Как относиться к современной музыке, стоит ли разрешать ее слушать детям или нужно слушать лишь классику: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Павел Старков, исполняющий обязанности руководителя молодежного отдела Екатеринбургской епархии, настоятель прихода во имя Порт-Артурской иконы Божией Матери.
Батюшка около 10 лет служил в Свято-Троицком кафедральном соборе города Екатеринбурга, возглавлял молодежный клуб при храме, затем работал проректором по воспитательной работе Екатеринбургской духовной семинарии. Поэтому даже без специального музыкального образования отцу Павлу близки и понятны современные молодежные тренды.
Батюшка начал прямой эфир с того, что напомнил слушателям о разных музыкальных предпочтениях каждого человека. Есть люди, которые не любят никакую музыку, и батюшка знаком с ними лично. В современном мире музыку можно слушать не только по радио или телевидению, но и в интернете. Там есть удивительный по своим масштабам пласт музыкальных исполнителей. Например, стриминговый сервис Spotify.
— Есть известные заслуженные эстрадные современные исполнители, например, Полина Гагарина, Дмитрий Билан и т.д. Но есть еще и такие исполнители, имя которых приходит не в силу знакомства с творчеством, а в силу того, что имя просто обсуждаемо. Например, с творчеством Алишера Моргенштерна я знаком только номинально. Недоумение и расстройство родителей обосновано, их можно понять. Они говорят, что надо запретить Моргенштерну выступать. Без обид, это имя нарицательное. Родители не знают, как зовут исполнителей, они услышали трек, в котором им что-то не понравилось, и всех обобщают. Это тоже неправильно, — считает батюшка.
Что же расстраивает родителей? Им непонятна эта музыка. «Зуммерам», тем, кто рожден после 2000 года, нужен вайб (настроение; от английского vibe или vibration — вибрация, атмосфера – прим. ред.), атмосферность, чтобы качало, отметил батюшка. Они хотят подвигаться под ритм музыки. Нецензурная брань, эпатаж и непристойное поведение, которое транслируется в музыкальных клипах, текст с чернотой и отсутствие смысла — это не нравится родителям. Хотя батюшка отметил, что какой-то смысл, наверное, в этих песнях есть.
Священнослужитель отметил интересный факт: музыкальное направление рэп, которое сейчас популярно, было популярно в 90-е годы на Западе больше, чем в России. В 90-е батюшка слышал от людей слова, что рок — это музыка сатаны, ее нужно запретить. «Интересно, что бы сказали эти люди, слушая сегодняшние современные треки в интернете?», — задал вопрос иерей.
— Прежде чем ругать, осуждать и спорить с детьми, нужно вспомнить то, что слушали мы сами в том же возрасте или то, что слушали наши родители, — отметил батюшка. — У всех были свои музыкальные кумиры, и нам родители также предлагали слушать другую музыку и принять ее как настоящую. Это неправильно, нам было неприятно слышать критику в свой адрес. Будучи подростками, преисполненными юношеского максимализма, мы отстаивали себя и говорили, что Nirvana, Limp Bizkit и т.д. — молодцы. Музыка имеет свойство быть зрелой. В интервью солист группы The Rolling Stones говорил про одну из своих песен. Он сам недоумевал, как он мог это петь? Люди взрослеют.
В 60-70-е годы XX века на отечественной эстраде были такие исполнители как Валентина Толкунова, Людмила Зыкина. Эти песни становились народными, они ложились на сердце. Помимо фольклорных песен мощным подспорьем стала эстрада. Это было хорошее время для музыки, считает батюшка. В это же время на Западе постоянно шло какое-то развитие, разнообразие и все пытались как-то выделиться. Они привлекали к себе внимание эпатажем, например, солист The Doors Джим Моррисон просто так мог обругать зрителей. Мировые звезды The Beatles, The Rolling Stones тоже порой вытворяли какие-то странные вещи. Эпатаж был всегда, отметил священник. Исполнители также использовали скверные слова в своих песнях, не так часто, но все же это было. Ничего нового в образе нынешних музыкальных героев не произошло.
Что же привлекает детей в песнях с ругательствами? Они знают, что материться не хорошо, папа с мамой запрещают, ставят в угол. А на сцене человек с микрофоном восклицает эти слова, его слушают. Он бросил вызов, он нигилист, сражается с реальностью, с действительностью. Это такой дух протеста, отметил отец Павел, это манифест внутренней свободы, «я творю и говорю, что хочу».
Также на сцене исполнители воспевают богатство, они всегда стараются хорошо одеться, на них различные драгоценности. Получается, что он не только бросает вызов, но и говорит, что можно разбогатеть, что каждый этого может достичь. И дети хотят, они берут для себя такой пример поведения. Что же делать родителям? Батюшка считает, что не стоит сразу то или иное музыкальное произведение необоснованно критиковать, нужно попытаться объяснить, как данный исполнитель пришел к своей славе. Как говорили наши пращуры, «без труда не вынешь и рыбку из пруда». Поэтому, когда дети говорят, что хотят быть похожими на своего кумира, надо сказать, что им нужно трудиться. Хочешь быть известным — работай, учись, трудись, осваивай.
— Если бы не было афроамериканской музыки, то, наверное, и не было бы того многообразия и того музыкального бума, который случился. Она дала импульс развитию западной музыке. У нас не возникает негативной реакции, когда мы вспоминаем Уитни Хьюстон, Эллу Фицджеральд и других, которые ассоциируются со спокойствием, талантом, изяществом. Даже The Beatles кажутся спокойными, Элвис Пресли, хотя он выглядел достаточно вызывающе. Не стоит сразу клеймить современных музыкантов. Нужно понять, что это такое, разобраться. И объяснить детям, как это все работает, — подчеркнул священнослужитель.
Батюшка отметил, что есть такие исполнители, которые спели одну или несколько песню и исчезли, он назвал их one-hit-maker. Например, Джон Скэтмэн, человек, который обратил свой недуг — заикание — во благо и исполнил пару удачных танцевальных треков. Бобби МакФеррин, который ассоциируется только с песней Don't worry, be happy, хотя он мультиинстурменталист и потрясающий человек. Нужно прививать ребенку музыкальный вкус, слушать с ним разную музыку.
— В советских мультиках музыку можно слушать как самостоятельные произведения, они мощные, глубокие, интересные. Когда мы включаем такую музыку детям, они это слышат и им будет, с чем сравнить с точки зрения музыкальной гармонии. Ребенок поймет, что разница очевидна. Я со своими детьми слушаю разную музыку, в том числе классическую. Она сама по себе сложная для восприятия, она непростая, — рассказал отец Павел.
Один из слушателей рассказал, что, готовясь к исповеди, наткнулась на «список грехов», в котором есть пункт — прослушивание рока. Отец Павел отметил, что есть разные жанры рока. Хеви-метал, например, музыка не для слабонервных, особенно если там есть гроул (диафрагмальный бас – прим. ред.), который невозможно слушать, но некоторым людям это нравится.
— У группы «Наутилус помпилиус» есть песня «Видишь, там на горе возвышается крест» на стихи Ильи Кормильцева. Это библейский текст, и очень много религиозных текстов в рок-музыке. Есть христианский рок, православный, — привел пример священник.
Иногда родители устраивают ребенку музыкальную терапию. Батюшка считает, что такие вещи должны делаться по обоюдному согласию. И что очень важно, родители должны сначала принять то, что слушают их дети. Не должно быть противостояний музыкальных поколений и внутрисемейных. Родители должны сказать: «Давай послушаем, о чем они поют, ты знаешь?». Если песня на иностранном языке, очень важно прочитать перевод, о чем они поют, порой это открывает ребенку глаза.
— Бывает интересная музыкальная ткань, смена ритма, разнообразие жанров. Например, в технопоп или синтепоп вкрапили регги. Интересно? Да. Но о чем они поют? Как родители вы должны сначала принять детей. Они открывают вам свое нутро. Это хороший способ достичь эмпатии, внутренней степени доверия. К этому нужно отнестись очень трепетно и с глубоким уважением. И поверьте, ребенок это оценит. И для него, даже если вы не сойдетесь во мнении, будет очень важно то, что вы принимаете его. Вспомните, что все взрослеют, и ваш ребенок вырастет и станет более мудрым. И ваши ссоры останутся в виде шрама на сердце, — подытожил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».