По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

22 июля 2021

«Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»: о Царственных страстотерпцах как покровителях семьи рассказал уральский батюшка

Почему верующему важно чтить Царскую семью и почему она является образцом для подражания — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

В начале беседы батюшка сказал несколько слов и проходящих в уральской столице Царских днях, посвященных 103-1 годовщине духовного подвига семьи последнего русского императора. Он отметил, что для Екатеринбурга это время особенное, статусное. Эти дни, по мнению священника, жители уральской столицы должны воспринимать с необходимостью и ответственностью. Тысячи верующих прибывают в Екатеринбург, который живёт под покровительством святой великомученицы Екатерины. Они приезжают, чтобы помолиться, почувствовать единство духа и веры, чтобы обратиться к святому страстотерпцу государю императору Николаю II и его августейшей семье, помолиться о тех нуждах, которые у каждого имеются.

Говоря о Царской семье, священник отметил важную добродетель, которой обладали Николай Александрович, Александра Феодоровна и их дети – жертвенность.

Самое главное свойство любви — жертвенность, если ее нет, а есть какие-то иные чувства, то это не любовь, подчеркнул отец Даниил. Бог есть любовь, в основе жизни Бога тоже лежит жертвенность, ради человека Бог творит жертвенность, потому что любовь изливается на внешнее, она не зиждется на самой себе.

Батюшка напомнил, что когда началась Первая мировая война, старшие княжны и царица Александра начали трудиться и помогать в госпиталях. Это пример жертвенной любви, которая заключается не только внутри семьи, а изливается во вне. Сегодня человек должен находить для себя основания, чтобы приобретать духовный иммунитет. Если этого не будет, тогда, безусловно, все духовные болезни будут легко проникать в нашу жизнь и приводить к раздробленности нас самих. Это самый печальный вирус, с которым человек должен бороться. Вера, надежда и любовь — три составляющие жизни, которые делают человека счастливым. Из всех трёх компонентов самым важным и главным является любовь, считает батюшка.

— Вера без любви холодна, надежда без любви является мрачной. Любовь — это тот огонь, который зажигает веру, а свет, исходящий из любви, обращает надежду в уверенность. Эти три компонента дают возможность нам находить в себе силы, энергию для осуществления наших христианских призваний и видеть пример святых, которые его осуществили, — подчеркнул священнослужитель.

Святые страстотерпцы являются для людей примером семейных ценностей. Тема семьи открывается для современного мира через идеал, через воплощение семейных ценностей святыми людьми, верующими людьми и христианами. Когда человек говорит о семье, он говорит о ней в контексте взаимоотношений мужчины и женщины в браке, в контексте воспитания детей. Но батюшка расширил это понятие. Он считает, что семья — это та общность людей, которую Бог, Творец определил человеку. Пастырь предложил слушателям подумать над этим определением. Семья — это не просто отношения между мужчиной и женщиной, это вещи намного шире, включающие в себя многие обстоятельства.

— Вспомните, когда вы приходите в дружный коллектив, в общество людей, и отмечаете про себя, что эти люди трудятся вместе, будто они большая дружная семья. Такое бывало с каждым. Наши приходы, храмы и Церковь в целом — они устроены именно таким образом. Чувство семьи становится одним из основополагающих стимулов и движений, — отметил батюшка. — В праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, было Евангельское чтение о том, когда святой апостол Петр спрашивает Господа, что получат те люди, которые оставили всё и последовали за ним. И Господь ему отвечает, что они получат во стократ в будущем Царстве Небесном. Когда мы говорим о семье и семейных ценностях вне контекста христианских основополагающих смыслов, об этом говорить достаточно сложно.

Батюшка предложил слушателям обратиться к наиболее ярким моментам семейной жизни Царственных страстотерпцев, которые для нас открыты благодаря публикациям историков. Священнослужитель отметил интересный факт: в Российской Империи процент бракоразводных дел составлял от 2 до 2,5%. На сегодняшний день больше 50% браков распадаются в первые 2-3 года семейной жизни. Бракоразводный процесс перестал вызывать вопросы в обществе. С чем же связан такой маленький процент разводов в Российской Империи? Что мы потеряли и упустили сегодня, какие процессы ведут к этим пагубным вещам? Батюшка предложил обратиться к семейным ценностям Царской семьи. В их основе было важнейшее христианское понятие — целомудрие. Сегодня люди стыдятся его и пытаются от него откреститься, забыть.

— Целомудрие как чистота души и тела, целостное отношение к жизни, где вершиной всего является Бог. У современного человека размываются понятия греха, иерархической структуры, приоритетов. Если у нас под ногами нет достаточного основания и твердого стержня, коим всегда для нас являлась наша православная вера, то о чем мы можем говорить? — спросил батюшка. — Святитель Иоанн Шанхайский говорил, что наши русские святые являют для нас то духовное небо, под которым воспитывалось, созидалось и создавалось наше Отечество.  Сегодня мы от этих основ пытаемся отказаться, смотрим в разные стороны, стремимся к просвещенному Западу. К сожалению, сегодня те, у кого находятся рычаги управления государством, подчас не знают и не понимают, куда стремиться и на что ориентироваться. А мы просим посмотреть на то, какую жизнь и в управленческом плане, и в личном прожил святой страстотерпец император Николай II со своей августейшей семьей.

Батюшка ответил на вопрос, почему сегодня Царские дни — это то время и место, когда прибывают тысячи и тысячи людей со всего нашего Отечества, со всего мира. Всё потому, что святой страстотерпец Николай Александрович явился для людей по-настоящему государственником, он был с народом, он остался с народом и сегодня, он собирает людей. Это связано не только с мученической смертью Царя и всей его семьи, но это было связано и со всей его деятельностью, когда он находился у кормила Российского государства. Как на самом высоком уровне он собирал людей вокруг себя, так это было и в личной жизни, где он был во главе, в основе своей семьи. Батюшка отметил, что не случайно патриархальный уклад является основополагающей вещью для создания, жизни и развития нормальной семьи.

Патриархальный совсем не означает унижение супруга. В Писании есть слова святого апостола Павла: «Жена да убоится своего мужа», но речь здесь идет о том, что жена должна бояться потерять своего мужа, а супруг должен любить свою жену, как свое тело. Сегодня этому противостоят собственные амбиции. Христианство вернуло женщине то высокое положение, которое Господь Бог даровал ей, когда ее сотворил. Древние иудеи молились так: «Господи, благодарю тебя, что ты не создал меня рабом, язычником или женщиной». Христианство же ставит на один уровень женщину с мужчиной. И сегодня очень странно звучат вызовы феминизма. Верующий человек, знающий Священное Писание, видит, что в основе подобных вызовов лежит грех. Он является той вещью, которая разделяет и вносит проблемы в жизнь людей.

— Как показывают исследования историков, Царь и Царица старались возделывать свои чувства любви. Этому нам нужно было бы поучиться.  Сегодня понятие любви чрезмерно опошлено, оно становится совершенно невнятным, неясным. В него вкладывают самые разнообразные вещи, которые можно себе только представить, с отрицательным элементом. Святой апостол Павел в Послании коринфянам, 13 главе описывает высочайшие смыслы и свойства любви. Из записок общения между Царем и Царицей мы видим, что они понимали семейную жизнь как место тепла и нежности, — отметил отец Даниил.

Очень важна в семье роль отца, подчеркнул священник. Дети поймут и ощутят любовь к себе только через внимание, которое им оказывается родителями, близкими людьми. Царь Николай II, несмотря на управление большим государством, находил время и занимался со своими детьми, читал им русских классиков, общался с ними. Все эти моменты складываются в полноценный образ людей, которых мы запечатлели как святых, прославили в лике святых. Эти люди в силу своей христианской принадлежности, глубоких переживаний, глубокой религиозности находили друг в друге и ощущали ту святость, к которой нас призывает Спаситель.

Воспитание детей также очень важно. Царица говорила своему сыну Алексею, что не стоит гордиться своим положением, перед Богом все равны. Это глубокие основы воспитания транслируются для нас в подвиге Государя и всей его семьи, когда у них была возможность уехать, покинуть Россию, спрятаться, но они остались с народом.

Батюшка процитировал слова императрицы: «Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей». В детях, которые проявляют определённые девиации, мы должны видеть отражение самих себя, отметил батюшка.  Находить друг в друге святость и относиться друг к другу с уважением — это наше призвание не только внутри семьи, но и со всеми людьми, потому что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. А современный человек пытается омрачить это, теряет наше христианское отношение.

— Мы говорим, что семья — это ячейка общества, наше государство состоит из маленьких и больших семей, из взаимоотношений. А если эти взаимоотношения токсичны, весь организм токсичен. Ну, и куда мы придем, куда мы движемся? Нужно начинать с поддержки семьи для того, чтобы современному человеку предлагались соответствующие идеалы. Для нас это и покровители семьи и брака, и святая Царская семья. Поддержка государства должна быть не только в плане семейных отношений, но и в плане духовных основ, того фундамента, тех железобетонных сцепок, которые у нас имеются, — подчеркнул отец Даниил.

Батюшку спросили, что делать, если родители православные, а дети не хотят воцерковляться и иметь связь с Церковью. Нужно выяснить, почему это происходит. Возможно, что допущены ошибки в воспитании детей, в общении. В такой ситуации нельзя дать какой-то общий ответ, каждый случай индивидуален. Но такая ситуация, как отметил батюшка, достаточно распространённая сегодня в семьях верующих людей. Нужно воспитываться в первую очередь самим. Если же жена и дети неверующие, то по мере возможности нужно молиться, причащаться Святых Христовых Тайн, а к жене и детям относится с уважением.

— Возможно, неверующий супруг спасается человеком верующим, — отметил иерей Даниил.

Уныние может возникать, когда наши близкие люди не разделяют наших взглядов, нашего мироощущения. Но задача христианина нести тяготы, трудиться, обращаться к Господу. Бог не может дать человеку то, что ему противно, неприятно. Скорей всего, это личные ошибки человека, считает батюшка.

— Сегодня мы должны видеть и чувствовать вещи, которые нас связывают, мы должны говорить о единстве, в основе которого лежит наша православная вера, наши святые, — отметил батюшка. — В дни празднования святых Царственных страстотерпцев хочется чувствовать в нашей большой семье, в Церкви не разъединяющие нас вещи, коими являются грехи, а напротив – созидающие: чувство любви, единения в достижении самых хороших устремлений. Молитвами святых Царственных страстотерпцев Господь сохранит нас, наши благие намерения утвердит и укрепит, от злых и хульных вещей оградит, а к добрым и полезным вещам направит. Все трудности мы преодолеем, как их преодолевала святая Царская семья. И какой замечательный пример для нас они явили в своём служении Отечеству, в своему служении друг другу, потому что их служение было настоящим, подлинным, христианским, Евангельским служением, — заключил священник.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?»;

— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов».

Действующие лица