По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

17 января 2020

Более 100 специалистов региона прошли профессиональную переподготовку по теологии в Екатеринбурге

В 2019 году по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла более 78 преподавателей  общеобразовательных школ, 10 — педагогических колледжей и 21 священнослужитель нашего региона прошли профессиональную переподготовку по направлению «теология». Участниками программы стали четыре вуза уральской столицы. Это первый опыт взаимодействия государства и Церкви в деле подготовки специалистов по теологии, способных обеспечить на самом высоком уровне преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) и «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Первый заместитель регионального министра образования и молодежной политики Нина Викторовна Журавлева рассказала нашему корреспонденту об итогах реализации программы в 2019 году и объяснила, почему она необходима:

Знакомство с мировыми религиями происходит в стенах школы – ребенок должен понимать, что есть традиционная религия на территории Российской Федерации, и есть нетрадиционные религии – такие, которые приводят и к сектантству, и к радикальным организациям, которые, к сожалению, мы иногда встречаем на территории нашей страны.

Нина Викторовна подчеркнула, что ребенок должен уметь различать эти понятия, и уметь сказать «нет», если ему навязывают какие-либо религиозные взгляды, чуждые гражданину России:

Для маленького человека, который обучается в школе, достаточно важным является знакомство с традициями, обычаями и религиями народов, проживающих на территории Российской Федерации, потому что он должен понимать, почему и в связи с чем, сегодня, например, мусульманский праздник празднуется, или почему вся страна отмечает православный праздник.

Сейчас, например, мы разговариваем накануне Рождества Христова, и только что прошло католическое Рождество –  с этим тоже знакомят сегодня ребят в четвертом классе. Это та картина мира, которую познает ребенок в школе для того, чтобы, столкнувшись с теми, кто пропагандирует и навязывает несвойственную для российского гражданина религию, он мог сказать «нет».

Итоги реализации программы в этом году, по словам представителя минобразования, достаточно оптимистичны:

Те три сессии, которые состоялись за время обучения, показали, что кто-то больше занимался и погружался в теорию, кто-то в практику. Отрадно то, что все знакомились с новыми для себя темами. Участники курсов столкнулись с отраслью науки, которую они не изучали ранее. Мы делали упор на то, что у нас будут обучаться учителя, которые преподают в школе историю и обществознание, поскольку этот курс бывает сложным для учителя начальных классов, потому что у него нет обществоведческого базового образования. Но даже для учителей истории, темы, которые освещались в рамках курса, были новы. Я думаю, что интерес был у всех слушателей.

Представитель регионального министерства образования пояснила, что все выпускники данного курса «достойно защитившись», получают документы государственного образца о профессиональной переподготовке, которые им позволяют быть на территории своего муниципалитета тьюторами (наставниками), руководителями городского методического объединения, а также работать в администрации «по вопросам конфессионального сопровождения».

Отметим, участниками программы стали четыре высших учебных заведений Екатеринбурга. Среди них Российский государственный профессионально-педагогический университет, Миссионерский институт Екатеринбургской епархии, Уральский государственный горный университет и Уральский государственный педагогический университет.

Первые результаты реализации программы радуют и педагогов-участников программы и представителей вузов-участников. Так, студенты, прошедшие профессиональную переподготовку в Миссионерском институте, отмечают, что уже знают, как скорректировать дальнейший учебный процесс в школах по направлению «Основы религиозных культур и светской этики»:

– Самый главный итог этого обучения для меня – это желание работать в этом направлении. Работать и не совершать методических ошибок. Лично я обнаружил многие ошибки, которые прежде допускал в своей работе. Теперь все будет иначе, – поделился своими впечатлениями преподаватель мировой художественной культуры и основ православной культуры в средней образовательной школе №166 города Екатеринбурга Виктор Васильевич Субачев.

Представители преподавательского состава вузов также остались довольны:

– Это были фантастические защиты! Я много чего видела, на курсах по ОРКСЭ работала, но такой теплой атмосферы, заинтересованности и содержательности, правда, не было. Спасибо коллегам за доставленное удовольствие, – рассказала на личной странице в соцсети «Фейсбук» один из членов аттестационной комиссии на защите выпускных работ доктор культурологии Ирина Яковлевна Мурзина.

Председатель аттестационной комиссии, ректор Миссионерского института Наталия Александровна Дьячкова тоже не скрыла своих позитивных эмоций от работы со школьными педагогами:

– Учителя – просто умники и умницы. Талантливые, трудолюбивые, увлеченные своей профессией. Прекрасно методически оснащены. Очень радуют. Среди слушателей есть и священники – они работают с родителями. Тоже очень хорошие итоговые работы!

Напомним, в 2017 году впервые за сто лет на государственном уровне теология признана наукой. Теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось. Сегодня государственная система аттестации научных работников признает за теологией полноценное право присутствия в академических кругах, что позволяет выстраивать новые отношения с государственной системой образования и решать стоящие перед обществом проблемы, учитывая не только потенциал общепринятого социально-гуманитарного знания, но православной теологии.

 

Смотрите также:

«Оказалось, что этот курс больше о культуре»: преподаватели светских школ повысили свою квалификацию по преподаванию основ православной культуры