В чем уникальность Екатеринбургской семинарии, чему там учат, и как молодому человеку найти свое предназначение в жизни — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил ректор Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Верхней Пышме иеромонах Корнилий (Зайцев).
Батюшка начал прямой интернет-эфир с ответа на вопрос, легко ли нести послушание ректора. Это дело не простое, но благодатное, сказал отец Корнилий. Священнослужитель отметил особую ответственность ректора семинарии, потому что это дело, которое непосредственно касается воспитания будущих пастырей. Батюшка никогда не мечтал и не думал, что будет возглавлять духовную школу. В годы обучения в Московской духовной академии он нес послушание у заслуженного проректора по учебной работе Михаила Степановича Иванова. Постепенно задачи стали все более ответственными, и со временем отец Корнилий стал возглавлять учебный отдел МДА. Все навыки, приобретенные батюшкой, привлекли внимание священноначалия. На Урал он прибыл по приглашению бывшего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.
— Конечно, я боялся, я страшился, много было сомнений, справлюсь ли я, мое ли это. Но полностью ответить на этот вопрос я не в состоянии и сегодня, — отметил иеремонах Корнилий (Зайцев). — Мое послушание ректора дает мне необыкновенный заряд. Общаясь с молодыми людьми, ты сам становишься молодым, держишь себя в тонусе. Это послушание подарило мне много ярких, незабываемых впечатлений, встреч. Я познакомился с интересными людьми — это и простые студенты, и ректоры, и профессоры, преподаватели других вузов. Жизнь становится более красочной и яркой благодаря этим встречам.
Екатеринбургская духовная семинария, по мнению батюшки, — большая, дружная семья, которая живет одним устремлением — поиском Бога, смысла жизни, Божественной литургией, евхаристией. Семинария располагается на территории кафедрального Свято-Троицкого собора, который вмещает в себя всю большую академическую семью. В связи с открытием магистратуры в 2019 году пришлось искать дополнительные аудитории, общежитие. По благословению бывшего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла таким местом стала Верхняя Пышма. В здании при храме Успения Пресвятой Богородицы был сделан ремонт. Теперь тут проживает более 20 студентов подготовительного курса и магистратуры. А бакалавры живут и учатся в Екатеринбурге.
— Храм Успения в честь Пресвятой Богородицы в Верней Пышме уникальный, очень красивый, благодатный, в нем все сделано с любовью, Храм и его территория пропитаны и пронизаны человеческой любовью и заботой, — отметил отец Корнилий.
На вопрос слушателей, как ему удается сочетать обязанности ректора и настоятеля большого храма, священнослужитель ответиь, что, с одной стороны, это интересно и благодатно, с другой — есть свои сложности и трудности. Но он уверен, что Бог не по силам ноши не дает.
— Мне помогает справиться с задачами и вопросами, которые стоят передо мной как перед настоятелем храма, замечательный коллектив, община храма и те помощники, которые несут самоотверженный труд, свое служение в храме, они и делают, в основном, всю работу, которая является плодом всей красоты, что видят молящиеся. Это и те, кто убирается, трудится в храме, занимается благоустройством территории, хор, певчие, пономари. Благодаря тому, что здесь располагается семинария, этот храм имеет свои особенности. При богослужении в основном участвуют и несут свое послушание студенты семинарии. У нас есть небольшие студенческие группы, в течение всей седмицы студенты несут послушание пономаря, певчего, ризничного, звонаря. Таким образом, и храм обеспечен, и студенты проходят практику, они учатся всему тому, что потом им пригодится, когда они окажутся у себя на приходах, когда будут служить в качестве дьяконов, священников. Без совета с командой я, как правило, не принимаю никаких решений. В семинарии я общаюсь и советуюсь со студентами в семинарии, мы спрашиваю мнение друг друга. Выполнять послушание получается при поддержке каждого человека, каждого студента, который воспринимает храм, семинарию и территорию как свой родной дом. Наш храм в честь Успения Пресвятой Богородицы мы называем с ребятами нашей обителью, — сказал собеседник.
Нередко студентов семинарии можно увидеть в различных музеях. Батюшку спросили, является ли этой частью воспитания и образования в семинарии. Как отметил священнослужитель, студенты семинарии ранее именовались воспитанниками — это говорит о том, что воспитание наряду с образованием было приоритетной задачей. Задача в семинарии — не только научить, позволить прикоснуться, но и воспитать. Ведь воспитание имеет главную роль в жизни каждого человека, особенно в жизни будущего священнослужителя, который будет стоять у престола Божьего, совершать Божественную литургию, встречаться с людьми. Его слово, жизнь и поведение должны будут свидетельствовать о Христе, Церкви, богооткровенных истинах. Воспитывать можно кнутом и пряником, так бывает и в семинарии, рассказал иеромонах. Кнутом являются какие-то дополнительные работы, послушания, чтобы человек задумался и осознал, что он нарушил дисциплину. Есть и поощрения — поездки по святым местам, в столицы Родины, посещение музеев, выставок не только религиозных, но и культурных, имеющих просветительский характер и смысл. Батюшка считает, что будущему пастырю очень важно быть всесторонне образованным, эрудированным, понимать и разбираться в большинстве вопросов, важно быть в курсе последних новостей. Важно уметь анализировать, правильно воспринимать информацию, чувствовать, где фальшь и правда, иметь эстетический вкус. Это все дело воспитания.
— Мы часто ходим на выставки, в театры, и я получаю положительные отзывы и вижу, что это благоприятно влияет на моих студентов, детей, которым это нравится, которые начинают больше интересоваться, задавать вопросы, смотреть дополнительную информацию. Это служит благом, — подчеркнул иеромонах Корнилий (Зайцев).
Слушатели также спросили о необходимости светского образования перед поступлением в семинарию. Пастырь ответил, что это вопрос открытый, и каждый решает сам, необходимо ли ему светское образование. В семинарию можно поступать по окончании 11 класса. Но если у тебя будет светское образование, это никогда не помешает. Батюшка считает, что человеку, получившему светское образование, в семинарии будет не так сложно по сравнению с теми, кто пришел со школьной скамьи. Потому что люди со светским образованием уже умеют писать текст быстро, работать с литературой, писать рефераты и т.д. Но батюшка подчеркнул, что каждый человек решает для себя сам.
Один из вопросов, заданный батюшке, касался непосредственно молодежи: легко ли быть молодым? Молодые люди всегда задаются вопросами о том, как найти смысл жизни, свое предназначение, свое место в жизни. Молодому человеку необходимо найти свое призвание, определиться с будущей профессией, понять, по какому пути идти, сказал батюшка. В жизни каждого человека предстоит пройти нелегкий путь, который состоит не только из радостей, встреч и положительных эмоций. Человеку обязательно придется столкнуться с горечью и разочарованием, предательством и непониманием, завистью, ложью и клеветой. Это все жизненный опыт. С этой точки зрения молодым быть нелегко. Молодому человеку предстоит сделать выбор в пользу того, чтобы переносить эти скорби с христианским смирением, или трудности могут его сломать. Священнослужитель рассказал, что к нему обращаются молодые люди, которые потеряли жизненный путь и не чувствуют самих себя. Они начинают искать удовольствие посредством искусственных составляющих жизни. Как правило, это приводит к разочарованию, трагедии. Чтобы этого не было, большую и существенную роль может сыграть Церковь, которая может сориентировать, подсказать, открыть главную истину о том, что Бог есть любовь. И эту любовь ничто не победит в мире. Церковь готовит молодого человека к жизни, к правильному восприятию событий, помогает ему пройти достойно жизненный путь.
— В молодости кажется, что вся жизнь впереди и еще многое можно сделать. Но проходит какое-то время, ты понимаешь, что за твоими плечами уже десятки лет, а ты все также только собираешься стать хорошим христианином, хорошим другом. Церковь дает человеку соприкоснуться с вечностью. Молодые сердца, люди молодого поколения очень восприимчивы к этому. Считается хорошим тоном поругать молодежь, мол, раньше такого не было, молодежь себя так не вела. Но если оглянуться, то, мне кажется, каждое поколение из века в век говорит одни и те же слова в адрес молодого поколения. Между молодым и взрослым поколением всегда будет какая-то разница, время летит неумолимо. Поэтому понять друг друга бывает сложно, но можно, если сердца старшего и нового поколения будут объединены, открыты, соединены в Боге. Тогда конфликтов быть не может, — подчеркнул батюшка.
Каждый взрослый имеет свою позицию и свое понимание жизни, добавил он. А молодой человек ко всему открыт и готов услышать новое. Молодое сердце, как сказал священнослужитель, бьется в такт с музыкой, которую слышит, с теми ритмами жизни, которые ощущает. Легко ли быть молодым? В целом, да, молодому человеку проще, потому что он открыт, он легко принимает новое. Батюшка сравнил это с новым гаджетом: взрослому человеку сложнее к нему привыкнуть, освоить новые функции, а молодой человек все схватывает налету. Говоря о богословии, о догматике, об аскетике, иногда молодой человек более восприимчив, чем взрослый с опытом, который, например, не смог пережить предательство и теперь не доверяет людям, не доверяет Богу. Молодой человек готов ошибаться, но идти вперед.
— Одного зовут горы, ему хочется подышать этим кислородом, которое перехватывает дыхание, другому нравится море, его влечет океан. Это все неизведанное, неизвестное, но такое притягательное. И к этому тянется душа человека. А человек взрослый уже не с такой охотой соберется в горы или к океану, и вообще ему бывает сложно все бросить и поехать в отпуск, побывать в новых местах. А молодой будет стремиться к тому, чтобы познать новое, увидеть, прикоснуться к этому, он готов к новым эмоциям, — отметил иеромонах Корнилий.
В прямом эфире батюшку спросили, можно ли учиться любви на работе, в семье? Учиться любви можно везде, в любых условиях, где бы человек ни находился, уверен священнослужитель. Батюшка привел в пример отца Иоанна Крестьянкина, который прошел очень тяжелый жизненный путь и находился в местах лишения свободы. И там он тоже учился любви, учился правильно относиться к Богу, к ближнему, даже к самому себе. Любить не просто, подчеркнул иеромонах Корнилий.
— Есть разные виды любви, любить можно навязчиво, лишая свободы другого человека. Проявить себя христианином мы можем в подвиге любви. Где-то это будет терпение, где-то снисхождение, где-то какое-то доброе слово, внимание. Ведь подчас нам так не хватает внимания, ласки, заботы, доброго слова, мы часто остаемся не чуткими по отношению к другим. Если у нас плохое настроение или нам его кто-то испортил, мы тут же можем испортить его кому-то другому. Научиться правильно себя вести, правильно воспринимать все сложные ситуации — это и есть школа любви. Семья и работа — определенная школа любви, где мы должны научиться воспринимать, правильно видеть и чувствовать другого человека. Самое дорогое, что ты можешь подарить — свое время, внимание, заботу, — подчеркнул батюшка.
Священнослужителя спросили, как семинаристы находят своих будущих матушек, входит ли этот вопрос в задачи ректора? Отец Корнилий ответил, что иногда знакомятся на приходе, когда в храм ходят молодые девушки. Семинаристы могут познакомиться с девушками, которые обучаются в регентской школе. В семинарии общие не только богослужения, но и различные мероприятия — творческие вечера, концерты, прогулки в парке. В задачи ректора, как считает батюшка Корнилий, входит одно — не помешать, поддержать, если есть возможность — подсказать, если есть вопросы, то их решить. Задача ректора — не мешать.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».