По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

15 марта 2021

Митрополит Евгений совершил Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе

15 марта 2021 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил первое в текущем Великом посту Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.

— Мы слышим в этот день Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, — обратился к молящимся правящий архиерей по завершении повечерия. — Великим этот канон именуется потому, что в отличие от других церковных песнопений, он более продолжительный, длинный. Когда мы доживем до пятой недели Великого поста, мы услышим его целиком, не разбитым, как сейчас на четыре части, на четыре вечера, а за один раз его услышим, удивимся его протяженности. Но, конечно, великим он еще называется потому, что глубина того, о чем говорит святой преподобный Андрей Критский, поет, плачет, радуется, превосходит глубину наших человеческих привычных мыслей, помышлений, рассуждений.

Какнон называется покаянным, потому что главное, о чем идет речь, или главное, что явилось источником канона в сердце преподобного Андрея, — это покаяние. Для многих людей, которые видят жизнь Церковную извне, слово «покаяние» — какое-то странное, уничижительное. Человек, который кается, кающийся человек представляется каким-то самоуничижающимся, само…, который находится в смятении, который несчастлив. Этот взгляд совершенно неверный, потому что понять покаяние тому, кто так рассуждает, совершенно не доступно. Покаяние — возможность человека возобновить в себе тот образ, который некогда имел первый человек Адам.

Добавим, что покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.

Чтение Покаянного великого канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный великий канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже».

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского читают в самом начале Великого поста – четыре части в первые четыре дня – и все части единовременно в среду вечером пятой недели Великого поста, на так называемом «Мариином стоянии», когда читается еще также житие преподобной Марии Египетской.

Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского владыка Евгений совершает с понедельника 15 марта по четверг 18 марта в храмах Екатеринбурга. Владыка продолжит чтение канона 16 марта в храме в честь Рождества Христова на Уралмаше, 17 марта в Храме-Памятнике на Крови и 18 марта в храме в честь Преображения Господня.

Традиционно для того, чтобы жители города успели после работы помолиться за этим важным богослужением, его начало перенесено в эти дни на 18:00.