нужно вспоминать тогда, когда произносится отпуст в храме. Священник, который только что предстоял славе Божией, который только что был участником редчайшего чуда, бо́льшего, чем чудо умножения хлебов — чудо Евхаристии, отпускает народ, благословляет, старается, чтобы та слава, свидетелями которой был народ, чтобы она была обращена не к кому-то земному, а к Самому Господу.
Но после этого Христос удаляется на гору и ночью, в тиши один на один Он предстоит Своему Небесному Отцу, Он молится. Для нас это очень важный урок и наставление, которое Господь нам дает для того, чтобы Он нас помиловал, для того, чтобы Он нас спас. Для этого это нам должно быть нужно. И эту нужность мы должны выражать в молитве.
Господь удаляется от народа, поднимается на гору. Молиться в суете очень тяжело, поэтому здесь как в Нагорной проповеди. Господь говорил, что если хочешь помолиться Отцу Небесному, зайди в комнату твою, закрой дверь, помолись Отцу твоему наедине. Христос показывает, что Он Сам так первый делает — удаляется, затворяет дверь, наступает тишина, Он молится Своему Небесному Отцу для того, чтобы подать следующую милость после умножения хлебов, явить Свою силу, показывать величайшее чудо — идёт по воде.
Приходит к апостолам, которые терпят бедствие на воде. И когда они в смущении говорят: «Не призрак ли это?», то слышат в ответ такие слова: не бойтесь, сей аз, сие Я. Тут можно сказать, что Он говорит и о Себе, то, что не бойтесь, я не призрак, это Я — Иисус. Но на самом деле Он говорит и об этой буре. Эта буря — это Я, это рука Божия, это Он ниспослал эту бурю на море для того, чтобы апостолов лишить этого чувства уверенности, что они в крепкой лодке, поэтому они по этой воде движутся.
Не бывает в нашей жизни тихой воды. Не бывает какой-то надёжности там, где нет Господа, там, где нет Христа. Он говорит: сем аз — и в этой буре, и в том, что лодка не перевернулась еще до этого мгновения. И в том, что вода отвердела под стопами Христа и под стопами апостола Петра. В том, что Христос спас апостола Петра из бури. В этом всем есть Он.
Сегодня такие бури вокруг нас бушуют. Сначала буря болезни, теперь буря войны. Какие еще бури предстоят — не знаем. Но мы должны себя ощущать, как апостолы в воде. Да, вокруг все бушует, и страшно. Но Господь эту бурю посылает нас ради, нашего ради спасения, чтобы нас укрепить в вере. Чтобы мы не забывали, что ни один волос с нашей головы не упадет без воли на то Божией. Мы должны быть верными и искать Господа и в тишине нашей молитвы, и в трудах, которые мы по жизни с вами совершаем.
Сегодня мы освятили мед. Сегодня первый день Успенского поста, короткого, благодатного, двухнедельного Богородичного поста. И мед освящаем, мед, который стал результатом больших трудов пчел, творений Божиих, которые послушны в руке Божией. Большого труда людей, которые за пчелами ухаживали, мед собрали, принесли сюда. Самое сладкое, наверное, что есть на земле из природных даров — как раз мед.
Здесь мы вспоминаем слова пророка Давида о том, что паче меда устом моим словеса Твоя. Сладость слова Божия, об этом свидетельствуют многие люди, которые эту сладость вкусили, сладость слова Божия слаще, чем мед. И мы сейчас, в начале поста, этот мед вкусим, а потом в неделе дай Бог нам пожить, потрудиться, поискать сладости в словах Божиих, сладости в чтениях, в сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы. В чтении, кто что читает — Евангелие, наставления святых отец, дай нам Бог сладость и познать нашего Господа, чтобы Он милует и спасает нас Своей благодатью и человеколюбием во всяк дни наши.