По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 августа 2021

«Святость достижима, было бы желание»: архимандрит Димитрий (Байбаков) о духовной жизни

О святости и теплохладности в нашей жизни, о духовной зрелости, несмотря на возраст, и о примере угодников Божиих рассказал в слове проповеди за Божественной литургией в день памяти целителя Пантелеимона настоятель храма святого Пантелеимона города Екатеринбурга архимандрит Димитрий (Байбаков).

— Есть замечательная книга, называется Псалтирь.

Псалтирь надо читать как можно чаще, постоянно, может быть, даже в ежедневном режиме, потому что все ее слова буквально золотые.  Псалтирь и в радости, Псалтирь и в скорби, Псалтирь, и когда устал, и Псалтирь, когда и весел. И вот в 111 псалме есть такие замечательные строчки: «В вечной памяти будет праведник».

Сегодня мы празднуем день удивительного и замечательного человека, врача, святого, святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он один из тех тысяч православных святых, к кому самым непосредственным образом относятся эти слова: «В вечной памяти будет праведник».

В каком году принял мучение целитель Пантелеимон? В 305 году. И вот прошло 17 веков, 1716 лет, а люди к нему до сих пор идут. Много было великих личностей в истории, по времени сопоставимые со временем жизни целителя Пантелеимона. Но разве к кому-то из них так идут люди? Ведь сегодня наполнен и не только наш храм. Во всех храмах 9 августа люди обязательно есть, несмотря на будний день и так далее. Потому что сбываются эти слова: «В вечной памяти будет праведник».

Сколько бы ни прошло времени, таких людей, таких святых как целитель Пантелеимон будут не только помнить, но и почитать, и молитвенно обращаться к нему. А когда, как как не сейчас актуально обращаться в молитвах к целителю Пантелеимону? Может быть кто-то устает, а многие не устают смотреть, читать новости про коронавирус – в каких странах какая эпидситуация, сколько заразилось, сколько заболело, сколько госпитализировалось, сколько скончалось. Вся статистика по странам, по континентам и т.д. А лучше бы в это время вознести молитву целителю Пантелеимону. Не знаю, кто высчитал эту статистику, но есть такое мнение, что 90% болезней по грехам. И об этом говорят и люди гораздо более духовные, чем я, что коронавирус – действительно такое попущение всему человечеству за отступление от Бога, за теплохладность.

Ведь помните, как владыка Викентий еще говорил: привозят святыню какую-то, великую святыню, величайшую святыню, откуда-нибудь с Афона, куда женщинам вообще не попасть, а народа не так много, как хотелось бы, как должно было бы быть. То есть святыни есть, а люди не идут. И точно так же было перед революцией. Тысячи и тысячи храмов, мощей, икон, святынь, чудотворных икон, а люди теплохладные были. И чтобы взгреть веру, Господь попустил революцию, которая дала сотни новомучеников, которая всколыхнула веру в людях. Такие мы создания, что нам все время надо пинка, не литературное, может быть, выражение, тем более в проповеди. Но без пинка мы духовной жизнью жить не хотим. Нам обязательно надо, чтобы в жизни были какие-то страдания, только тогда мы одним глазком, может быть, задумаемся повернуться к Богу.

И вот 1700 лет не зарастает народная тропа и в храмы целителя Пантелеимона, и к его частичкам мощей, и к его иконам. А ведь не зря говорят, что к пустому колодцу за водой не ходят. Люди получают помощь и от целителя Пантелеимона, и от Николая Чудотворца, и от матроны Московской. И это ли не лучшее свидетельство, казалось бы, для атеистов? Посмотрите: люди идут, и идут, и идут века и тысячелетия, несмотря все гонения, несмотря на все запреты. И вновь, и вновь воздвигают храмы любимым святым своим. А почему? Потому что чувствуют поддержку. Как святой становится любимым? Ведь не просто так. А потому что люди сердцем, душой, а иногда просто физически получают помощь от святых Божиих угодников.

В память вечную будет праведник. И пройдут еще года, и года, и десятилетия, и столетия, а целитель Пантелеимон будет жить и в умах, и в сердцах, и в душах нас, наших детей, наших внуков и следующих, и следующих поколений, давая нам образец любви к Богу, любви к ближним, и образец терпения. Сколько он претерпел мучений за любовь к Богу и за любовь к людям. И надеюсь, что не отойдет милость Божия, и по молитвам целителю Пантелеимону мы будем получать и исцеление.

И еще хочу обратить внимание на то, что, конечно, иконы имеют свою специфику и не всегда на иконах можно хорошо понять возраст. Но ведь целитель Пантелеимон был совсем молодой человек. Вот мы иногда приходим в храм, особенно кто приходит первый раз, второй раз, смотрим на батюшек: «Ой, какой-то он молодой». Но ведь целителю Пантелеимону сколько лет было? 26 лет. А мы смотрим на 26-летнего батюшку: «Да какой он отец? Я ему в бабушки гожусь». Но дело то не в возрасте, дело в состоянии души, дело в зрелости духа. И в 26 лет можно быть святым. Я знаю одного батюшку в Тюменской епархии, который сейчас архимандрит. Я с ним познакомился, когда мне было 14, а ему аж 24. И батюшка на литургии светился просто. Просто от него шло сияние. И он и сейчас очень высокой духовной жизни, старец, потрясающий совершенно священник. Но он и в 24 года уже светился. Не в возрасте дело. Можно и до старости дожить и ума не нажить. Это должно быть стремление к росту души, духа, к созиданию своего сердца. Как у поэта: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». Почему мы так много сил, средств и всего вкладываем в нашу школу? Как раз для того, чтобы с самого раннего детства, с детского сада душа трудилась, душа возрастала, душа напитывалась и Божиим словом, и Божией благодатью. И тогда, может быть, в 24 года человек начнет сиять, дай Бог.

Поэтому не в возрасте дело, а в состоянии души, в стремлении. И опять же это говорит о том, что должно быть не только стремление к святости. Мы должны понимать, что это достижимо, было бы желание, было бы хотение. Очень много, особенно в советское время, было таких матушек, которых мы называли «белые платочки», «Божии одуванчики». Они ничем не примечательны. Они не совершили никакого подвига в таком светском смысле этого слова. Они, наверное, не творили никаких чудес. Они, наверное, не вызывали никаких природных стихий к жизни. Но я совершенно уверен, что это были действительно праведницы, и они действительно молятся за нас на небесах. Это было даже видно просто по лицам: спокойным, тихим, умиротворенным, просто светящимся лицам. Потому что они, несмотря на все гонения советской власти, они жили любовью к Богу. При этом они не боролись с советской властью. Они не были никакие антисоветчики, они никого не осуждали: ни Ленина, ни Сталина, никого. Они просто молились, молились, молились. Они жили церковной жизнью. Может быть даже не великие были знатоки богословия, но на лицах их отображалась духовная жизнь. Они светились.  

На сестрах милосердия иногда видишь проблески такой жизни внутренней, жизни духа. Слава Богу, и на прихожанах иногда на некоторых что-то такое проблескивает. Дай Бог, чтобы эти отблески Божественного света как можно чаще в нас загорались, как можно чаще в нас жили. И целитель Пантелеимон, в том числе, среди сонма всех святых, чтобы был нам небесным в этом помощником.