Как сохранить Пасхальную радость, как христианину реагировать на новую реальность и не осуждать других — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, кандидат исторических наук, настоятель храма во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия на Уралмаше.
Пасхальная радость, по мнению батюшки, есть благодатная посещение, когда Господь защищает нас своей благодатью и наши сердца становятся радостными, спокойными. Наше благое состояние разрушают наши грехи, это и приводит к давлению на нашу душу. Пасхальные дни, как дни особой благодати, мы должны проводить в молитве, труде молитвенном в храме Божием, участвуя в Пасхальных богослужениях.
— Пасха — центр богослужебного года, центр жизни христианина, потому что мы празднуем победу над смертью и грехом. Когда-то человечество потеряло Бога — источник жизни, обрекло себя на грех и находилось в безысходно тяжком положении. Тогда Спаситель пришёл и отдал Себя за жизнь мира и умер на кресте и воскрес. Я всех призываю вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?» Пасхальные дни — особые дни в нашей жизни, мы должны проводить их по-особому, ходить в храм Божий, молиться на богослужениях. Светлая седмица — особое время, и надо стараться ходить в храм на служения, — отметил батюшка.
Батюшка сравнил радость, которую нам подаёт Господь, с одуванчиком — она такая же хрупкая, и одним неаккуратным движением своей души, греховным помыслом, гневом и раздражением мы можем дунуть на этот «одуванчик» так, что он разлетится. Благодатное состояние, которым нас посещает Господь, очень хрупкое, и зависит от того, что мы подумали, сделали. Надо стараться не грешить, стараться молиться, просить помощи Господа Бога.
В комментариях к прямому эфиру отца Петра спросили, можно ли в Светлую седмицу причащаться без исповеди? Священник ответил, что есть документ «Об участии верных в Евхаристии», принятый в 2015 году на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви. В нём прописаны правила, как человек должен приступать, готовиться к участию в Евхаристии. С одной стороны там даются нормативные описание, с другой — прописываются исключения и какие-то векторы в отношении того, как поступать в разных ситуациях. Батюшка заметил, что относительно исповеди в Светлую седмицу говорится, что священник, настоятель прихода в зависимости от сложившейся практики может разрешать в течение Страстной седмицы, Светлой седмицы причащаться без исповеди постоянным прихожанам. Священнослужитель отметил, что это возможно в уже сложившемся приходе, когда есть доверительные отношения между священником и прихожанами, когда священник хорошо знает своих прихожан, знает обстоятельства их жизни.
— Бывает, человек услышал от кого-то, что на Светлой седмице можно причащаться без исповеди, что он не должен соблюдать установленных церковью постов, и приходит к чаше. Это, конечно, не нормально, — подчеркнул протоиерей. — Мы должны помнить, что подобного рода разрешение дается тем, кто соблюдает установленные церковью многодневные посты, кто постился во время всей Святой Четыредесятницы.
«Правда ли что каждый человек рождается со своей способностью любить?» — такой вопрос также задали отцу Петру в прямом эфире. Священнослужитель довольно долго размышлял на эту тему. Батюшка считает, что каждый человек нуждается в любви, у каждого есть такая потребность. Как сохранить любовь, которую Господь изначально в нас заложил? Суть грехопадения состоит в том, что мы отказались от Божественной любви и потеряли любовь Христа. Дар любви проявляется у каждого человека, всякий нуждается в любви. Этот дар мы либо заглушаем, либо развиваем. Наше себялюбие, греховные поступки разрушают наше стремление к любви. А когда мы отдаем себя людям и стараемся давать любовь им, мы развиваем дар любви. Батюшка отметил, что в разных проповедях всегда предполагается жертва любви, предполагается отказ от себя ради другого, это основа.
— Если мы хотим построить отношения, если мы хотим дружить, общаться с тем или иным человеком, мы должны выйти из своего замкнутого состояния и чем-то пожертвовать ради дружбы, например, своим временем, уделяя внимание человеку, где-то физическими силами послужить человеку. Ограничивая себя в чём-то, мы отдаем себя другому человеку, отдаем своё время, силы, средства. Эти жертвы, большие или маленькие, лежат в основе человеческих взаимоотношений. В Евангелие написано: «Нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя». Это значит, что самая большая любовь — это отдать себя, это жертва. Это перекликается напрямую с Пасхальными чувствами, потому что господь Иисус Христос, умирая за человеческий род, отдал себя и претерпел страдания, Он принёс самую большую жертву, которая могла только быть. Апостол Павел говорит об исключительности этой жертвы, говорит о том, что кто согласится умереть за другого? Никто, разве кто-то за Благодетеля, да и то в исключительном случае. И только Он невиновный умирает за всех нас виноватых. И читая эти слова апостола Павла в Великую субботу, мы можем думать, как охранить любовь. Стремление любви можно развивать в себе или заглушать. У кого-то любви больше, у кого-то меньше, но каждый из нас нуждается в ней, — сказал священник.
Как же научиться любить недоброжелателей? Конечно, это тяжело, согласился батюшка. Ведь нам легко любить тех, кто любит нас, быть добрыми к тем, кто с добром относится к нам. Но с недоброжелателями в своей жизни нам тоже приходится сталкиваться, так как быть? Священнослужитель сказал, во-первых, надо стараться посмотреть на любого человека как на человека, имеющего достоинства и недостатки, их имеем и мы. Его недоброжелательность по отношению к нам ранит нас, мы принимаем его гнев на себя. Но человек, будучи озлобленным и недоброжелательным, будучи гневным, прежде всего, ранит себя. Это исходит от некоего внутреннего неустройства, которое есть в самом человеке, какого-то недовольства и внутренней муки, которая человека гложет. Нужно стараться смотреть на этого человека как на того, кто своими страстями болен, и помолиться об этом человеке, попросить у Господа помощи, спросить Спасителя, как нам поступить с этим человеком.
— Пожалейте человека и посмотрите на него другими глазами, и вам будет легче, — ответил отец Петр.
Как искоренить обидчивость? Обидчивость есть средство нашего самомнения о том, что мы достойны чего-то лучшего, что нас не признали, не увидели, не оценили. Если человек указал нам на какие-то наши недостатки, может быть, у нас, действительно, они есть. Если человек со злым умыслом нас обижает, не надо давать удовлетворение его злому умыслу, не надо участвовать в этом преступлении — обижаться. Понятно, что иногда бывает трудно, но как-то надо себя утешить.
Интересный вопрос был задан батюшке: как реагировать христианину на новую реальность? Батюшка напомнил слушателям, что Господь одинаков в любую эпоху и учит одному и тому же, Церковь всегда учит одному Христу. Если христианин выполняет своё прямое назначение, проповедует Христа, то он должен пытаться подстраиваться к любой эпохи.
— Мы всегда должны учитывать язык эпохи, но всегда помнить евангельские истины и не подменять смыслы. Мы должны уметь задавать вопросы новой эпохе и получать на них ответы. Мы должны реагировать на вызовы эпохи, но реакция должна исходить из Священного Предания, — сказал священник.
В новой реальности всегда надо уметь находить общий язык с молодым людьми. Наши разговоры о вере с молодым человеком, как нам кажется, не приносят результата. Но важно знать, что эти разговоры были не зря. Взрослые раньше тоже не слушали своих родителей, и то, что им говорили в 16-17 лет, становилось актуальным для них только лет в 50. Батюшка считает, что самое главное и важное — это сохранение возможности благожелательного диалога, ненавязчивого обсуждения вопросов. И даже если мы не видим моментального результата, это не значит, что его не будет. Человек меняется, развивается, думает о чём-то, сталкивается с явлениями жизни, которые заставляют его посмотреть на вещи с другой стороны. И разговоры в молодости оказываются полезными в более взрослом возрасте.
Для христиан развитие телекоммуникаций породило вопрос: есть ли смысл спорить в соцсетях о вере и религии? Как сказал батюшка, всё зависит от характера спора. Иногда человек просто разговаривает лозунгами, и спорить с ним совершенно бесполезно.
— Господь не на все вопросы отвечал и не во все беседы вступал, значит, какие-то вопросы были не для того, чтобы получить ответ, — отметил священнослужитель. — И в соцсетях есть вопросы не для того, чтобы получить ответ. Человек убежден в том, что он декларирует, и он просто-напросто пишет этот вопрос, даже не вопрос, а утверждение для того, чтобы продемонстрировать свою точку зрения. Его не волнует истина, его волнует лишь собственная точка зрения. С одной стороны, кажется, нет смысла спорить с таким человеком, а с другой — социальные сети читает не только тот, кто задал вопрос и вступает в дискуссию. Их читают другие люди, которых волнует истина. И в данном случае взвешенный, разумный и спокойный ответ на вопрос в социальных сетях будет полезен.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;\
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».