По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 мая 2021

«Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»: о том, как оставаться на пути смирения, рассказал уральский батюшка

Как не впасть в уныние и тщеславие, как удовлетворить насущную потребность в самоактуализации и не впасть в крайность — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Кирилл Поморцев, настоятель собора Вознесения Господня города Михайловска.

Тема самоактуализации и самореализации достаточно аскетичная. Сложно удержаться от такой страсти, как тщеславие. К сожалению, все люди ей подвержены, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, уверен батюшка.

— Тщеславие — тщетная слава, суетная и напрасная, та слава, которую мы приписываем себе, а не Богу. Это одна из восьми страстей; некоторые святые отцы объединяют ее с гордостью. Где заканчивается тщеславие, начинается гордость. Я считаю, что могу говорить о тщеславии только по книгам святых отцов. Корнем зла они выделяют самолюбие. Когда мы любим свою душу и стареемся оберегать ее — это хорошо. А если мы любим свое я, то это смещение приоритетов, мы уже стремимся не к Богу, а замыкаемся на себе. Самолюбие делится на сребролюбие, сластолюбие и славолюбие. Последнее и есть тщеславие, — отметил отец Кирилл.

Люди призваны своими добрыми делами славить Бога, как сказано в Евангелие: «Так светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, чтобы они прославляли Отца вашего Небесного». К сожалению, отметил священник, мы люди повреждённые, находимся в состоянии неестественном, но это позволило нам прийти к заветной цели — любви. Когда у человека смещены приоритеты, от этого страдает душа. Человек призван делать дела, чтобы стать личностью, стать сотворцом Богу. Когда мы даем оценку своим действиям, восхваляем себя, то уже начинается повреждение в нашей душе.

Священнослужитель отметил, что тщеславиться можно чем угодно, даже тем, что ты постишься втайне от всех. Святые отцы говорят, что есть два падения, две противоположные крайности: если мы думаем какие мы хорошие, как много добродетели творим — это тщеславие; когда мы говорим о том, что мы великие грешники и нам не спастись, все плохо — это уныние.

— Мы должны стараться не уклоняться ни в одну сторону и идти путем смирения. Мы должны трезво давать оценку тому, кто мы, для чего создан человек, в каком состоянии находимся и что нам делать. Тщеславие возникает, когда славу воздаем себе, а не Богу. Тщеславие возникает и от оценки себя, и от похвалы других. Самое главное — не давать страсти подпитки, не хвастаться своими достижениями, не придавать излишнего внимания своей внешности, — считает пастырь.

Последствия тщеславия: зависть, человекоугодие, лукавство, гордость. Последняя — крайний порог, наша цель — любовь, еще раз напомнил батюшка. Опасность тщеславия в том, что мы можем прийти не к той цели, к которой идем. Мы можем делать добрые дела, но если мы будем всерьез принимать похвалы, то мы придем не к любви, а к гордости. 

Батюшка озвучил интересную мысль: если человек тщеславный, то он не получает награды за свои добрые дела, потому что Бог смотрит на то, что в душе у человека. Бог не слышит молитвы тщеславных людей и не исполняет их. Потому что если исполнит, то человек еще больше начнет тщеславиться.  Когда древние христиане молились, то по их молитвам люди исцелялись, по их молитвам происходили какие-то чудеса. Недавно мы читали о том, как тень, исходящая от апостола Петра, исцеляла людей, больных специально подносили к тени апостола.  Бороться с этой страстью нужно для того, чтобы это не перешло в гордость и чтобы был душевный покой и мир. Смирение — противоположная тщеславию добродетель.

Рано или поздно тщеславие наказывается, а когда стараешься смиряться, то на душе становится намного легче, отметил отец Кирилл. Лекарством от тщеславия, антибиотиком от него батюшка назвал именно наказание. Когда человек привык к какой-то славе, и тут возникает позор, человеку становится стыдно. Наказание — возможность что-то понять, осознать свою неправоту. Сначала человеку становится страшно, он думает о том, как теперь жить с этим позором, что подумают о нем. И нужно покаяться, а покаяние — это когда человек падает в пропасть, останавливается, на 180 градусов поворачивается и идет в противоположную сторону. Поэтому, когда нас хвалят, когда происходит тщеславие, нам приятно, а если ругают, то нам неприятно. Если мы разберемся с тем, зачем мы что-то делаем, зачем что-то говорим, как мы живём, то мы сможем делать дела, но никогда не ждать за это какой-то славы и благодарности. А если получаем их, то сразу должны понимать, что слава принадлежит Богу. Не нужно выделяться среди других, делать что-то, чего не делают другие, потому что когда ты выделяешься, тебя начинают хвалить, и это неизбежно ведет к тщеславию.

— В Великий Пост мы читали молитву и просили Бога, чтобы Он дал нам дух смиренномудрия. Как святой Григорий Синаит говорит, оно состоит из молчания смиренного, по себе думания, смиренного говорения, смиренного одеяния, самоуничижения, то есть позора, и сокрушения. Мы помним о том, что всё-таки люди грешные, и наше дело покаяться в грехах и стремиться к добру, а не ждать на Земле награды. Мы должны быть скромными, делать добро в тайне.  Как сказал Христос: «Пусть твоя левая рука не знает, что творит правая», — подчеркнул иерей Кирилл Поморцев.

Один из зрителей прямой трансляции спросил, будет ли тщеславием, если руководитель на работе способствует тому, чтобы работники говорили о своих достижениях? У каждого работника есть свои должностные обязанности, которые надо исполнять, отметил священник. И Христос тоже говорил том, что если вы выполняете все заповеди, то вы делаете только то, что должны были сделать. Христиане должны осознавать, что исполнение заповедей — это то, к чему они призваны, и тщеславиться этим нельзя. Наша задача не только грех побороть, но и стяжать добродетель.

— Поэтому, я думаю, что если вы перечисляете выполненные должностные обязанности, то это нормально, — отметил священник.

— Грешим мы все одинаково, а вот когда приближаемся к Богу, то раскрываемся каждый как личность, по-разному, — сказал батюшка. — Когда мы стремимся к самореализации, мы должны задавать себе вопрос, что я думаю о себе и о Боге. Мы должны иметь духовный фундамент и понимать, что наши хорошие дела мы совершаем не для того, чтобы получать награду, орден, медаль или признание. Мы делаем это для Бога, мы призваны к этой любви, наш род, наш символ христианства кроется в любви.

А как оградить детей от тщеславия, поинтересовались зрители? Если у ребенка есть понятие, кто такой Бог, как устроена жизнь, и если у ребенка есть пример, то с этим он легко справится, уверен отец Кирилл. Ребенка надо учить любви и тому, что мы призваны нести свет в этот мир. Надо поощрять, когда ребенок говорит правду.

Отвечая на вопрос слушателя, как терпеть случаи, когда тебя обвиняют в воровстве, которого ты не совершал, батюшка отметил, что такие ситуации — это не наказание Бога. Мы живём в мире, который находится во зле, и все болезни и смерти человеческие  — это признак того, что мир постепенно разрушается.

— Наша задача не пустить это зло внутрь себя. Если тебя обвинили несправедливо, ты начинаешь злиться на человека, осуждать, обижаться, это не очень хорошо. Если тебя обвинили, ты должен сказать, что ты этого не делал — это же правда, надо доказать, что ты этого не делал.  У каждого разная духовная жизнь, разные страсти. Когда мы говорим о каких-то плохих вещах, мы стараемся увидеть что-то в Евангелие, что Христос в высшей степени противоположность всем страстям и в высшей степени добродетель, смирил себя, Он не стремился к славе человеческой, он стремился к славе Божьей. Смирение не заключается в том, чтобы быть ниже травы и тише травы. Жизнь духовная — это труд, дай Бог идти нам этим путем, — подчеркнул священник.

Отец Кирилл рассказал слушателям о соборе Вознесения Господня, настоятелем которого он стал два года назад, и уже тогда был поражен его размерами. Население Михайловска около 9 тысяч людей, треть из которых мусульмане. Несмотря на небольшое количество жителей-христиан, собор по размерам можно сравнить со Свято-Троицким кафедральным собором в Екатеринбурге. В настоящее время реставрация собора продолжается уже почти 30 лет, потому что объём работ очень большой. В прошлом году была построена колокольня, снаружи храм осталось покрасить, внутри еще много работы, например, нужно восстановить все три алтаря.

— Приход здесь был сформирован и сплочен задолго до меня, — рассказал батюшка. — Первым настоятелем здесь был отец Авраам Рейдман, сейчас он духовник Ново-Тихвинского монастыря; вторым настоятелем был Андрей Рыжаков, сейчас он духовник Боголюбского женского монастыря в Сарсах;  третьим настоятелем, который трудился здесь 22 года, был отец Василий Рекун, сейчас он секретарь Нижнетагильской епархии. Меня в один ряд поставили с такими людьми. Ими было приложено много усилий, община крепкая, меня даже удивляло в начале, что на воскресных службах бывает человек 100. 

До 90-х годов храм называли в честь Рождества Христова, а когда храмы вернули Церкви, то пытались вспомнить название храма, оказалось, что это был только предел Рождества Богородицы, сам храм был освящен в честь Вознесения Господня. Здесь служили новомученики, исповедники:  архиепископ Екатеринбургский Аркадий служил здесь шесть лет, монах Владимир Елизаров  был расстрелян за веру, священник Александр Захаров, последний настоятель, был здесь арестован. В Михайловске и сейчас живёт много людей, которые реально живут верой, молятся, для них Бог на первом месте, считает батюшка.  

Сейчас на колокольне проходят экскурсии, организовываются интересные мероприятия в Доме культуры на праздники на Рождество Христово, Пасху, Архангела Михаила небесного, покровителя города. Батюшка отметил, что для него важно не дать никакого соблазна, укрепить то, что есть, и служить добросовестно Богу и людям.

Батюшка рассказал об одном из проектов прихода — гуманитарном складе. Отец Кирилл тесно работает с протоиереем Евгенией Попеченко, настоятелем собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге и руководителем епархиального отдела социального служения. Отец Кирилл  служил при отце Евгении, секретарем соцотдела, диконом в соборе Успения. Поэтому батюшка знает, как устроено епархиальное социальное служение. И батюшка открыл в Вознесенском соборе гуманитарный склад. В Михайловске есть много бедных людей, малоимущих, им и стараются помогать добровольцы.

— Социальное служение — возможность проявить любовь к христианам. Наша цель — любовь как у Христа — жертвенная, отдающая себя, — отметил батюшка. 

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;\

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».

Действующие лица