По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 мая 2018

«Государь не на десятилетия, а на столетия опередил свое время»: слово митрополита Кирилла на открытии Общественного форума «Царский»

18 мая 2018 года в Екатеринбурге начался Общественный форум «Царский», посвященный сохранению наследия Николая II. Начиная мероприятие, митрополит Кирилл поприветствовал собравшихся участников и гостей форума:

— Уважаемые участники форума, дорогие Преосвященные владыки, дорогие друзья, братья и сестры, дорогие приехавшие к нам эксперты, мы рады всех вас приветствовать в нашем городе, который стал неким символом трагедии Царской семьи и вместе с ней и нашей Родины.

Коль скоро здесь 100 лет назад произошли эти трагические события – трагические для народа, но великие и мученические для святой Царской семьи, то здесь в день 150-летия со дня рождения государя-императора Николая Александровича святое дело – собраться в этом зале и поразмышлять о том, какой была Российская империя в период его правления, какой была наша великая страна, и что нам следует из того прошлого, которое было не при нас, но о чем мы частично знаем, частично догадываемся, — следует извлечь для своей собственной жизни, какие уроки, какие назидания.

Далее митрополит Кирилл обратил свое архипастырское слово, посвященное памяти Николая II и сохранению его наследия, к гостям и участникам форума.

—  Хочу вам зачитать одну цитату, — сказал владыка. — «Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются, при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Всё возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в бо́льшей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути… Если бы такое положение продолжалось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека. Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастья – таков ныне высший долг для всех государств».

Я думаю, не каждый сразу понял, что эти слова, так поразительно точно описывающие современное состояние международных отношений, сказаны не сегодня, а 120 лет назад. Это выдержка из циркулярной ноты от лица Императора Всероссийского Николая II к представителям держав, аккредитованным при русском правительстве. Мы знаем, что это послужило началом созыва нескольких Гаагских мирных конференций. По предложению королевы Нидерландов Вильгельмины начало работы конференции в знак уважения к её августейшему инициатору приурочили ко дню рождения Императора Николая II – 6/19 мая.

В призыве Императора Николая было столько же благородства, сколько и новизны. Никто никогда до этого не пытался на международном уровне так гуманно и миролюбиво упорядочить законы ведения военных действий. Именно с этого момента началось движение за сокращение вооружений. Временные союзы двух-трех-четырех государств встречались и ранее. Но столь грандиозный международный проект, (затрагивавший сначала 26 стран, а во второй конференции уже 44) мог быть предложен лишь тем Государем, любовь которого к людям была значительно больше границ его государства. У столь масштабной инициативы есть понятное объяснение. И оно не в жажде мирового господства, а в глубоком христианском мировоззрении Русского Царя. Он знал, что Господь, создав праотца Адама, поручил ему и его потомкам возделывать сотворенную землю. Не свою личную грядку Эдемского сада, не только свой любимый закуток, а всю землю в целом. Настоящий христианин ощущает всё мирозданье как единое целое, всё человечество как единую семью потомков Адама и Евы, а потому не может делить человечество на людей высшей расы и низшей, нации — на достойные и презренные. Это совпадает по смыслу с аскетическим термином «любовь нелицемерная». То есть такая любовь, которая не зависит от лица, а на всех и всегда изливается полно и искренне. Потому что именно такой любовью Господь любит всех нас: «… ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). И вот среди стран, многократно предававших союзы, порабощавших и истощавших иные племена и народы – звучит христианский миролюбивый голос могущественнейшей Империи. И вместо восторженного принятия вызывает недоумение. Император Вильгельм II говорил, что согласился с этой идеей «только чтобы Царь не выглядел дураком перед Европой». Для тогдашних правителей идеи мира и прекращение гонки вооружений были безумием. Даже сейчас голос разума, миролюбия и справедливости на международной арене глохнет среди экономических союзов, созданных не для счастья человечества, а ради наживы очень узкого клуба стран. Но Император Николай совершает одно чудо за другим: он не только выступает с небывалой инициативой, но продавливает её осуществление, а далее не даёт этому движению заглохнуть. Государь не на десятилетия, а на столетия опередил свое время.

Часто люди путают доброту с мягкотелостью, любовь со слабостью, принципиальность с уязвимостью. К сожалению, правительства ведущих государств мира не захотели вполне последовать добрым инициативам русского Царя. Стоит вспомнить, что декларация «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы» была не подписана  Англией и Соединенными Штатами.

К сожалению, наши соотечественники всерьез ставят Государю в вину то, что он был честен, великодушен и добр, называя такое поведение слабостью и ошибкой. И Господь попустил нашему народу то, что мы хотели. Мы сами выпросили себе камень, вместо хлеба, а змею вместо рыбы: вместо скипетра, увенчанного Крестом – железную палку, вместо земли – раскулачивание, вместо свободы – ГУЛАГ, вместо братства – недоверие и предательство, возведенное в норму. Понадобились реки крови, тысячи святых новомученников, ходатайствующих за многострадальную Русь, чтобы наш народ, наконец, вернулся в русло созидания, хоть и в новых условиях.

Государь Император обладал глобальным стратегическим мышлением, которого так не хватает нынешним политикам. Единицы из современных правителей могут похвастаться подобным качеством.

29 июля 1914 года (за два дня до объявления Германией войны России) Николай II отправил кайзеру Вильгельму II следующую телеграмму:

«Благодарю за твою телеграмму, примирительную и дружескую. Между тем, официальное сообщение, переданное сегодня твоим послом моему министру, было совершенно в другом тоне. Прошу объяснить это разногласие. Было бы правильным передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию. Рассчитываю на твою мудрость и дружбу».

Но эти предложения были отвергнуты Германией и Австрией. Началась Первая мировая война, унесшая жизни миллионов людей и сокрушившая великие вековые монархии Европы. Позже, отрекшийся от императорской и прусской корон Вильгельм II, получил убежище у королевы Нидерландов, в той самой стране, где когда-то проходили так и не услышанные Вильгельмом Гаагские мирные конференции. Советы нашего Царя тогда не были приняты. Воспримут ли их в наши дни?

Мы собрались сегодня в надежде, что в 150-й год со дня рождения Государя Императора Николая II его пример будет востребован, его призывы услышаны, его инициативы осуществлены, и мир не зажжет сам себе огонь апокалипсиса. Да сохранят Святую Русь и весь наш хрупкий мир молитвы святого Царственного Страстотерпца! Да будет он для всех народов примером, а нам добрым отцом.

 

Смотрите также:

Митрополит Кирилл открыл Общественный форум «Царский»

Прямая трансляция Общественного форума, посвященного наследию государя Николая II