По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

23 июня 2021

«Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»: как сохранить межконфессиональный мир, рассказали уральские батюшки

Как сохранить многонациональный мир и укреплять межконфессиональное взаимодействие: на эти вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответили старший священник Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья иерей Павел Кононенко и настоятель храма во имя святителя Стефана Великопермского иерей Александр Карачев.

Батюшки рассказали слушателям о своей поездке в начале июня в составе делегации общественности Среднего Урала в Чечню, Северную Осетию и Ставропольский край. Они побывали в  в местах трагедий и местах памяти героев, освобождавших заложников в ходе различных террористических актов, посетили места, которые изменили жизнь непосредственных участников этих трагических событий.

— Мы поехали, чтобы открыть для себя кавказские народы, их религиозную составляющую, жизнь, культуру и быт. Эта поездка была очень полезной, интересной, общение с этими людьми открывает какой-то новый мир, духовный мир ислама, — отметил отец Александр. — Мы увидели, как Грозный преобразился, изменился. Увидели, что делается для того, чтобы эти изменения сохранить, сохранить стабильность и избежать страшных событий, которые там происходили.

Священники рассказали о поездке в Будённовск, где в 1995 году был совершён террористический акт, в ходе которого была захвачена больница и заложники. Им удалось встретиться с одной из заложниц тех событий – Оксаной Куриловой. В ходе духовной беседы она рассказала о тех страшных событиях и выводах, которые она для себя сделала.  Священники отметили, что каждый человек после таких страшных событий, после смерти знакомых, друзей, близких начинает задумываться о вечных ценностях, а не о временных. Как считает иерей Александр Карачёв, безусловно, вопросы работы, образования и так далее важны, но часто, пребывая в суете этих мыслей и потребностей, человек забывает о вечных ценностях. 

— То, что она пережила, не могло не изменить её внутренний мир. Я спросил Оксану, что в её жизни поменялось коренным образом? Меня удивил её ответ — она перестала осуждать. Это одна из целей христианской жизни — не осуждать никого. И этого она добилась вот такой ценой. Она перестала осуждать тех террористов, она сказала, что простить не сможет, потому что это, действительно, психологическая травма. Но она их не осуждает, — сказал отец Павел.

Как рассказала Оксана батюшкам во время встречи, один и тот же террорист-мужчина вёл себя в разных ситуациях по-разному. Он отбирал воду и еду у детей — это одна его сторона. Но женщина увидела его в другой ситуации, когда он готов был закрыть своей грудью этих детей во время начала штурма, обстрела. Она видела, как этот мужчина выносил раненых. И это один и тот же человек, террорист. Этот случай и привёл Оксану к выводу о том, что осуждать нельзя. Каждый человек ведёт себя в разных ситуациях по-разному, мы не знаем, как он поступит в трудную минуту. Отец Александр объяснил, что мы можем осудить человека за какой-то его проступок, но в другой раз он может совершить доброе дело, положить жизнь за други своя, и тем самым нести мученический венец спасения своего. Человек не имеет права осуждать, сам Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете».

Священнослужители рассказали и о встрече с еще одним заложником в больнице — хирургом Верой Васильевной Чепуриной. Она и сегодня работает в больнице, не оставила ее, продолжает исполняет свой долг врача.  Во время захвата больницы врачи лечили всех — и заложников, и террористов, и батюшки сказали, что Вера Васильевна исполняла свой долг, не задумываясь, кто перед ней, и это было трудно.  Она поведала батюшкам о том, что страшнее всего было, когда врачи спасали кого-то, а их потом убивали.

Во время поездки по Чечне отец Павел и отец Андрей открыли для себя удивительный мир города-героя Грозного. Там люди практикуют свою веру, а не просто номинально называют себя верующими. Они живут с этой верой и воспитывают в ней своих детей. Батюшки отметили, что для них удивительным событием стало посещение православного храма во имя Архангела Михаила, где 19 мая 2018 года было совершено нападение террористов. Бандиты закрылись в храме и стреляли из него, и пули попали в иконы Архангела Михаила и другие образа.

— Удивительно, что эти пули, пробив стекло, не задели самого образа, какое чудо было совершено! Это чудо! Сам Господь таким чудесным образом объявился и сохранил жизнь людей, потому что, действительно, могли бы всех там убить, но Господь сохранил жизнь людей и только один человек пострадал и умер из всех прихожан, — отметил отец Александр.

Посетили батюшки и школу в Беслане, где 1 сентября 2004 года произошёл захват заложников и в результате теракта погибли 334 человека. Священники поделились со слушателями своими ощущениям от нахождения в том самом спортзале, где сейчас стоят игрушки, фотографии детей и вода, которую не давали заложникам. Как отметили священнослужители, это непередаваемые ощущения, настолько это страшно.

— Ценой своей жизни эти младенцы, отроки, юноши говорят нам сегодня: «Остановитесь, посмотрите вокруг себя, посмотрите на детей, как они растут, как вы их воспитываете, как  с ними и друг с другом общаетесь? Цените ли те минуты и мгновения, которые могут остаться историей из-за неправильного восприятия тех или иных принципов жизни, религиозных, нравственных устоев, догматов, того или иного обстоятельства в жизни. И все может в одночасье рухнуть», — сказал отец Александр. — Прошло почти 17 лет, но до сих пор это все как живое, ты заходишь и окунаешься в это событие, которое, если мы будем игнорировать культурное, духовное и нравственное воспитание себя и детей, культурное и нравственное общение, то, к сожалению, это событие повторится. И недавняя трагедия в Казани тому пример. Господь дал человеку безвозмездно дар не для того, чтобы он положил его под подушку, а для того, чтобы человек пользовался — приносил пользу другому, а не себе.

Грозный, как считает батюшка Павел, это реальный пример того изменения в человеческой жизни, которая стремится к миру, к мирному сосуществованию между народами, между людьми, между мусульманами и православными или другими конфессиями. Грозный был сравнен с землёй, и люди своими руками, работая ночами и днями, сами для себя отстраивали этот город из руин. Как отметил пастырь, они делали это, чтобы жить мирно, работать, воспитывать детей, делать все в мире, чтобы помогать друг другу. И такое возможно только при правильном воспитании. Всё начинается с семьи, подчеркнули священнослужители. Общаясь с жителями Грозного, батюшки не раз слышали, что воспитание детей начинается не с 20 лет, а с детского сада. И продолжается воспитание до момента, пока дети не женятся или не выходят замуж. Тогда уже они живут отдельно, но продолжают почитать родителей.

— Мы были на православном русском кладбище в Грозном, оно действующее, открытое. Там похоронены участники первой и второй чеченских войн, войны в Афганистане, герои Великой Отечественной войны. Там двое уральских советских воинов погребены в общей братской могиле. И за этим кладбищем ухаживают мусульмане. Мусульмане, которых мы порой себе неправильно представляем, ухаживают за нашими войнами, мы этого не делаем, они делают за нас. Они приводят в порядок могилы, и каждый год 9 мая там совершается молитва и возлагаются цветы на братской могиле. Мы видим пример того, что жизнь людей меняется, пусть и после трагических событий. Не дай Бог нам их переживать, — подчеркнул отец Павел.

Как отметил иерей Александр Карачёв, институт ислама даёт достойное религиозное образование жителям Грозного, которое исключает радикальный подход к исламу. Находясь в Чечне, по словам батюшек, они ощущали единство меду православием и исламом. Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы. Бог по любви своей дает жизнь миру и свободу человеку как великий дар. Он сотворил нас по образу Своему, и проявление образа и есть свобода выбора. Сам человек выбирает, как поступать и как жить. Это великий дар Бога, проявление Его любви к нам. Батюшки уверены, что это нужно объяснить как в православии, так и в исламе. Уважение к своей вере, культуре — это и есть здравое восприятие религии, уверен батюшка Александр.

— В Грозном делают многое для того, чтобы православие там нашло место для себя. Мы это почувствовали, увидели. Это очень отрадно. Такое живое общение помогает открыть глаза на серьезные вещи. Мы общались с представителями молодежной политики Чеченской республики, они рассказывали, что сделали, чтобы молодежь физически развивалась и воспитывалась. Это удивительный опыт, — подчеркнул отец Александр. — И то гостеприимство, общение с молодежью, подростками позволило нам увидеть, что республика Чечня всецело стремится развить тот мир, который устроен большими усилиями. От нас требуется взять их в пример и развивать добрые начинания. Они много, чего делают, чтобы их народ процветал духовно-нравственно, физически. В этом мы могли бы пучиться у них.

В Чечне духовно-нравственное воспитание прописано в законе, есть духовно-нравственная концепция на уровне республики, которая реализуется с детского сада, всё основано на духовности, нравственности, вере в Бога, отметили батюшки. У учащихся и рабочих входит в обязанность ходить в музеи, принимать участие в культурных мероприятиях, например, в возложение венков в какие-то памятные даты. Во время участия в таких мероприятиях, по мнению батюшки, закладывается правильное воспитание.  Батюшки удивлены тем, что в наших школах сейчас невозможно заговорить о Боге, нравственности, стоит негласное табу об элементарной культуре, воспитанности. Как считает отец Павел, это от того, что у нас не прописано в законе о духовно-нравственном воспитании.

Самое главное, подчеркнул батюшка Александр, сохранять межэтнический мир. От русских должно быть встречное гостеприимство, уважение другой религии и культуры. Это будет возможно только при условии, если человек будет знать свою религию и культуру и жить ей. Культурный человек, нравственно-духовный человек не позволит себе отрицательно и плохо относится к людям другой веры и нации.

Отцов спросили, какие уроки можно сделать из их поездки? А урок простой, последовал ответ: нужно ценить человеческую жизнь и отношения родителей к детям, уделять детям должное внимание и заботу. Сталкиваясь со страшными событиями, узнавая о них, дети начинают задумываться о ценности своей жизни, чтобы ее впустую не тратить. Батюшки считают, что из посещения мест трагедий можно извлечь много уроков.

Батюшки еще раз подчеркнули, что человеку дана свобода, чтобы он не допуска каких-либо неправильных действий, чтобы не допускать Норд-Ост, Буденновск, Беслан и прочие трагедии, которые воплощаются из-за неверного восприятия мира. И надо потратить свои собственные усилия на духовую безопасность граждан. Помимо политической подоплеки у террориста есть религиозная составляющая, то есть неправильное понимание совей веры. Незнание веры и порождает такие вещи. Священники уверены, что люди могут дойти до безумия без доброго фундамента веры. И она должна воплощаться в жизнь через добрые дела милосердия, сострадания.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».