Как подготовиться к Великому посту, какие богослужения стоит обязательно посетить и что делать, если человек срывается во время поста — на эти и многие другие опросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга.
— Совсем скоро настанет весна, а это значит, что у православных наступает особое время — вступление в Святую Четыредесятницу, которую святые отцы называют весной души, вступление в Великий пост, — начал свой разговор отец Евгений. — Это одно из важнейших духовных событий церкви в течение всего церковного богослужебного года. Святая Четыредесятница это, своего рода, десятина, которую каждый христианин отдает Богу. Именно к Великому посту мы готовимся постепенно целый месяц, начиная с недели (воскресения) о мытаре и фарисее, когда на вечернем богослужении очень трогательно поёт хор, весь народ стоит на коленях, и мы молимся: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче… Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…».
Во второе воскресенье подготовки к Великому посту читается Евангелие о блудном сыне. Казалось бы, зачем читать то, что мы знаем, спросил батюшка? По его словам, мы должны понять, что за этот год изменилось в нашей жизни, стали ли мы ближе к Христу
Последний воскресный день перед Святой Четыредесятницей именуется Прощеным воскресеньем, мы вспоминаем Адамово изгнание, как наш праотец от невоздержания и стремления получить всё и сразу послушал Змея и впал беду — потерял рай. В этот день каждый из нас искренне и от всего сердца просит прощения друг у друга, своих родных и близких, своих собратьев.
— Великий пост — это время перезагрузки или настройки. Мы обычно всё время расстраиваемся, как музыкальный инструмент, с которым неправильно обращаются, и он перестаёт издавать гармоничные звуки. Пост — это время подтянуть колки, настроить гармонию нашего прекрасного психофизического организма души, тела и духа, и настроить взаимосвязь с Богом, — отметил батюшка.
Священнослужитель напомнил, что пост — это не самоцель, это средство. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым говорил, что цель христианской жизни — стяжание благодати Духа Святого Божьего, всё остальное — средство. Есть несколько источников Божественной благодати: Церковные Таинства, молитва, Священное Писание, дела милосердия и пост для настраивания нашей молитвы. Молитва рождается из смиренной души, которая привлекает благодать Божью. Мы приводим наши тела в задуманное Богом состояние, когда человек был создан жить на растительной пище. После Великого потопа, когда Ной вышел уже на очищенную землю, и Господь разрешил человеку вкушать животную пищу для поддержания физического самочувствия.
Когда мы ограничиваем себя, своё тело в еде, смиряется душа, потому что у тела с душой очень тесная взаимосвязь: страдает тело — душа приобретает опыт и покаяние, объяснил священник. Очень важно, чтобы наше тело имело определенный порядок, и пост способствует восстановлению порядка — это реабилитация, реанимация. Наше тело слишком расслабленно, особенно в современных условиях жизни, когда любая телесная прихоть очень быстро выполняется. Батюшка предложил слушателям попробовать такой режим питания: четыре дня четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник и ужин), между приемами пищи должно быть три часа — и никаких перекусов.
— Помолились перед едой, приняли пищу так, чтобы место оставалось еще Святому Духу, то есть важно количество еды. «Человек есть то, что он ест», поэтому очень важно нашей душе дать определенную пищу, — заметил пастырь.
Батюшка предложил очень полезное аскетическое упражнение — отказаться от интенсивного использования сотового телефона. Нужно попробовать не брать телефон в руки до тех пор, пока мы не прочтём утренние молитвы, чтобы не с телефона начиналась наша жизнь. И нужно научиться пользоваться этим инструментом правильно, по необходимости. Если нужен интернет по работе, учебе, то воспользоваться им, а затем сразу выйти из интернета.
— Наклейте себе пластырь на большие пальцы, пусть они передохнут на ближайшие 40 дней. Не надо листать новостные ленты, читать слухи и сплетни, отключите себя из информационного поля, дайте душеньке своей вздохнуть спокойно, сосредоточьтесь на внутренних переживания, очень важно войти внутрь себя, — призвал священнослужитель.
Для питания души нужна молитва, и первая неделя Великого поста очень настаивает на молитвенный труд. Весь пост сопряжен с молитвенным деланием. На литургии мы молимся за всех наших братьев, всех христиан, молимся за своих родственников. Но если список такой большой, то бывает, что мы читаем имена и не отражаем, что читаем, это даже не молитва, а поминовение, заметил отец Евгений. Нужно молиться за тех, о ком душа болит прямо в данный момент. Очень важно, чтобы наше сердце включалось в молитву. Поэтому лучше вспомнить нескольких человек, свою семью, своих родных и друзей, у которых какие-то сложности, чем механически зачитать весь список имён.
К молитве в пост должно родиться особое отношение.
Первые четыре дня Святой Четыредесятницы на вечерние богослужения читается покаянный канон Андрея Критского, это гениальное произведение даст стартовый толчок на всю Святую Четыредесятницу. Обязательно запланируйте посещение Литургии Преждеосвященных Даров. По словам отца Евгения, это потрясающе до глубины души богослужение, которое не совершается ни в какие другие дни, кроме Святой Четыредесятницы.
Он также отметил, что очень важно настроить своё домашнее молитвенное правило. Обычно в Великий пост мы присоединяем к молитве Ефрема Сирина, её нужно знать на память. Стоит обязательно присоединить к молитвам и духовное чтение, хорошо бы перечитать или прочитать преподобного Авву Дорофея, у него вы найдете душеполезные поучения. Книгу нужно регулярно перечитывать, это, по мнению батюшки, самая понятная аскетическая литература.
— Обязательно нужно читать аскетическую литературу святых отцов, потому что они дают нашей душе импульс, — отметил протоиерей Евгений Попиченко. — Очень понятно даны конкретные советы, что делать с осуждением, с гневом, что делать с молитвой, как решать какие-то сложные конкретные ситуации. Читая советы, можно сразу применять их на практике. И, конечно, нужно поставить себе задачу — не судить никого, не интересоваться как сосед поживает, стараться сосредоточиться на себе, на своей душе, своей жизни.
Во время поста Святой Четыредесятницы есть несколько особенных богослужений, которые обязательно стоит посетить. Например, на пятой неделе поста в среду вечером совершается богослужение «Стояние Марии Египетской», читается житие преподобной Марии Египетской. И это всегда такая потрясающая служба, она ни на что не похожа. На пятой неделе с пятницы на субботу совершается уникальное богослужение, где акафист Божией матери встроен в вечернее богослужение.
Вообще, отец Евгений посоветовал вести дневник поста. Следует написать, какие задачи вы ставите перед собой, от чего вы хотите воздержаться, какие хотите достигнуть духовные цели. Нужно подумать, кому вы можете отдать своё время, свои силы, средства, свою любовь. Потому что в нашей жизни всегда есть суета, из-за которой мы забываем главные вещи. А когда у вас будет дневник Великого поста, вы приучите себя делать заметки.
В текущем году седьмого апреля будет потрясающей красоты праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, затем будет Лазарева суббота — канун Входа Господня в Иерусалим. На Лазареву субботу разрешается вкусить икру.
— Я помню, когда в первый свой пост я пришел в храм на богослужение в Вознесенский храм, настоятелем там был отец Николай, очень теплый и яркий человек. И в конце службы вынесли маленькие бутерброды с икрой. Это было очень трогательно, я запомнил это на всю жизнь. И теперь я тоже так всегда делаю на Лазареву субботу, — поделился батюшка.
В Вербное воскресенье мы встречаем Христа, входящего в Иерусалим, и дальше начинается Страстная неделя. Нужно спланировать свой день так, чтобы обязательно быть на ключевых богослужениях в храме, потому что мы должны быть со Христом, Ему очень важно, чтобы мы были с Ним. В понедельник, вторник и среду вспоминаются все события этих дней, затем совершается в четверг Тайная вечеря, вечером в четверг самая трогательная служба, где читают 12 Страстных Евангелий. В пятницу — Царские часы, в субботу совершается богослужение Великой субботы и во время службы уже чувствуется пасхальный рассвет. И в воскресенье — Святая Пасха.
— Радость Пасхи ни с чем несравнима, желаю всем вкусить этой сильной светлой Пасхальной радости, — сказал пастырь.
По ходу беседы от зрителей поступали вопросы священнику. Один из них был о том, как быть, когда не хватает строгости к себе: начинаешь какое-то дело, а запала хватает на несколько дней, и потом это дело бросаешь? Батюшка ответил, что это обычное дело, «со времен грехопадения ум понимает сладость в Законе Божьем, наша воля всегда чем-то подавлена, увеличена, плоть своего требует». Нужно как-то это регулировать. Надо взять на себя посильный труд и довести его до конца, ни шагу назад, только вперёд. Нужно взять посильный пост, может быть не в полной мере, и пронести его через всю Святую Четыредесятницу.
— Всегда нужно время, потому что наша душа и тело всё-таки немножко инертны. Даже если бывают срывы, не нужно переживать, что ничего не получилось, в этом нет ничего страшного. Как говорил Арнольд Шварценеггер, упал, отжался, и встал, и пошёл дальше; ничего не пропало, всё поправимо, — выразил уверенность пастырь.
Без соблюдения поста нет такой радости праздника, она приходит как результат определенного подвига, подчеркнул священнослужитель. Глубокая сердечная радость бывает от того, насколько человек сердцем и душой вложился, сделал усилие.
— Пост — это удивительное средство воспитания своего сердца, и если человек не приложил усилий, не потрудился, то и радость будет только от курочки на столе, а такая радость, как мы знаем, очень быстро проходит, — считает отец Евгений.
Чтобы христианину быть в хорошей форме и душой, и телом, нужно жить в послушании, слышать сердечный ритм Матери Церкви, жить в режиме поста. Обязательно читать домашнюю молитву, заниматься паломничеством, ходить на крестный ход. Тогда у человека и физические, и душевные процессы будут находиться в гармонии, уверен протоиерей Евгений Попиченко.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского иерей Илия Александров; настоятель Казанского храма в Екатеринбурге иерей Алексий Русин; руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом микрорайоне уральской столицы иерей Даниил Рябинин; руководитель отела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, клирик храма Вознесения Господня в Екатеринбурге иерей Андрей Щукин; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными и исправительными учреждениями Екатеринбургской епархии, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах протоиерей Андрей Канев; кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии священник Польской Православной Церкви иерей Иоанн Никулин; наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов); организаторы и ведущие проекта «Супружеские встречи» в Екатеринбурге иерей Димитрий Ваулин и его супруга Ирина; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца на Синих Камнях; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга, настоятель храма в честь Рождества Христова на Уралмаше иерей Андрей Юганец; благочинный Арамильского церковного округа, настоятель храма во имя Святой Троицы города Арамиля иерей Игорь Константинов; настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит иерей Димитрий Задорин, а также иерей Иоанн Парамонов, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии, а также иерей Кирилл Кузовников, настоятель храма во имя Николая Чудотворца в поселке Исток и храма святого Иоанна Воина в Берёзовском.