По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

20 февраля 2018

Епископ Евгений: «Прощение – это то, что мы можем сделать, чтобы Бог нас с вами мог спасти»

О спасительной силе прощения, о Великом посте, дающем возможность подняться над суетой и сориентироваться в жизненном направлении, сказал в своей проповеди накануне Прощеного воскресенья епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Проповедь была произнесена в екатеринбургском храме Вознесения Господня за всенощным бдением, собравшим многочисленных прихожан в одном из старейших храмов столицы Урала.

– С завтрашнего вечера, с богослужения уже фактически начинается Великая Четыредесятница – Святой Великий пост, который нам предстоит прожить, – обратился к молящимся владыка Евгений. – И завтрашний день имеет очень большое значение: в зависимости от того, как мы его проживем, будет определяться, как мы проживем Великий пост и потом всю нашу жизнь. День называется Прощеное воскресенье. Вы знаете, что в этот день все просят друг у друга прощения – традиция такая. Мы тоже это делаем, но за внешней традицией скрывается нечто большее.

Господь стал человеком и жизнь прожил человеческую, был распят и воскрес для того, чтобы нас с вами спасти. Но спасти нас Он не может без нашего личного участия. Не может взять «все человечество оптом» и спасти –  вот было оно плохое, а стало хорошее. Нужна там воля человеческая и наше содействие. Вот прощение – это собственно то, что мы можем от себя сделать, чтобы Бог нас с вами мог спасти.

В Евангелии очень много говорится о прощении. Например, есть такая притча о двух должниках. Два человека были в больших кредитах, в больших долгах перед некой царствующей личностью. И этот царствующий начальник пригласил одного из них, и когда сказал: «Давай, возвращай долг», – тому нечего было возвращать. И тогда он взял и ему все простил. Не сказал: «Дам тебе отсрочку, а потом с тебя строго спрошу», не сказал: «Я тебе понижу проценты ставки», а сказал: «Я тебе просто прощаю. Вот, был ты мне должен, а теперь не должен – ступай». А получивший прощение  вместо того, чтобы простить еще меньший долг своему должнику, не нашел в себе силы простить ближнего своего. За что был сурово наказан. Речь эта говорит о том, как Он – Господь – может и желает нам простить, все желает простить, только бы мы умели прощать сами и были способны даровать друг другу взаимно такое же прощение.

О том же самом говорится в притче о блудном сыне. В ней рассказывается, как отец простил своего заблудившегося сына, а брат его – гневный праведник – не нашел в себе великодушия, не нашел любви для того, чтобы так же принять своего вернувшегося к нормальной жизни родного брата… Это не про каких-то персонажей двухтысячной давности рассказывается, это рассказывается про живущих сегодня, лично про меня.

И в завтрашний день будет в Евангелии читаться о том, каковым является условие прощения наших грехов: если вы прощаете друг другу, то Господь говорит: «И Я вас прощу». А если вы не прощаете, то: «И Я не прощу вас».

На свое сердце положите: меня Господь не простит, вспомнит все мои злые слова, все обиды, все грязные и мерзкие поступки и мысли, которые были по жизни. Все вспомнит, до мелочей. А если мы найдем возможность не вспоминать чужих обид, не осуждать того, кто находится рядом, то Господь тоже не вспомнит всей этой «мелочи». И великодушно этим широким жестом – руками, распростертыми на Кресте – Он обымет нас и тоже простит.

И начинать это надо не как обычно – с понедельника. Вот с сегодняшнего дня можно и нужно начинать пытаться простить того человека, который находится рядом.

Не надо прощать «все человечество», не надо прощать «иностранных агрессоров», «милитаристов» и прочих далеких людей – но простить тех, кто находится рядом, с кем просто по жизни соприкасаемся. Это тяжелее всего: простить родителей, простить родственников, простить детей, простить сотрудников на работе.

И самим искренне в сердце своем всякие обиды, которые были нанесены, их тоже нужно простить всем – и живым, и мертвым. Бывает, что человек умер, а обида живет – и эту обиду нужно оставить.

Всякий раз напоминаем, что настанет день и час, когда закончится наше короткое земное бытие, и мы предстанем перед Лицом Божиим. И там все эти обиды наши будут, как острые колючки. Будем встречаться с людьми, которых мы не простили. И каждый такой человек будет, как «ежик», к которому не подойти, рядом с которым невозможно близко находиться. Тогда в Царстве Божием нам придется идти в другую страну –  туда, где этих «ежиков» собрано много, где плач и скрежет зубов.

Великий пост впереди. Нам надо помнить о том, чего ради он Богом нам дается. Не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы рассказать о том, кто столько постовал…

Но, все же, что такое пост? Если мы идем из точки А в точку В, идем из одного города в другой, куда нам очень надо попасть; дороги нет – идем по лесу, и очень легко заблудиться без дороги. И думает человек, что идет в правильном направлении, а с каждым шагом удаляется, удаляется от верного пути и не дойдет до цели. Забредет туда, где сил не будет, сгинет и погибнет.

Вот мы по жизни тоже идем из точки нашего рождения в точку исхода из нашей жизни – смерть. И нас ожидает либо вхождение в Царство Небесное, либо прохождение мимо него.

Если человек идет по лесу, то для него важно сориентироваться: туда ли я иду? Залезть на дерево, забраться на горку, осмотреться вокруг – подняться повыше, чтобы с высоты птичьего полета увидеть, куда нужно идти; какие-то сделать заметочки путевые, спуститься и дальше идти уже верным путем.

Великий пост – это такая возможность из обыденной жизненной суеты (всегда возникают какие-то интересные проекты, интересные жизненные цели, ориентиры), которая окружает нас, как кустарники, деревья, как бурелом, где сбиться очень легко  – это возможность приподняться, посмотреть, увидеть огонечек Царства Небесного, который светится, и смотреть: в каком направлении идти? Душа человеческая так возвышается над суетой.

Сытое брюхо к молитве глухо, а чрево, которое не отягощено едой, становится более чутким. Ум, который выключает для себя шум телевизора,  интернета, пустых разговоров – становится более восприимчивым к тому, о чем говорит Господь в Священном Писании, в Церковных молитвах. Сердце, которое испросило прощение, становится чутким к чужой скорби, чужой боли, становится способным увидеть в любом человеке образ Божий – Христа. Все это в сумме возвышает над суетой. И по милости Божией можно увидеть огонечек направления: вот туда надо идти, вот так надо поступать, чтобы двигаться не куда-нибудь, а именно в сторону Святого Небесного Царства, которое Христос уготовал любящим Его.

А это откроется в Пасху Господню: если пост прошел добро и стал богоугоден, то и Господь на Пасху так утешит, так вразумит, такие силы благодатные даст, что можно будет и дальше по жизни жить-не тужить, никого не осуждать и всем оказывать почтение.

В завершении проповеди владыка Евгений испросил прощения у священства, паствы и пожелал всем молящимся «добром начать, с любовью свершить, насытиться духовными дарами в дни Великого поста».

 

Смотрите также:

ВИДЕО: Митрополит Кирилл: «Прощеное воскресение должно быть каждый день у каждого из нас»