О празднике Успения, почитании Богородицы и о Церковном единстве рассказал в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— С Праздником вас, дорогие братья и сестры!
Наступило событие, к которому мы с вами готовились на протяжении двух недель в течение строгого поста. Очищали себя молитвой, покаянием. Украшали добрым нравом и делами милосердия. Старались исправить свою жизнь, просветить душу и очистить тело. И вот мы должны быть, соблюдая все, быть готовы восторжествовать вместе с Церковью, отмечая событие, которое святитель Григорий Палама называет «Радостным праздником и всемирным торжеством».
Образ жизни христианина является живым доказательством действия Евангелия на земле. И жизнь Пресвятой Богородицы, в высшей степени, была таким свидетельством. Ее избрание Всемогущим Творцом в качестве удивительного сосуда для рождения Божественного Сына, подкреплялось в предшествующий период, а тем более последующий, Ее образом жизни. Здесь достоинство и избрание нераздельны, и никто и никогда не был введен в соблазн жизнью Богородицы, кроме тех, кто соблазнялся о Самом Христе Спасителе.
И каждый из нас, дорогие братья и сестры, также когда-то был избран. Приведен к крещению нашим Ангелом Хранителем, и в купели получил Божественные дары к жизни и святому Воскресению. Присовокупили ли мы к этому еще наше достоинство? Смогли ли стать образом Христовым для окружающих? Прозвучало ли Евангелие в нашей жизни, как самая главная ее нота и для нас, и для всей вселенной? Чаще нет. Потому так привлекательны для нас примеры святых, а тем более, Самой Пресвятой Богородицы, потому что они вдохновляют к вере в Спасителя, когда собственные силы слабы и рассеяны.
Итог жизни любого человека подводится его кончиной. Той чертой, за которой изменить что-то, переделать, начать сызнова уже не получится. Смерть – это и избавление от текущей тяжести жизни, но и самый волнительный переход. В смерти мы можем обрести Христа и встречу с Ним, а можем наследовать и тьму кромешную. Смерть, отчасти, напоминает рождение младенца из утробы матери. Такой же кризис и радикальный переход от одного состояния к другому. Знает ли младенец, что там, где нет уже всеобъемлющего материнского лона, комфортного, питательного, привычного, пусть и чуть тесного, там – на свету и свободе лучше? А наша душа и ум, прекрасно знают, что после нашей земной кончины, нас ждет лучшее воскресение в жизнь вечную. И тем не менее, мы трепещем и волнуемся при встрече со смертью.
И совсем не такова она у святых. И тем более не такова, у Девы Марии, почему и торжество носит мягкое и утешительное название – Успение. Для Богородицы, чья жизнь всецело отдана и посвящена Богу, как самому главному сокровищу этого мира, которое не сравнимо ни с какими временными достижениями, встреча с Ним в Своей кончине – величайшая радость. И мы в Церкви становимся свидетелями того, как радость одного человека, тем более Той, что «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», становится радостью всех. В Церкви нет принципа – каждый за себя. Мы за себя – когда ответственны за грех. И мы всегда вместе, когда в Царстве Небесном. Потому у нас и «Отче наш» и «помилуй меня грешного». Спасаемся всегда вместе, гибнем лишь – по отдельности и отделенности. И Богородица в Успении не покидает нас. Она по воле Бога Творца, еще явственнее свидетельствует о соединении Неба и Земли, которые совершил Иисус Христос, будучи, по преданию Церкви, в Своем Пречистом теле изъятой у могилы. Как раз для того, чтобы и Своим переходом в вечную вечность всегда пребывать и с нами и Бога лицезреть как Он есть.
Проникнувшись этим всемирным торжеством явного подтверждения Евангельской веры в Воскресение, апостолы оставили нам прекрасный литургический возглас с этого события: «Пресвятая Богородица, помогай нам»!
Пусть же Ее помощь, братья и сестры, сопутствует всем нам ныне и присно и во веки веков, аминь!