Что такое чудо в жизни христианина, и правильно ли жить в его ожидании; а также чем опасно обращение к магам и экстрасенсам для христианина — об этом и многом другом в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» рассказал иерей Павел Поздин, настоятель храма во имя святителя Николая села Курганово, помощник благочинного Полевского церковного округа по миссионерской работе.
Отец Павел рассказал, что храм, в котором он служит настоятелем, освящен в честь угодника Божия, помощника людей, заступника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. И многие спрашивают, как святой Николай Чудотворец помогает общине? Священник ответил, что приход чувствует огромную поддержку этого великого угодника Божия. Известно, что святитель Николай у многих ассоциируется с тем святым, который очень быстро приходит на помощь и избавляет от бед, зол. В храме во имя святителя Николая есть великая святыня — икона великого чудотворца святителя Николая с небольшой частичкой его мощей. Многие об этом знают и специально приезжают сюда. Настоятель видит, как люди горячо молятся у этой иконы, обращаются к святителю Николаю с разными с просьбами, многие стоят на коленях, некоторые простаивают часами около иконы, и люди плачут — вот насколько людей умиляет присутствие благодати Божьей и святителя Николая. Люди приходят потом в храм, благодарят святителя Николая за помощь, поддержку, которую он им оказал в жизни.
Батюшка рассказал интересный факт: на родине святителя Николая в городе Мире провинция Ликия (это старое название города, сейчас это турецкий город Демре), археологами был обнаружен старинный храм, посвященный святителю Николаю. В этом храме длительное время находились мощи святого, которые в 1087 были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. Сейчас это место в Турции посещают множество паломников, туристов. При входе в храм стоит памятник, посвященный святителю Николаю. И такой же памятник есть на верхней площадке храма. На одном памятнике святитель Николай изображен в облачении православного епископа, а на втором в образе Санта Клауса, как его почитают на Западе, и также в России он ассоциируется с Дедом Морозом. Известно, что храм святителя Николая посещают не только православные или паломники из христианских стран, но заходят турки, мусульмане, они также молятся ему. Многие из них получают на свои прошения ответ, он помогает даже иноверцам, и тем более христианам. Святитель Николай именуется Чудотворцем в силу множества чудес, совершенных им при жизни и совершаемых по сей день по молитвам этому дивному святому.
Христианская вера основана на вере в чудо, подчеркнул священнослужитель. Чудо — это вера в сверхъестественное, какие-то события, сверхприродные действия промысла Божьего. Первое, с чего начинается жизнь христианина, это признание того, что есть Бог, что мир не сам по себе произошел от простого случая, а сотворен Всевышним Творцом. Второй шаг — признание чуда Боговоплощения, что на землю пришел Господь наш Иисус Христос, стал человеком, во всем нам подобным, кроме греха. Самое главное признание — чудо воскресения Господа Иисуса Христа, что «воскресение» — это не просто какое-то красиво словосочетание, а реальный факт, который произошел на земле в истории человечества, и есть доказательства этому факту. Если соотносить исторические события и те данные, которые даются в Священном Писании, и изучать какие-то косвенные источники, то мы увидим, что действительно воскресение Иисуса Христа, вознесение Его на Небо — это реальный исторический факт.
— Мы как христиане должны признать, что есть множество повторяющихся чудес, которые были в истории Церкви. Когда апостолы начали свою проповедь, собрались вместе на молитву, на них сошел Дух Святой в виде огненных языков пламени, и они все получили дар говорения на иностранных языках, дар чудотворения, дар исцеления. И в дальнейшем пошли по всему миру и стали учить, исполняя заповеди Христовы, все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Многие язычники и иудеи присоединялись к их проповеди, видя знамения, великие чудеса, которые совершались по молитвам апостолов, — отметил отец Павел.
Чудеса Божии можно разделить на два типа, продолжил священник. Первые чудеса — нежданные, когда верующий человек оказывается в каких-то опасных событиях для своей жизни и чудесным образом остается жив. Человек начинает анализировать и понимать, что это не ряд совпадений, что есть Бог, Который хранит его, помогает ему. Вторые чудеса — ожидаемые, человек надеется их от Бога получить, особенно, когда находится в трудных житейских обстоятельствах. И часто Господь помогает. Кто-то скажет, что христиане слабые люди и не могут решать свои проблемы, возлагают на Бога и ждут, когда Господь им поможет. На самом деле это неверно, считает батюшка.
— Конечно, мы стараемся решать свои насущные вопросы и активно действуем в этом мире, занимаем активную гражданскую позицию, социальную. Но, с другой стороны, мы понимаем, что не все может быть легко решаемо человеком, нашими слабыми силами, поэтому мы обращаемся к Богу, к святым. И они помогают нам во всем, — подчеркнул священнослужитель.
Есть люди, которым чудо Божие необходимо для укрепления в вере, чтобы найти путь к Богу. Такие люди молятся Господу, обращаются к Нему, для них важно, чтобы Господь им ответил, и Он отвечает им через людей, через жизненные обстоятельства. И такой человек приходит к Богу. Другой тип людей ждет чуда Божьего и обращается к Богу, но для них это обращение как проявление их собственной какой-то значимости, духовной силы. Батюшка встречал людей духовно неопытных, они рассуждают так: «Я помолился, по моей молитве что-то совершается», обычно это новоначальные христиане, студенты первого курса семинарии. Например, говорят, что молились — и человек выздоровел. Это бывает от неопытности, но если так продолжится и дальше, то человек впадет в состояние духовной прелести, возгордится.
Иерей Павел Поздин является специалистом в области сектоведения, он рассказал, что псевдохристиане, которые называют себя христианами веры Евангельской, пятидесятниками, харизматиками, верят, что Бог всю силу отдал христианам, и только христиане могут силу Божественную аккумулировать. Их принцип — во что верую, то и получаю. Человек уверен, что чем крепче его слово, молитва, тем лучше результат. Даже запрещено в данном направлении сектантства утверждать, что ты болеешь или ты грешник, потому что каждое слово и каждое утверждение порождает некую энергию, которая разрушает человека.
— Как-то мне попалась газета новохаризматиков, где на обложке было написано: «Семилетняя девочка воскресла». В статье говорилось, что пастырь данной религиозной группы ехал на машине, сбил девочку и вместо того, чтобы вызвать медиков и полицию, он взял ее, положил в машину и повез в свою общину. Она к этому времени была уже мертва. Затем сектанты встали в круг, взялись за руки, начали молиться, и девочка воскресла. Возникает вопрос: было ли это чудо, реально произошло или нет, была ли девочка мертва? Но здесь важно направление мысли и чувств этих людей, это мы называем экзальтацией — то есть настолько люди экзальтированны, что они утверждают, что сила их веры и молитвы настолько сильная, что могут совершать такие чудеса, как апостолы. Это направление духовной жизни ведет в никуда, к духовному краху, — подчеркнул батюшка.
В христианстве принято считать, что чудеса могут быть как от Бога, так и от дьявола, это утверждается и на страницах Священного Писания. В наше время стало актуально рассуждать об апокалипсисе, о втором пришествии Иисуса Христа и предшествующих этому мировых событиях. Батюшка отметил, что в Апокалипсисе в 13 главе говорится, что предшествовать этому пришествию будет не только появление этой печати, она появляется в конце, а некий зверь, выходящий из моря, которому была нанесена некая смертельная рана, которая потом исцелилась. Можно сказать, что деятельность Антихриста начнется с чудес, может быть, даже чуда, которое совершил Господь Иисус Христос. Везде говорится, что дьявол может много, но не может воскресить человека, даровать ему жизнь. Это будет некая имитация Божественного чуда. Дьявол часто выдает за чудо то, что таковым не является. Есть такие чудеса, которые творятся различными магами, целителями, колдунами. К ним обращаются люди за советом, помощью.
— Еще в 90-е годы были проповедники, чудотворцы, которые выступали на телевидении: Кашпирвский, Чумак. Собирали целые аудитории, люди приносили им огромные деньги. Но в конечном итоге последовала серия разоблачения. Казалось бы, что люди сегодня стали более образованными, но нет — людей, верящих магам, колдунам, экстрасенсам не становится меньше, — отметил батюшка.
Слушатели задали отцу Павлу вопрос, в чем разница настоящей христианской веры и увлечением магизмом, оккультизмом? В том, что люди, которые обращаются за помощью посредством магических манипуляций, обращаются не к Богу, ответил пастырь. Их не интересует, кто стоит за решением их проблем. В целом, они воспринимают это как фатальную силу. В религиозной вере важно, к кому ты обращаешься. Самый главный аспект в жизни христианина — познание Бога и познание самого себя. Через призму познания самого себя мы познаем Бога, а познавая Бога, познаем самих себя. А Бог в христианстве мыслится как личность, христианин имеет личное общение с Богом. Поэтому молитва не может быть только как прошение о каких-то чудесах. Батюшка напомнил, что молитва — это разговор, беседа с Богом. Человек как с близким другом может поделиться своими проблемами с Господом, искать сочувствия, благодарить, обращаться. Молитва христианина — это живой разговор с Богом. У неопятидесятников молитва — это манипуляции Богом или высшей силой, их не интересует сам Бог, личность Иисуса Христа абсолютно не раскрывается в их творениях, писаниях, проповедях, заметил отец Павел.
— Чтобы слово Божие понимать, нужно стремиться к познанию Самого Творца. А как познать Бога? Стараться христианские заповеди и Евангелие воплощать в своей жизни, хотя бы в чем-то малом, например, научиться творить милостыню, жалеть других людей, не удовольствоваться своими действиями, — отметил священнослужитель. — От видимости своих несовершенств у нас появится воздыхание сердца, настоящая молитва, мы будем знать, о чем Бога молить, просить, о чем говорить на исповеди. Исповедь — это не психологический тренинг, это не работа с психологом.
Есть люди, гоняющиеся за чудесами, им кажется, что если они не видят чудес, то их духовная жизнь замерла, не развивается. Погоня за чудесами не приносит пользы, человек впадет в некую суету, и эта суетность может сыграть злую шутку для христианина, считает батюшка. Например, если человек увидит, что чудеса в его жизни перестали происходить, что ничего не меняется, на его молитвы нет ответа, то он впадет в уныние, отойдет от веры либо начнет искать чудеса на стороне или увлекаться оккультными вещами. Когда человек говорит, что он молится 10 лет и у него ничего не получается, а вот его знакомая сходила на какой-то тренинг к экстрасенсу и получила просимое, то он хочет также. Первая беседа у этого экстрасенса бесплатная, и на таких беседах псевдоучителя умеют манипулировать сознанием людей, рассказывают истории успеха. Послушав такое, человеку хочется, чтобы и у него в жизни все происходило быстро, без усилий. И он попадает в эту ловушку, одержимый желанием быстрой помощи, успеха. И в конченом итоге, такой человек отдает свои деньги, лишается физического, психического здоровья, и у него остается только иллюзия успеха, потому что часто все истории, рассказанные на камеру, придуманные. Погоня за чудесами оборачивается против него.
Батюшка рассказал один случай из жизни. В его подъезде заболела 20-летняя женщина, на тот момент у нее уже было двое детей. У нее была онкология, четвертая степень рака. Ее мама услышала, что есть какой-то экстрасенс, который может помочь. И она задала вопрос отцу Павлу, нужно ли обратиться к этому целителю.
— Я сказал ни в коем случае не обращаться к экстрасенсу, предложил идти в храм, где есть чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», к которой многие обращаются и получают помощь от Божьей Матери в исцелении от онкологии, в частности. Она меня не послушала и повела свою дочь к экстрасенсу, он произвел какие-то манипуляции над ней, и ей стало полегче. Облегчение длились недолго, головные боли вернулись с новой силой, и позже оказалось, что это уже четвертая степень рака головного мозга, и помочь ей не могли даже врачи. Девушка умерла. По молитве, по вере, могла ли она получить от Бога исцеление? Думаю, что да, как верующий человек я в это верю. И они могли обратится к врачам, не терять это время. Но оно было упущено. И естественно, что экстрасенс за свои манипуляции ответственности не понес, — рассказал батюшка.
Отец Павел отметил, что есть разные болезни, например, системные, которые всю жизнь сопутствуют человеку, но он от них не умирает. Например, человек с юности заболел чем-то и доживает с этой болезнью до глубокой старости. И в конце жизни обнаруживается, что его болезнь способствовала развитию каких-то духовных качеств в человеке, и многие люди говорят, что благодарны Богу, потому что этой болезнью Он их от чего-то ограждал, смирял.
— Как-то меня пригласили освятить большой богатый дом. Когда я зашел в дом, увидел, что там идет ремонт. Меня встретил сын хозяина дома. Хозяин лежал в кровати и тяжко страдал от онкологии, четвертая степень рака, от него отказались врачи. И сам по себе вид человека представлял скелет, обтянутый кожей желтого цвета. Я сразу понял, что жить человеку осталось недолго, это было видно. Мы с ним общались, он исповедовался и сказал такую фразу, которая меня поразила. Он не был воцерколвенным, но Бога обрел именно за то время, когда лежал больной в кровати. Он говорил: «Я, отец Павел, очень благодарен Богу за то, что Он дал мне эту болезнь». Казалось бы, за что благодарить, ему было лет 50, это не старость, это активный возраст, он многое делал. Но я так понял, что именно в болезнь его посетил Христос, и для меня как для священника был такой урок, что Бог не оставляет человека даже на краю гибели. Не нужно унывать, роптать, нужно за все Бога благодарить, не терять надежд, потому что Господь как посылает болезнь, так и дает исцеление, помощь. Он дает нам и испытания, и здравие. Мы должны благодарить Бога за все, — отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей никита Заболотнов: «У подростка должна произойти личная встреча с Богом»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Мы должны стать мастерами в духовной жизни»;
— иерей Сергий Шумков: «Раскрыть таланты и найти свое предназначение поможет православная вера»;
— иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
— иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
— иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
— игумен Петр (Мажетов): «Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
— протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».