По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
13 мая 09:15
14 мая, в день 30-летия со дня преставления архиепископа Климента (Перестюка), в Иоанно-Предтеченском соборе будет отслужена Божественная литургия

По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, 14 мая 2016 года, в день 30-летия со дня преставления архиепископа Климента (Перестюка), в крипте Иоанно-Предтеченского собора, где погребен приснопамятный архипастырь, будет отслужена Божественная литургия. Начало богослужения в 6:00.

Архиепископ Свердловский и Курганский Климент (Перестюк)

Владыка Климент (в миру Андрей Адамович Перестюк) родился 15 октября 1904 года в семье крестьянина в селе Астраханка Приморского края. Семнадцатым и последним родился он в семье бедных переселенцев из Киевской губернии на Дальний Восток. Его благочестивые родители в первые годы своей супружеской жизни часто посещали Киево-Печерскую Лавру, скорбя о своих рано умиравших детях. Там, в древней обители, они дали обещание Богу, что одного из своих детей посвятят Ему на служение. Из оставшихся в живых семи детей Андрей рос самым хилым и болезненным, но Господь продлил его жизнь до преклонного возраста, определив ему быть епископом своей Церкви. Позже владыка так вспоминал о своем детстве: "С каким-то особенным чувством душевного умиления вспоминаю я свои юные детские годы, когда мы, маленькие дети, каждое утро в простой деревенской избе становились перед старинными образами босыми ногами на земляном полу, сложив руки на груди, и своими слабыми детскими голосами повторяли слова молитвы за своей благочестивой матерью".

Благодаря занятиям в церковно-приходском училище Андрей в свои 10 лет уже свободно читал Псалтирь и акафисты. По окончании училища в 1916 году он принял решение посвятить себя Господу, и в следующем году стал послушником уссурийского Троицко-Николаевского монастыря. Знаменательно, что сей монастырь славился строгим общежительным уставом по чину Валаамского монастыря. К чести родителей владыки можно добавить, что две его сестры впоследствии служили Богу: одна – Евфросиния  -- была инокиней, другая -- Марфа -- послушницей, и до смерти жили с Владыкой. Девятилетнее пребывание в монастыре в качестве послушника только утвердило его желание принять монашество. После того, как осенью 1925 года безбожные власти закрыли монастырь, Андрей становится псаломщиком села Воздвиженского Владивостокской епархии, а с 1929 года по 1931 год служит иподиаконом у епископа Хабаровского Пантелеимона (Максунова) и псаломщиком кафедрального собора в Хабаровске.

19 декабря 1931 года епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) Андрей Перестюк был пострижен в монашество с именем Климент, а 27 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона и назначен ризничим Скорбященской церкви Камчатского Подворья в Харбине. 25 мая 1933 года он был рукоположен в сан иеромонаха, с назначением благочинным храма.

С 1937 года иеромонах Климент причислен к братии Казанско-Богородицкого монастыря Харбинской епархии. В 1934 году будущий владыка с отличием окончил Богословские курсы, а затем получил высшее образование, окончив Богословский факультет Института св. кн. Владимира в Харбине. С 1941 по 1945 год он состоит преподавателем в Харбинской духовной семинарии. Последующие 6 лет прошли в приходском служении игумена Климента.

4 марта 1951 г. епископом Харбинским Никандром был награжден крестом с украшениями, а 26 октября того же года архиепископом Пекинским Виктором назначен настоятелем Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине с возведением в сан архимандрита.

В сентябре 1955 года архимандрит Климент возвращается на Родину и вскоре назначается ключарем кафедрального собора в Иркутске и правой рукой епископа Палладия, затем благочинным церквей Приморского округа.

В церковных заботах быстро летело время. Впоследствии владыка вспоминал: "Я стал чувствовать, что время моего земного странствования приближается к закату. С возрастными немощами стали появляться мысли об уходе на покой. Среди таких размышлений совершенно неожиданно, как гром среди ясного неба, прозвучал для меня голос из Патриархии: "Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Вам определено быть епископом Свердловским и Курганским". Хиротония архимандрита Климента во епископа Свердловского и Курганского состоялась в воскресенье 23 октября 1966 года за Божественной Литургией в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Примечательно, что хиротонию совершали Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Пимен (Извеков), будущий Патриарх, архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх.

Годы управления епархией епископом Климентом совпали с годами "застоя". Резко негативное отношение государства к Церкви породило множество самых разных проблем, свалившихся на голову правящего архиерея. Владыка был лишен возможности объезжать приходы, рукополагать и перемещать духовенство. Все церковные вопросы решались после согласования с уполномоченным Совета по делам религии. Но и в этих сложных условиях епископ показал себя хорошим организатором и богомудрым пастырем.

В 1976 году епископ Климент был назначен еще и временно управляющим Челябинской епархией. 23 октября 1976 года Свердловская паства отмечала 10-летие епископского служения. Накануне владыка Климент отслужил уставное вечернее богослужение, а в день юбилея - Божественную Литургию. За Литургией рукоположил клирика Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в г. Свердловске диакона Владислава Петкевича во пресвитера, иподиакона Иоанна Столповского - во диакона. После благодарственного молебна были возглашены уставные многолетия. От имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) преосвященного Климента тепло приветствовал клирик Ленинградской епархии игумен Прокл (Хазов), впоследствии митрополит Симбирский и Новоспасский +23.03.2014). От клира свердловского Иоанно-Предтеченского собора своего архипастыря сердечно поздравил настоятель протоиерей Константин Чечулин, от Челябинской епархии - секретарь Епархиального управления протодиакон Георгий Пешков, от клира и мирян приходов Свердловской и Курганской областей владыку поздравил его секретарь протодиакон Анатолий Головин. В ознаменование юбилея владыке был поднесен особо чтимый им образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". После прочтения приветственного адреса епископ Климент осенил клириков и мирян святой иконой Богоматери. В сентябре 1977 года Владыка был возведен в сан архиепископа.

Бесконечные заботы по управлению клиром и паствой трех больших областей, постоянные одергивания со стороны уполномоченного по делам религии отразились на здоровье архипастыря. В 1979 году с ним случился инсульт и, как результат, парализация. Владыка в этом же году был вынужден уйти на покой. Вся уральская паства сопереживала своему горячо любимому отцу. Каждый прихожанин знал о тихом и кротком нраве своего архипастыря, о его долготерпении и благодушии. И каждый надеялся на скорое его выздоровление. Но Божий Промысл определил владыке почти 8 лет неподвижности. В эти годы болящего постоянно навещали свердловские архипастыри и клирики. Огромный труд по уходу несла простая русская женщина Мария Ивановна Булатова, все эти годы находящаяся рядом.

14 мая 1986 года 82-летний старец мирно отошел ко Господу. Отпевание его состоялось в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе при большом стечении народа. Службу возглавил архиепископ Свердловский Мелхиседек (Лебедев) в сослужении городского духовенства.

Спустя 9 лет епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон (Миронов) перенес останки приснопамятного архипастыря в крипту Иоанно-Предтеченского кафедрального собора, где они пребывают и по сей день.

 

О владыке Клименте тепло вспоминает наместник одной из старейших обителей Москвы  Свято-Данилова мужского ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Отец Алексий нес послушание иподиакона при архиепископе Клименте.

— Архиепископ Климент был глубоко верующий человек, который перенес много испытаний. Он жил, любил и служил Церкви, был всегда доступен для простых верующих.

Подростком он был послушником на Дальнем Востоке в обители, которую основали валаамские монахи, в Уссурийском Троицко-Николаевском монастыре. Когда монастырь закрыли в 1925 году, он эмигрировал в Китай. На чужбине его рукоположили. Там же, в Харбине, окончил богословский факультет Института святого князя Владимира. Вернулся он из Китая после войны в 1955 году, был архимандритом на Дальнем Востоке, а потом уже его рукоположили во епископа.

Владыка Климент окормлял Свердловскую и Курганскую области с 1966 по 1980 год. Мы знаем, что тогда было сложное время: веру из народа безбожная власть стремилась всеми силами искоренить. Много было препон на его пути, да и эмиграцию ему не могли простить. Трудно было управлять епархией, трудно было созидать дело церковное. Мы, мальчишки-иподиаконы, этого тогда не понимали, но видели, как ему было непросто.

Недавно я был около его гробницы в Екатеринбурге в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе на Ивановском кладбище. Во времена служения владыки это был единственный храм, который оставался действующим на более чем миллионный город, который тогда назывался Свердловск. Теперь гробница архиепископа Климента находится в крипте этого храма.

Когда я приложился к его гробнице, ощутил глубокое чувство благоговения и молитвы. А затем погрузился в воспоминания, которые остались об этом благостном архипастыре.

Вспомнилось, как владыка приезжал в будни в собор и молился. Великим постом сам пел «Да исправится молитва моя». Его окружали люди, которые верой и правдой служили Христу. Храм во время богослужения всегда был так полон прихожанами, что если сразу не поднять руку для крестного знамения, то потом ты ее просто не достанешь, не сможешь перекреститься — так тесно было.

Трудно словами описать мои чувства, которые приходят ко мне вместе с воспоминаниями об этом архипастыре. Наверное, потому что это сердце, душа. А вот вера — о ней владыка свидетельствовал жизнью. Его вера учила нас жить и терпеть, учила мудрости и науке духовной, потому что книг о православии тогда было очень мало.

У владыки Климента были в послушании многочисленные сестры-монахини закрытого (а теперь уже восстановленного) Ново-Тихвинского монастыря. Матушки прислуживали архиерею. И, конечно, все они глубоко уважали владыку, это было видно. Прихожане относились к монахиням с трепетным почтением, прислушивались к их словам — для прихожан они являли своей жизнью пример молитвы и любви.

Такая была община, как семья, большая, церковная: старые священники, старые кадры, которые имели не просто знания и не просто красиво служили, но благоговейно. Они истово, всей своей жизнью засвидетельствовали, что Христос действует в нашей жизни.

По материалам Журнала Московской Патриархии и Православной газеты