Что такое чудо в жизни христианина, стоит ли о нем просить Господа и как к нему относиться, если оно произошло — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Андрей Юганец, благочинный Рождественского церковного округа, настоятель храма в честь Рождества Христова города Екатеринбурга.
Батюшка поздравил слушателей с началом Успенского поста, который открывается в церковном календаре праздником Изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день на середину храма для молящихся выносится Крест для воспоминания событий, которые были сопряжены с чудесами. Батюшка рассказал слушателям историю праздника. В Византии, чтобы победить болезни, выносили Честное Древо Животворящего Креста Господня на поклонение людям, и таким образом благодаря вере, молитве, чуду, происходящему от Животворящего Креста Господня, люди получали исцеление. В этот день в Русской Церкви принято освящать воду, поэтому в храмах проходят водосвятные молебны.
— В этот день христиане вспоминают, как Великий равноапостольный князь Владимир крестил Русь, и в память об этом событии совершается водоосвящение. По традиции принято этот день называть Медовым Спасом. В этот день во многих храмах освящают мед. В храме Рождества Христова, где я являюсь настоятелем, тоже совершается освящение меда нового сбора. Уже третий год в нашем храме предлагают людям мед с пасеки храма святителя Василия Великого из Башкирии, — рассказал священнослужитель.
Несколько лет отец Андрей служил настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в городе Реже и исполнял должность благочинного Режевского округа Екатеринбургской епархии. В Реже, отметил пастырь, люди очень сильно и на протяжении многих веков почитают святителя Николая, которого церковь величает Чудотворцем. В Реже есть место, где когда-то совершилось чудо по молитвам к святителю Николаю Чудотворцу. Суть этой истории такая: некий купец, человек деловой, торговый привозил товар, и на его обоз было совершено разбойничье нападение. Человек бросил имущество, убежал в лес, стал молиться святителю Николаю Чудотворцу с просьбой об избавлении. Напал туман, человек заблудился и в итоге оказался у своего обоза — и никаких разбойников не было. Этот человек в память об этом чуде поставил там памятный знак, который был разрушен в советское время, но потом восстановлен.
Традиционно к этому памятному знаку, установленному более 100 лет назад, совершались крестные ходы. Издревле сохранилось название этой дороги — Никольская дорога. И возникшее неподалеку в советское время кладбище люди стали называть Никольским. Там был построен храм, и по благословению правящего архиерея этому храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца.
Будучи настоятелем храма во имя святого Иоанна Предтечи города Режа, отец Андрей немало способствовал возрождению старинной православной традиции тех мест – крестному ходу по Никольской дороге. Летний крестный ход в Реже с тех пор проводится 11 августа, в день рождения Николая Чудотворца, недавно отмеченный православным миром. Крестный ход по Никольской дороге является свидетельством веры, убежденности в том, что чудеса в жизни христианина происходят по промыслу Божьему.
Для православных христиан чудо — сверхъестественное явление, которое в принципе не должно было случиться в жизни человека или общества в силу физических законов, иных законов этого мира, где мы живем. Но, тем не менее, это явление происходит, потому что есть некто — наш Бог, наш Творец, Создатель, для которого законы естества, физики, химии не являются никакой преградой, уверен батюшка. Господь с легкостью может совершать свои деяния, не обращая внимания на эти законы. О чудесах Божиих свидетельствует в первую очередь Священное Писание Ветхого Завета, Нового Завета. Батюшка напомнил чудеса Бога: умножение хлебов — как Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей; исцеление прокаженного; исцеление тещи апостола Петра; исцеление кровоточивой женщины; исцеление сухорукого; хождение по водам Господа; изгнание бесов; исцеление слуги сотника, воскрешение сына наинской вдовы, воскрешение четырехдневного Лазаря.
— Но самое главное великое чудо, о котором свидетельствует Священное Писание Евангелия, которое переводится как благая весть — весть о воскрешении Господа нашего Иисуса Христа. Это самое главное чудо в жизни любого христианина, независимо от того, какие бы чудеса с нами лично не происходили, — подчеркнул батюшка. — Священное Предание повествует нам о неких явлениях, которые невозможно объяснить с точки зрения науки, человеческой логике. Рождение Господа тоже чудо невероятное, необъяснимое, выходящее за рамки человеческого земного опыта, логики. Есть свидетельства о чуде наших близкий людей. Каждый христианин, если он внимательно ведет свою жизнь, обращается к Богу, то он видит и знает, когда и в какие моменты жизни Господь откликается на молитвы и проявляет свою Божественную заботу в жизни человека.
В годы своей юности отец Андрей был прихожанином храма в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость» в городе Пыть-Яхе в ХМАО. В житие святого святителя Димитрия Ростовского есть свидетельство о чуде, связанное с этой иконой. Был человек, который вел нечестивый образ жизни, жил блудно, но, тем не менее, обращался к Матери Божьей, молился ей непрестанно, а потом отправлялся на свои греховные деяния. И произошло чудо — во время молитвы он увидел, как на иконе на руках Богомладенца Иисуса появились кровяные язвы, потеки. Для него это стало чудом, важным и нужным событием в жизни, и он смог покаяться, обратиться от своих грехов.
Батюшка предостерег слушателей от лжечудес. Они могут производиться при помощи нечистой силы, чтобы вводить людей в заблуждение. Очень много обличал лжедуховности святитель Игнатий Брянчанинов, он всегда говорил, что нужно осторожно подходить к таким вещам как чудотворение, изгнание бесов. Христианина должен волновать вопрос, что произойдет после чуда. С человеком, который молился иконе Богоматери «Нечаянная радость», случилась шоковая терапия, необходимая, чтоб он оставил грех, исправился и обратился к Богу с покаянием. Батюшка задал вопрос слушателям для размышления: если чудеса совершаются, чтобы впечатлить нас, собрать вокруг чудотворца какое-то количество людей, подогревать интерес, то возникает вопрос — зачем?
В ходе прямого эфира слушатели спросили священнослужителя, стоит ли постоянно помышлять и неустанно просить Господа о чуде и как относиться к чуду, если оно не совершается, и что делать, если оно совершилось? Батюшка подчеркнул и еще раз напомнил, что христианин не может эксплуатировать Господа. Человеку очень хотелось бы, чтобы Господь был его персональным охранником, защитником, доктором, заступником, не смотря на образ жизни человека.
— Вот человек проснулся, вспомнил, помолился, поставил свечку и автоматом Господь включается в его жизнь и начинает действовать — это не христианский подход, и мы не можем таким образом относится к Богу. Мы не можем ему навязывать свою волю, у нас есть молитва «Отче наш», которая учит нас не свою волю навязывать Богу, а учиться видеть Его святую волю в нашей жизни. Даже когда православные христиане что-то просят, они должны каждую молитву свою заключать словами о воле Божественной, которая является для нас благой и спасительной. Если чуда не свершается, нужно смириться, если чудо совершилось, нужно благодарить Господа. Если это делается от чистого сердца, ради прославления Господа, то можно рассказать о чуде. А если мы хотим поведать всему миру о том, какие мы великие молитвенники, что по нашим молитвам совершаются чудеса, то не стоит, — считает иерей Андрей Юганец.
Христианин, по мнению батюшки, это тот человек, который познал себя, честно посмотрел в свою душу и признался в своих пороках, недостатках, страстях, грехах. И чуда от Бога он может ожидать одного — освободиться от своих грехов и не совершать других. Каждый христианин ожидает такого чуда — победы над грехом.
Батюшка также затронул такую тему как православный магизм, когда люди верят, например, в то, что если поставленная ими свечка сгорит не целиком, то просимое ими не исполнится. Священнослужитель отметил, что запрос на православный магизм происходит от того, что люди не знают и не понимают Бога. Язычники, общаясь с неведомыми духами, хотят их задобрить, и такое же отношение люди хотят навязать Богу — это неправильно.
— Если бы люди знали Бога, знали бы, какими свойствами Он обладает, что Бог есть любовь, то они бы понимали, что невозможно найти волшебное заклинание, чтобы навязать свою волю неведомому существу. Найти дар на земле и им удивить Бога невозможно, потому что Бог — Творец Земли, планеты, вселенной. К сожалению, до сих пор присутствует православный магизм, но постепенно он отходит на нет, современные православные христиане стараются развивать в себе познание о Боге. Для этого есть все необходимое: воскресные школы, православные газеты, радио, телеканалы, учебные заведение, миссионерские институты, семинарии и прочее, — отметил отец Андрей.
У священника спросили, можно ли назвать чудом сам факт сохранения Русской Православной Церкви после нескольких десятилетий гонения? Иерей Андрей отметил, что история Церкви — тоже Священное Предание, хотя, может быть, на данный момент времени этот священный момент не виден людям. Новомученики и исповедники Церкви Русской стали историей Церкви. Благодаря исповедованию, крови новомучеников, Церковь устояла, она была уничтожена, но воскресла. И сегодня строятся новые храмы, общины, епархии, учебные заведения.
— Мы живем в мире, где сталкиваемся с проблемами, но Церковь существует благодаря новомученикам и исповедникам, которые положили за нее свою жизнь. Благополучие Церкви и верующих людей на самом деле является кажущимся, потому что общество человеческое непостоянно, и быть уверенным, что через 5-10 лет будет также, мы не можем. Господь от нас ожидает исповедования каждый день нашей жизни, — отметил батюшка.
Но говорить о том, что христианам было тяжело только в советский период времени, неверно. Да, в то время, если ребенок приходил в школу и у него был нательный крестик, его могли вывести перед всем классом и сделать замечание, попытаться крестик снять. Батюшка рассказал, что когда в 90-е годы он и другие молодые люди приходили к вере, одноклассники, однокурсники говорили нелестные слова в их адрес, крутили пальцем у виска.
— Была необходима смелость и мужество, чтобы не стесняться и говорить о том, что да — я христианин. Наши дети в настоящее время, когда много негатива иногда распространяется в СМИ, тоже находятся в положении исповедничества. Мы должны их поддерживать, убеждать, что необходимо отставить веру во Христа, свои убеждения. И это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную, телесную, не побояться оказаться белой вороной в таком обществе, — отметил батюшка.
Батюшка поведал доподлинно известную ему историю о чуде из жизни одного священнослужителя. Когда у него серьезно заболела супруга, он совершал всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, и молился и просил Господа, чтобы послал его жене хорошего доктора, который поможет ей исцелиться. И каким было удивление батюшки, когда он пришел после всенощного бдения, вечером, освящать квартиру недалеко от храма. А после узнал, что дочка женщины, которая заказала освящение квартиры, является узким специалистом, необходимым супруге священника. В этой истории удивляет, как скоро и как быстро Матерь Божья ответила на молитвы священника.
— Хочется пожелать всем нам правильного духовного настроения, радости в Господе, чтобы мы жили не с ожиданием чудес, а с пониманием того, что сама наша жизнь, само наше присутствие в Церкви уже чудо, великая радость, — пожелал слушателям батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Александр Никулин: «В почитании есть и покаяние»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».