Как устроен механизм попадания в зависимость и возможно ли излечиться от нее — на вопросы о современных зависимостях в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» рассказал протоиерей Игорь Бачинин, настоятель Никольского храма при Уральском государственном горном университете, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии.
По мнению батюшки, зависимость — это противоположность свободы, это потеря человеком свободы. И для того, чтобы обрести эту свободу и освободиться от зависимости, человеку нужно научиться жить трезво. Трезвость имеет отношение не только к людям, употребляющим алкоголь, подчеркнул отец Игорь. Человеку необходимо научиться жить трезвым, то обладать нравственным состоянием, нравственной ценностью и христианской добродетелью. Протоиерей Игорь Бачинин, занимаясь проблематикой зависимости уже более 30 лет, пришёл к определённым жизненным выводам, которыми и поделился со слушателями проекта «Онлайн с уральским батюшкой».
Как отметил священнослужитель, в свободе проявляется тот величайший дар Божественной любви, выстраивающей отношения человека с Господом. И уметь себя сохранить свободным, воспитать в свободе своих детей — это главная основополагающая задача любого христианина.
— Когда я был молодым человеком, у меня возник вопрос относительно религиозного выбора. Свой выбор на Православной Церкви, на христианстве я остановил, в первую очередь, потому, что это религиозная традиция, которая учит человека быть свободным, учит, как человеку обрести и сохранить себя в свободе, — отметил священнослужитель. — Религия рассказывает о радости и учит человека жить в радости. Стремление к радости и обретение радости — это одно из фундаментальных проявлений правильности организации человеческой жизни. Если у меня в жизни нет радости, то я в жизни делаю что-то не так. Все вопросы, касающиеся свободы, радости, любви, по крайней мере, для меня, были определяющими в своем религиозном выборе.
В девяностые годы у отца Игоря возникали вопросы, почему люди, которые приходят на занятия, делают всё необходимое для того, чтобы изменить свою жизнь, искренне этого хотят, но не получают результата. Хотя методология правильная и работает. Так батюшка пришёл к пониманию духовной жизни, и милостью Божией было угодно в тот период времени, что он познакомился с традицией дореволюционных обществ трезвости, существовавших в царской России. И изучение этого опыта помогло ему осознать и понять существующую проблематику.
— Сейчас я могу вполне уверенно сказать, что зависимость как таковая состоит из четырёх комплексных проблем. Первое — это физиология и биохимия. Второе — это психическое состояние человека. Третье — социум, в котором мы живем. И четвёртое — это духовная составляющая, — подчеркнул священнослужитель. — Духовность является определяющей, потому что именно она даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности. Общаясь с зависимыми людьми, я могу сказать, что у них есть недопонимание тех ценностей, которыми они живут, у них нет ясного и четкого осознания своей жизни и они находятся в той среде, которая не совсем направлена на то, чтобы человеку сохранить себя свободным. А наоборот, индустрия потребления — это система потребления, в которой мы с вами живём, именно она очень часто является первой причиной, когда человек, стремясь потреблять, отнюдь не задумывается, что он потребляет и к чему это может привести.
Во всех четырех направлениях биопсихосоциальные духовные проблемы нужно стараться решать одновременно, уверен протоиерей Игорь Бачинин. В Никольском храме, где батюшка служит настоятелем, периодически проходят занятия на эту тему. Человеку нужно понимать, как можно обрести радость. Ему необходима поддерживающая и развивающая среда, которая помогала бы ему решить эту проблему. В этой среде, как отметил батюшка, могут и должны быть люди, уже решившую эту проблему. В традиции Православной Церкви такой средой является приходское общество трезвости, в котором объединяются усилия изучения положительного опыта помощи зависимому человеку и где помогают обрести истинную свободу и радость.
С 2005 года в Свердловской области реализуется социально-психологический, педагогический проект «Будь здоров!». Он направлен на профилактику аддиктивного (зависимого) поведения. Ежегодно в этом проекте участвует от 5 до 10 000 подростков, за весь период существования проекта уже более 50 000 участников прошли свой путь.
Слушатели спросили батюшку, чем отличается алкогольная зависимость от компьютерной? В первую очередь, ответил священник, алкоголь — это химическое вещество, которое попадает в организм человека. А компьютер — это те эмоции, которые проживает человек, и они уже носят не химический характер, но, тем не менее, в организме человека запускают определённые биохимические процессы. В 2018 году ВОЗ внесла компьютерную зависимость в международный классификатор болезней. Это психическое расстройство имеет глубоко идущие последствия и до настоящего времени этот механизм полностью не изучен, и как этому противостоять, не известно. Это биопсихосоциодуховная проблема.
Люди разного возраста попадают в компьютерную зависимость. Батюшка привёл пример одного из слушателей, впоследствии ставшим прихожанином храма и сейчас ведущему активную церковную жизнь.
У подростков такая форма зависимости приводит к формированию компьютерного аутизма, когда человек, находясь в виртуальном мире, не приобретает опыта реального общения. Виртуальный мир настолько его поглощает и вовлекает, что человек не имеет возможность приобрести практического опыта общения в реальном мире, у него нет коммуникативных навыков. Как себя вести в этой ситуации — конкретных ответов батюшка дать не может. У себя на приходе в работе с молодежью он пользуется главным принципом — дать возможность приобрести необходимые переживания и опыт в реальном мире. Когда человек погружается в здоровую среду социальных связей, где имеет возможность пережить истинную радость и любовь, это дает человеку силы посмотреть на свое состояние с другой стороны. На Никольском приходе батюшка создал арт-студию, где молодые люди могут получить опыт социальной коммуникации.
Слушатели интересовались, как оградить детей от цифрового аутизма.
— Что сделать для того, чтобы оградить человека, в первую очередь подростка, от вовлечения в зависимую среду, а уже вовлеченному помочь увидеть самого себя? Я считаю, что нужно создать такие условия, или, говоря научным языком, образовательную или поддерживающую и развивающую среду, которая могла бы предложить другие приоритеты, дать возможность прожить иные ценности, сформировать иные коммуникативные связи, которые бы помогли человеку от этого избавиться, — отметил священник.
Батюшку спросили, как убедить человека в том, что у него есть зависимость? Пастырь предложил прочитать методику в книге американского автора Вернона Джонсона «Метод убеждения». Методика позволяет человеку понять и увидеть то состояние, в котором он находится. Человек должен проявить решительность и решимость избавиться от порока, и если за этим решимость не последует, то тогда никакого изменения произойти не может.
— Когда человек осознает проблему и будет готов от нее избавиться, нужно собраться с силами и сделать это, как говорится, с ближайшего понедельника, — сказал отец Игорь.
Слушатели спросили священника, какую роль в этом исцелении играет духовная жизнь? По мнению батюшки — ключевую. Существует реальный духовный мир, различные силы Божественной энергии и нечистой энергии, которая борется за человеческую душу. Традиции духовной жизни, сложившиеся за тысячелетия существования христианства на Руси, укоренились в укладе жизни и во многом способствовали сохранению человека в свободе и радости.
— У нас на кафедре мы проводим исследования в этой области. И вот это состояние религиозной образованности в настоящее время я считаю одной из приоритетных задач, которая требует пристального внимания и достаточных усилий, чтобы эту религиозную образованность могли понять, — подчеркнул батюшка. — И такой практический опыт есть. Например, приход в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Екатеринбурге, где настоятелем является Андрей Канев, организована школа покаяния, в которой как раз и ставится задача помочь людям приобрести необходимые знания.
Как молиться за зависимого человека, спросили слушатели? Батюшка ответил, что в 2014 году Синод Русской Православной Церкви утвердил чинопоследование молебного пения. Формы зависимости разнообразные, и это не физиологическое состояние человека, а духовно-нравственное. И помочь человеку выйти из этого состояния можно соответствующими духовными средствами, в том числе молитвой.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».