Какие задачи стоят в новом учебном году, для чего нужны новое учебники по основам православной культуры, как относиться к современному дистанционному образованию — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии иерей Андрей Щукин.
В начале разговора батюшка выразил уверенность, что для человека важно каждый период своей жизни обогащаться новыми знаниями. Когда начинается новый учебный год, человек задумывается, какими знаниями он обладает, делают ли они его счастливым. Любой настоящий образовательный процесс, который приближает человека к образу Божьему, это процесс радостный. Открывая для себя что-то новое в этом мире, человек радуется Творцу. И эта радость — естественная реакция человека, который открывает Божий мир для себя, отметил священник.
Но помимо начала нового учебного года начинается и новый церковный год. Православные христиане вступают в то время, которое позволяет вновь приблизиться к тому замыслу Божьему, который вложен в воспоминания священных событий, которые связаны со Христом и Божьей Матерью.
— Церковный год — это период, когда мы вновь проходим по известным для нас всем событиям, начиная от Рождества Богоматери. Они для многих из нас уже понятны, но каждый раз Церковь, вновь переживая и вспоминая священные события, свидетельствует нам и всему миру о том, что Христос посреди нас. Задача нового учебного года и церковного года для православного человека — свидетельствовать о том, что Христос посреди нас, — отметил батюшка.
Отец Андрей в ходе беседы спросил слушателей: «Готовы ли мы быть с Господом, идти по пути, который Он предлагает? Как мы можем свидетельствовать о том, что Христос посреди нас?». И ответил: свидетельствовать можно словом и делом. Свидетельство словом заключается в знании слова Божьего. Для православного христианина есть темы в богословии, которые не всегда будут понятны. Христианин размышляет о том откровении Божьем, которое дано, но в нем есть темы, которые трудно понять и осознать. Слово Божие, уверен священнослужитель, только тогда понятно и усвоено взрослым, когда оно для него является животворящим, является основой его жизни, основой его чувств, поступков. И взрослый человек, который собирается открывать слово Божие другому, должен это понимать. Батюшка подчеркнул, что слово Божие надо понимать именно в том контексте, в котором его понимают люди, которые уже прожили и достигли славы Божией — святые отцы.
— Мы обучаемся слову Божьему подобно предыдущему поколению христиан. Предыдущее поколение святых, научившихся слову Божьему, открывших его для себя, они являются для нас первыми учителями — как нам жить в присутствии Христа. Потому что Христос посреди нас, а нам необходимо быть чуткими к Его присутствию. Святые были чуткими. И мы должны поступать подобно им, — считает иерей Андрей. — Человек, который хочет открыть для себя силу слова Божиего, изучает его, открывает его в толкованиях святых отцов. Но этого мало. Свидетельствуем мы о том, что Христос посреди нас и делом. Если наши поступки лишены любви, то все тщетно. Если мы, будучи педагогами, выходим к детям, к людям, которые хотят услышать слово Божие, и в своей жизни не подтверждаем силу слова Божьего в поступках, делах, то тогда нам не стоить браться за такое сложное дело как учительство. Задача каждого нового учебного года для всякого педагога и священнослужителя, который приступает к учительству, простая — не мешать Богу вести человека по Ему одному известному пути. Бог знает нас, Он Сам ведет человека. Верующий православный педагог не должен мешать Богу.
Батюшка рассказал слушателям, что новый учебный год в воскресных школах Екатеринбургской епархии и в Русской Православной Церкви посвящен эпохе Петра I. Важно увидеть жизнь святых людей конца XVII – начала XVIII века. Христиане жили при разных правителях. И нет сомнений в том, что Господь ведет человека в разные периоды истории к Своей славе, желает его наградить Своей славой, наградить его блаженством, которое всегда начинается на земле.
Иерей Андрей Щукин отметил важный момент — религиозное образование всегда начинается в семье. Очень важно, когда первые примеры христианской жизни открываются через родительскую любовь. Религиозные знания, помимо образовательных учреждений, можно получить в своем приходе. На приходе всегда должна быть воскресная школа для детей и взрослых. В ней по совместному участию священнослужителей и прихожан устраивается попечение о людях, которые хотят узнать о слове Божьем. Это и есть самое главное попечение о том, чтобы человек получил религиозное образование. Возрастая и ходя в храм Божий, человек должен научиться жить в той свободе, которую открывает людям Христос.
Христианин всегда живет при храме, в который он ходит. Его жизнь наполнена церковными Таинствами, заботой и делами о ближних, делами радости. И они помогают человеку чувствовать присутствие Бога в его жизни. На любом приходе человек может получить много полезного для себя. Человек в каждый период жизни, в том числе в начале нового учебного и церковного года должен задать себе вопрос: во Христе ли я, стою ли я в истине и свободе, которую даровал мне Христос или же для меня, наоборот, важно то, что за меня кто-то что-то сделает?
— Некоторые думают, что есть какая-то уникальная методика того, как человека сделать православным христианином. Так думать неправильно. В Евангелие мы видим метод Христа, как Он заботится о нас, как Он открывает нам Себя и смыслы жизни и будущего века. Методика Христа такова, что Христос приходит к человеку в трудный момент его жизни. Нам иногда кажется, что мы нашли Христа, что мы вышли на ту дорогу, где мы Его встретили. Но на самом деле это не так. В Евангелие Спаситель напомнил Своим ученикам: «Только не думайте о том, что вы Меня нашли. Я вас нашел, я вас избрал». И на это стоит обратить внимание, потому что именно Господь нас находит. Он оставляет апостолам очень понятную методику о том, как передавать последующим поколениям те знания, которые нам открыты. Этой методикой мы пользуемся и по сей день. Её можно назвать свидетельством. «И вы, — говорит Христос апостолам, — будете мне свидетелями до края земли», — рассказал священнослужитель.
Свидетельствовать о Христе, по мнению батюшки, может тот человек, который действительно послушен Христу словом и делом. Если слова расходятся с делами, то свидетельство не есть истина. Если дела расходятся со словами о Христе, значит, человек не так понял Христа. И если он таким образом будет вести другого человека, нагружать его какими-то знаниями о Боге, мире, церкви, а сам будет расстроенным, разобщенным внутри, лишенным Христовой люби, то они оба упадут в яму. Как произнес Христос апостолам: «Если слепой ведет слепого, не оба ли упадут в яму?». В отношении учительства надо быть очень осторожными. Апостол Павел напоминает об этом: «Не всякий стремись кого-то учить о слове Божьем».
Педагогика — это наука о том, как передавать знания от одного поколения другому, отметил батюшка. Методик передачи знаний множество, все они разные, в чем-то сходятся, в чем-то различаются. Есть педагогика апостола Павла, педагогика апостола Иоанна Богослова, педагогика апостола Петра. Но все они говорят о Христе. И если это свидетельство о Христе не подтверждено, а апостолы подтверждали его своим делом и любовью, то человек может за ним не следовать. Но предание Церкви говорит о том, что путь апостолов был верным, потому что они до конца были верны Христу. И у христиан есть возможность воспользоваться их способом быть верными Христу.
Есть святые отцы, которые более близки к нам по времени. Их прекрасные истории позволяют нам преодолевать те трудности, которые выпадают в ХХI веке. Открывая для себя жизнь святого человека, мы радуемся. Батюшка привел в пример жизнь праведного Симеона Верхотурского чудотворца, святого XVII — XVIII веков. Его жизнь во Христе и по сей день является весьма актуальной. И священнослужитель уверен, что в наше время мы можем многому у него научиться. Господь прославил путь, который выбрал Симеон Верхотурский, потому что он действительно истинный. А христианам имеет смысл держаться истины.
Если человек чувствует признание Божье стать теологом или священнослужителем, то надо понимать, что это не обязательный путь человека, напомнил батюшка. Если мы чувствуем эту заинтересованность и то, что Господь дает нам на этом пути достичь простых успехов, то можно продолжить религиозное образование в высших учебных заведениях, где изучают теологию, или в духовной семинарии, академии. Это призвание должно быть подкреплено свидетельством Церкви, других людей, которые могут сказать человеку, что да, Господь его призывает к этому служению. Но если человек переполнен своим желанием кого-то учить и наставлять, то возможно для него это просто искушение.
В общеобразовательных школах почти 10 лет используется учебное пособие об основах православной культуры. Но время идет вперед, а в образовательной среде всегда есть момент, когда приходится что-то корректировать, не меняя сути. Так произошло и с учебником «Основы православной культуры» для 4 класса. Меняется аудитория, четвероклассники нашего времени немного другие, у них больше активности, заинтересованности в каких-то особых темах. И педагоги корректируют учебные пособия, которые используются в общеобразовательной школе. Издательство «Просвещение» подготовило новый учебник по основам православной культуры. Батюшка рассказал, что в новое учебное пособие внесены определенные коррективы, которые позволяют еще более удобно использовать его в образовательном процессе.
Как знания помогают преодолевать трудности в нашей жизни? Любое знание о Боге — это знание, которое должно иметь, прежде всего, заинтересованность самих взрослых, знание должно иметь силу, когда учитель выходит к своей аудитории. Эта сила появляется только тогда, когда взрослый хорошо знает предмет, который преподает. Каждый педагог повышает свою педагогическую компетенцию. Это важно делать в отношении знаний, связанных с религиозной культурой.
— Иногда мы отвлекаемся, иногда суета сбивает с того служения, которое мы несем на себе. Нам очень важно для себя открыть всю ту глубину предмета, который преподаем детям. Это касается любого предмета. Когда образовательный процесс соединен с той заботой, которую ребенку оказывает семья, тогда у нас есть возможность дать ученику способ преодолевать какие-то трудности. Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания являются одними из важных вопросов в образовательном процессе общеобразовательной школы или высшего учебного заведения. Педагог должен понимать важность своего предмета, он должен понимать, что мир ребенка — это то, к чему надо относиться как к тайне. Нельзя врываться в душу того человека, который является твоим учеником. Все духовно-нравственные процессы должны быть связаны со свободой. Как педагоги мы можем призывать человека быть добрым, милосердным, дружелюбным, благоговейным. Но у нас нет власти и права заставлять человека что-то знать, понимать. Сам Бог позволяет нам быть незнающими, и Он нас принимает такими, какие мы есть. Мы совершаем ошибки, но Церковь говорит, что именно в этот момент Господь нас не отстраняет от Себя, а еще больше любит и готов больше предпринять усилий для нашего спасения, чтобы мы оставили грех, чтобы почувствовать радость свободы от греха,- сказал батюшка.
По ходу беседы священник рассказал о дистанционном обучении – вынужденным мерам, с которыми пришлось столкнуться. Какие-то технологии прочно входят в наш мир, и надо уметь правильно ими пользоваться. Для христианина надо понимать, что человек может стать рабом любой новой вещи, которая появляется в этом мире благодаря человеческому труду. Человек может стать зависимым от телефона или компьютера. Но дистанционное образование имеет смысл тогда, когда человек находится в условиях невозможности быть в том месте, где получают образование. Но нельзя назвать дистанционным образованием общение по телефону, Zoom или какой-то программе, которая позволяет встретиться в виртуальном пространстве. Это технология, с которой надо научится жить. Но не надо уповать на нее, потому что ничто не может заменить человеческого диалога, когда мы встречаемся друг с другом. Это общение укрепляет нашу дружбу, отметил батюшка. А дружба — это замысел Божий. Дружба иногда помогает человеку преодолевать трудности в жизни. Во время пандемии мы могли проявить свои дружеские чувства к тем, кто нуждался в нашей помощи. Христианин тот человек, который, прежде всего, спешит на помощь нуждающимся.
Батюшка пожелал слушателям быть внимательными и любознательными, потому что Господь открывает очень многие вещи, дает возможность почувствовать свое присутствие в этой жизни. Это важно и спасительно для всех нас.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «В почитании есть и покаяние»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».