Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви, как нужно проводить этот день православному христианину и что делать, если в воскресенье нужно уехать из города — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Андрей Андреев, клирик храма во имя святого целителя Пантелеимона города Екатеринбурга.
Священник начал разговор с описания дня человека, когда тот просыпается, открывает глаза, и Господь благословляет этот день. Вот человек делает утренние дела и едет на работу. Кто-то успевает совершить утреннюю молитву, а у кого-то такое насыщенное утро, что и помолиться некогда, продолжает батюшка. Человек старается быстро проговорить утреннюю молитву, как бы отчитаться перед Богом. После работы у человека есть домашние дела — прибраться, приготовить кушать, поговорить с детьми, узнать, как у них день прошёл. Он уделяет внимание жене или мужу. И вот наступает время вечерней молитвы. Дни с понедельника по пятницу практически не отличаются друг от друга, отметил отец Андрей.
Вспомнил ли человек о Боге? Помолился ли перед едой и после? Попросил ли у Бога утром благословить сегодняшний труд, чтобы им восславить Господа, отблагодарить Его за то, что дышит, живет и имеет возможность трудиться?
— Дорогие братья и сестры, мы не должны забывать одной простой вещи. Если мы на своей основной работе потрудились, потому что там цель элементарная — получить за это денежное вознаграждение, то за домашние дела не заплатят. Но это не значит, что можно отодвинуть их, нужно трудиться в семье. Плоды семейных отношений дают о себе знать сразу же, — подчеркнул батюшка.
Старается ли человек на вечернем правиле включиться в молитву? Скорей всего, он пытается планировать день следующий. Батюшка предложил слушателям проанализировать, сколько раз они вспоминают о Боге в течение дня. Хорошо, если утром вспомнили о Боге и вечером помолились. И так проходит каждый день человека, пока не наступает седьмой.
— На огласительных беседах я спрашиваю, а что для вас значит седьмой день? Отвечают: прийти в храм — это очень хороший ответ. И я спрашиваю, ради чего приходит в храм человек. Люди, которые воцерковляются, говорят, чтобы помолиться. Я отвечаю, что это правильно. А знаете ли, какое чудо происходит на Божественной литургии и ради чего люди приходят в храм, ради чего молятся в этот седьмой день? Люди начинают задумываться. Знаете ли, что ради этого чуда великого, который оставил нам Господь Бог, даже храмы строятся? Конечно, я их всех подвожу к Святому Причастию. Седьмой день состоит из вечера субботы и утра воскресенья. Всенощное бдение, которое совершается вечером в субботу и воскресная Божественная литургия, — отметил иерей Андрей Андреев.
Батюшка продолжил рассуждать, чем занимается человек в этот седьмой день. В субботу вечером – исповедь. Таинство исповеди — это необходимое действие для того, чтобы подойти к Святому Причастию. Очень часто, а точней, практически всегда в 99% случаев, священнослужитель после огласительных бесед спрашивает, что же люди узнали о Таинстве причастия. Есть три варианта ответов: первый — это принятие хлеба и вина, второй — принятие плоти и крови Христовой и третий вариант — это принятие хлеба и вина, которые символизирует плоть и кровь. Батюшка попросил слушателей ответить каждого лично на этот вопрос.
Проходит неделя за неделей. Вспоминает ли человек в эти шесть дней о тех, кого вспоминает довольно редко? В чём наше трудолюбие, неужели в суете, спрашивает слушателей батюшка? До седьмого дня это всё, действительно, суета. Но как можно потрудиться перед Богом? Батюшка привел в пример человека, просящего милость на нашем пути, ему мы можем подать. Идя по улице, мы можем сотворить Иисусову молитву. Как мы можем сейчас быть с Богом? Когда человек крестится, принимает Таинство святого крещения, он берет на себя определенную обязанность об изменении своей жизни. До Таинства крещения человеку всё прощается, смывается первородный грех, а потом начинается «запись» грехов. Отец Андрей предложил слушателям, читая Евангелие, читая утреннее и вечернее правило, спросить себя, изменилась ли наша жизнь за 5, 10, 15 лет. Исполняем ли четвертую заповедь?
А что делать людям, которым надо в выходные ехать на дачу, в деревню, в сад и на огород? Людям хочется повидаться с соседями, посадить саженцы, прополоть грядки. И всё это, отметил батюшка, они делают в выходные, игнорируя седьмой день.
— Мы понимаем, что надо нам в храме быть в воскресенье, но вот эти цветы нам важнее. А Кто создал этот мир, Кто создал солнце, которое питает травиночку, Кто посылает тот самый дождь? Мы можем попасть впросак, когда выбираем не Бога, а суету. Бог важнее. Почему мы не можем прийти в храм и помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться, почему так нельзя сделать? Почему исключается суббота и воскресенье? Рабочие люди скажут, что у них просто нет другого времени. Они с понедельника по пятницу до вечера трудились, в субботу, может быть, подольше поспали. А погода какая! Хочется насладиться этими божественными видами. Но давайте будем честными, насладиться чем? Шашлыком, какими-то веселящими напитками себя усладить, и уже неважно, закат или рассвет. А Бог в чаше, Он готов воссоединиться с тобой. Господь послал Духа Святаго на предлежащие Дары, и хлеб и вино стало телом и кровью для тебя. А ты где в храме? — спросил батюшка.
Если человек прибывает в болезненном состоянии и ему тяжело передвигаться, и доехать до храма — настоящий подвиг, то пусть этот подвиг будет совершен, считает батюшка. Он рассказал о бабе Кате, которую знал лично. Она еле-еле ходила с тростью, добиралась до храма от остановки маленькими шагами. И она говорила, что сколько в ней силы есть, она только в храм. Её жизнь была связана именно с Богом.
Иерей Андрей Андреев спросил слушателей, совершал ли кто-то для себя такой подвиг, как пожить немного в монастыре, например, недельку? Пожить с братьями, потрудиться, прочувствовать жизнь на святой земле. Сказать супруге, что после вашего возращения и она может поехать и пожить в монастыре, если, конечно, нет маленьких детей.
Слушатели спрашивали батюшку, как быть, если их пригласили в выходные в гости? Отказываться ли от этого? Отец Андрей отметил, что можно пойти в храм с утра, помолиться, причаститься и потом ехать на мероприятие. Нет греха в разделении радости с близкой подругой или другом, о том, что Господь послал его в этот мир. Но вначале Бог, а потом другие дела. А если вас пригасили на загородную базу с ночевкой? Конечно, можно поехать, но на следующей неделе на человека ложится более правильная обязанность в подготовке, нужно будет усилить свою молитву, свое благодарение о своих друзьях, своих родственников и более тщательно подготовиться к принятию святых Христовых таинств, даже с благодарностью о том, что Бог позволил явиться свидетелем торжества. Но, как верно отметил батюшка, решать это надо каждому с духовником. Если духовник говорит, что нужно быть в храме и не надо никуда ездить, значит, так тому и быть. А если Господь благословит, то можно ехать с чистым сердцем.
Батюшка разобрал ситуацию, когда у человека сменный график, и работа выпадает на воскресенье. Как быть в этом случае? Есть прекрасная возможность причаститься в любой другой день. Раз в неделю человек должен приходить в храм. Но если кто-то считает себя недостойным Святого Причастия, то он может просто прийти в дом Божий.
— Ну, не подготовились вы ко Святому Причастию, но ваша личная жертва будет заключаться в том, что вы взяли себя в руки и пришли. Вы оставили эту суету, оставили какие-то элементарные дела, но у вас есть руки и ноги, чтобы дойти, — подчеркнул батюшка.
— Для меня, когда я только-только начала воцерковляться, фраза, увиденная 10 лет назад, до сих пор очень важна: «Если на первом месте Бог, то всё остальное на своих местах». Дорогие братья и сестры, Бог ли у нас на первом месте или суета? Упаси, Господи вас, если вы правильно себе осознаете, и помогай вам, Господи, дальше идти по этому пути. Честь вам и хвала, — сказал отец Андрей.
В разговоре со слушателями батюшка отметил, что в семейных отношениях важно доносить друг до друга простую истину, важно духовно общаться. Если кто-то из супругов невоцерковленный, то ему нужно сказать, что для вас важно ходить в храм, чтобы Господь и дальше вас вразумлял.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».