По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
23 июня 08:00
23 июня прославляются Косма и Иоанн Верхотурские

23 июня, в день Собора Сибирских святых прославляются блаженные Косма и Иоанн Верхотурские, причисленные к лику Собора Екатеринбургских святых.

В XVI–XVII веках православное христианство распространилось по всей Руси, проникнув на восток до самой сибирской тайги. Истинных христолюбцев на Руси было несметное число, и многие удостоились славы Небесной за свои земные богоугодные труды и подвиги веры. По своему нелицемерному благочестию истинные рабы Божии тщательно старались скрывать от людских глаз свои христианские подвиги во избежание земной человеческой славы; может быть, поэтому и не дошли до нас многие и многие имена подвижников. О богоугодной жизни лишь некоторых из них сохранились краткие устные сказания.

Таковым простолюдином был и родившийся в середине XVII века блаженный Косма. Краткие сведения о его житии сохранились в виде устного предания, с благоговейным чувством передававшегося из рода в род и записанного в конце XIX — начале ХХ столетия.

В XIX веке в городе Верхотурье проживал его родственник Федор Павлович Немтинов, почивший в 1882 году в возрасте девяноста лет. С его слов известно, что Косма Верхотурский жил со своими родителями в Заречной части города, по набережной улице, в их собственном доме. Родители его были обывателями. Отец, выходец из Великого Устюга, Вологодской губернии, занимался торговлей, а мать, дочь священника, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей.

Больше всего Косма любил ходить в церковь, чтобы молиться Богу. Это он делал и в ночное время, чем удивлял своих родителей. Днем он посещал службы в Свято-Николаевском монастыре и в Троицком соборе, стараясь не пропускать ни одной, а ночью молился у храма. Особенно милостив он был к бедным.

Жительство, при котором человек не только добровольно отказывается от удобств и преимуществ общественной жизни, но даже принимает на себя вид безумного, не знающего правил приличия и готового нести любое унижение, на Руси называли юродством Христа ради. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных, избегали мирского почета, молились за всех людей, сострадали нищим, подавая милостыню втайне, по заповеди Божией.

К таким «юродцам» относился и блаженный Косма. Зимой и летом он ходил в одной рубашке, босым. Приходя зимой в храм, он отогревал свои ноги на каленых углях и милостью Божией не получал от того никакого вреда. Господь слышал его горячие, исходившие из сердца молитвы и помогал ему в самых трудных обстоятельствах. Свидетельством этому является случай из его детства. Однажды в летнюю пору городские мальчишки по злой привычке посмеяться над блаженным стали для развлечения преследовать его и забрасывать камешками. Бедняга вынужден был, насколько хватало сил, убегать от них. Но вот перед ним оказалась преграда — река. Косма взмолился Богу — и совершилось чудо: на глазах у изумленных людей и преследовавших его мальчишек он по воде, «аки по суху», перешел на другой берег.

Согласно одному из преданий, Косма страдал болезнью ног и передвигался при помощи костылей.

Скончался блаженный Косма  8 декабря 1679 года и был похоронен возле Троицкого собора — на скалистом берегу реки Туры, называемом Троицким камнем[1]. После его кончины на могиле служились панихиды, ее посещали богомольцы. Рядом с ней установили столбик с кружкой, в которую богомольцы клали свою лепту на храм. В начале XIX века одной благочестивой вдовой преклонного возраста на ее собственные средства была устроена над местом погребения угодника Божия деревянная часовня. Намерение построить эту часовню появилось у женщины после некоего видения. Однажды во сне перед ней предстал молодой человек, лет двадцати пяти — тридцати, в одной рубашке, босой, среднего роста и пригожий лицом. Явившийся назвал себя Космой юродивым и просил укрыть его могилу от скотины, которая ее попирает. Вдова с усердием исполнила повеление.

Около 1882 года причтом собора было решено заменить пришедшую в ветхость деревянную часовню новой. Освящена она была 28 августа 1883 года протоиереем Александром Удинцевым в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, память которых празднуется Церковью 1 июля. Часовню обнесли деревянной оградой с решеткой. Сама могила блаженного находилась посредине часовни, под полом. Над ней был устроен деревянный рундук[2] в форме гроба, прикрепленный к полу на шарнирах. Во время служения литий крышка его откидывалась, так что каждый из присутствовавших мог видеть находившийся на могиле камень. Около рундука был сделан спуск вниз: богомольцы могли спуститься по лестнице к самой могиле и взять с нее земли, «как это с издревле заведено среди посещающих могилу Космы»[3].

На рубеже XIX–XX веков место захоронения блаженного Космы было весьма почитаемо богомольцами, часовню посещали все, кто приезжал в Верхотурье на поклонение мощам святого Симеона. Из самой скалы, недалеко от могилы юродивого, истекал источник чистой воды, прозванный в народе «слезы Космы юродивого». Богомольцы служили в часовне панихиды, брали землю с могилы, воду из источника, от которой, по вере страждущих, совершались исцеления различных болезней, особенно детских. «Сравнительно против прежних лет число богомольцев, посещающих часовню… за последнее время весьма значительно увеличилось, — писал в 1908 году уральский краевед В. С. Баранов. — Это последнее объясняется, бессомненно, тем, что и число бывающих на поклонении честным мощам святого праведного Симеона, почивающим в Верхотурском Николаевском мужском монастыре, время от времени тоже увеличивается, а последние считают непременным долгом, бывши в Верхотурье, отслужить панихиду и на могиле Космы Юродивого. Для служения здесь панихид многие прибывают и по обетам, а некоторые же обращаются с просьбою о сем и письменно»[4].

Известно несколько чудесных случаев, произошедших по молитвам к блаженному Косме. Так, в 1840-х годах Верхотурье посещала некая купчиха Анисья Федоровна из города Владимира. Она рассказывала, что в течение нескольких лет находилась в расслаблении. Однажды ночью явился ей во сне какой-то праведник и, обличив в немилосердии к бедным, сказал, что если она впредь не будет пренебрегать бедными и убогими и даст обещание побывать в Верхотурье и отслужить там молебен святому праведному Симеону и панихиду на могиле Космы юродивого, то выздоровеет. Она дала это обещание и действительно исцелилась.

В 1845–1846 годах была в Верхотурье одна монахиня, которая рассказала следующее. Казначея их монастыря сильно болела, ей не помогали никакие врачебные средства. Однажды ночью явился ей какой-то человек в одной рубашке и посоветовал сходить в Верхотурье, поклониться мощам праведного Симеона, а также отслужить панихиду на могиле блаженного Космы юродивого. Проснувшись, она дала обещание исполнить совет и получила исцеление. Для исполнения обета она пришла в Верхотурье и тут узнала, что являлся ей Косма юродивый, однако о своем сновидении никому не сказала. Об этих двух случаях рассказывал сам Ф. П. Немтинов, который лично принимал у себя дома купчиху и монахиню и слышал от них эти повествования. По словам Федора Павловича, и сам он неоднократно удостаивался видеть во сне юродивого.

В 1902 году было принято решение о переустройстве часовни ввиду ее маловместительности и ветхости. Был создан особый строительный комитет под председательством настоятеля Троицкого собора протоиерея Петра Арефьева. На призыв комитета о пожертвованиях одним из первых откликнулся известный в то время по всей России чудотворец и молитвенник, протоиерей Андреевского собора в городе Кронштадте, отец Иоанн Сергиев, пожертвовавший на переустройство часовни сто рублей. Имеются упоминания, что фундамент под новую часовню был заложен в 1912-1913 годах[5].

В 1920 году из-за начавшихся гонений на Церковь монахини Свято-Покровского монастыря перезахоронили честные останки блаженного Космы возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. На протяжении семидесяти лет благочестивые прихожане и паломники брали землю с могилы блаженного, заказывали о его упокоении панихиды.

В 1984 году имя блаженного Космы Верхотурского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было включено в Собор Сибирских святых, празднование которому установлено совершать 10/23 июня.

В 1993 году были обретены мощи блаженного Космы и первоначально помещены в особой раке в Свято-Николаевском мужском монастыре. Через два года, 28 апреля 1995 года, святые мощи с честью перенесли из Свято-Николаевского монастыря в храм Покровского женского монастыря, где они почивают и поныне.


На фото: храм в честь блаженного Космы Верхотурского Свято-Косминской мужской пустыни, село Костылева

26 мая 2003 года в деревне Костылева, Верхотурского района, была освящена первая церковь во имя Космы блаженного[6]. В 2006 году в Костылева разместилась Свято-Косьминская мужская пустынь. В алтаре храма в специально изготовленном ковчежце находится часть мощей блаженного.

Память блаженного Космы, Христа ради юродивого, отмечается в Соборе Сибирских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, 8/21 декабря — в день его кончины, а также 1/14 июля – в день святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, в честь которых была освящена часовня над гробницей блаженного Космы до революции.

Источники

ГБУТО ГА в г. Тобольске. Фонд рукописных книг. Оп. 1. Д. 82.

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 440.

Белобородов С. А. Косьма Верхотурский Христа ради юродивый // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. – Екатеринбург, изд. ИИ и АУрО РАН, 1998.

Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997.

Верхотурье 12 сентября 1883 года // Пермские епархиальные ведомости. 1883. № 47 (отд. неоф.).

Древний Кремль города Верхотурья (Пермской губернии). Свято-Троицкий Собор и часовня / сост. В. С. Баранов. Нижний Новгород, 1908.

Золотов Е. К. Архитектурное наследие Верхотурья XVIII — начала ХХ века // Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края. Екатеринбург, 1998.

Памятники Верхотурья. Екатеринбург, 1998.

Поляков В. П. Прошлое и настоящее города Верхотурья // Исторический вестник. 1896. № 5.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915. Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Верхотурья с уездом (Пермской губернии), в связи с историческим сказанием о житии св. праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству и краткой истории Верхотурскаго Николаевскаго Монастыря. – М., 1899.

 

Блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

Год и место рождения этого святого агиографические источники не указывают. В «Полном месяцеслове Востока», составленном архиепископом Сергием (Спасским), и в трудах архимандрита Леонида (Кавелина) он упоминается как святой Верхотурский, Сибирский чудотворец[7]. Он жил в XVII веке, известна дата его праведной кончины — 16 апреля 1701 года[8].

В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. В этот Собор было включено и имя блаженного Иоанна Верхотурского.

«Радуйтеся, Христа ради юродивии Иоанне, Космо и блаженная мати Домно, в Сибири подвизавшиися и Богу угодивши… вси бо вы молите о нас Превечнаго Бога», — воспевает Святая Церковь блаженного Иоанна в каноне «Всем святым, в Сибири просиявшим»[9].

 

Источники

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местночтимых. Спб., 1891.

Минея. Май. Ч. 3. М.: Изд. Совета Русской Православной Церкви, 2002.

Минея. Июнь. Ч. 1. М.: Изд. Совета Русской Православной Церкви, 2002.

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Репр. воспр. изд. 1901 года. Т. III. М., 1997.

 

[1] Информация о том, будто бы блаженный Косма участвовал в 1704 году в перенесении мощей праведного Симеона из села Меркушино в г.Верхотурье, является ошибочной.

[2] Большой ларь с поднимающейся крышкой.

[3] Древний Кремль города Верхотурья (Пермской губернии). Свято-Троицкий Собор и часовня / сост. В. С. Баранов. Нижний Новгород, 1908. С. 24.

[4] Древний Кремль города Верхотурья. С. 24.

[5] Золотов  Е. К. Архитектурное наследие Верхотурья XVIII-XX века // Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: (К 400-летию Верхотурья). – Екатеринбург, изд. УрГУ, 1998. С. 169.

[6] В 1913 году в том месте была построена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы (см.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 440. Л.58-59). В послереволюционные годы ее разрушили, а в наше время восстановили в качестве небольшого храма с колоколенкой.

[7] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997. С. 561; Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местночтимых. Спб., 1891. С. 114.

[8] Минея. Май. Ч. 3. С. 379.

[9] Минея. Июнь. Ч. 1. С. 342.