Алексий Петрович Кротенков родился в марте 1878 года в селе Неклюбка Верещагской волости Сурожского уезда Черниговской губернии (ныне село Неглюбка Ветковского района Гомельской области, Беларусь) в семье крестьянина.
Образование он получил в Приснянской учительской школе, которую окончил в 1902 году. До 1910 года он работал учителем церковно-приходской школы в селе Неклюбка.
В 1910 году Алексий Петрович поступил на Московские пастырские курсы, по окончании которых в марте 1911 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во иерея. Для служения он был направлен в поселок Ушкевский Туринского уезда Тобольской губернии, в котором служил до 1915 года, когда его перевели в село Нижне-Романовское Тобольской губернии настоятелем храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
В 1929 году иерей Алексий Кротенков переехал в Уральскую область в село Ницинское Ирбитского района, в храм во имя Святителя Николая Чудотворца, где стал настоятелем.
Священник Алексий Кротенков с первых же дней своего пребывания в селе стал обходить дома прихожан, чтобы больше узнать о вверенной ему пастве. За короткое время он стал для многих умным и добрым наставником, защитником храма, бесстрашным проповедником.
1929–1931 гг. — годы принудительной коллективизации и массового раскулачивания, вошедшие в историю России как время «великого перелома». В 1929 г. началась новая волна гонений на духовенство, развернулась кампания по закрытию церквей. В Ирбитском округе было закрыто 223 молитвенных здания из 230 имевшихся.
Осенние хлебозаготовки 1929 г. из-за нерадивого хозяйствования новых властей в Ирбитском районе оказались сорванными, и в этом обвинили духовенство.
В октябре 1929 года священника Алексия приговорили к двум неделям принудительных работ в Ирбите. Он поселился у бывшего домовладельца Дмитрия Федотовича Некрасова, которого чекисты называли «ярым монархистом, церковником-тихоновцем», на чьей квартире якобы собирались «все недовольные советским правительством антисоветские элементы.» На квартире собирались административно-ссыльные и, естественно, обсуждали свои проблемы. Иерей Алексий рассказывал о положении крестьян, о гонениях на Православную веру.
После отбытия наказания священник Алексий вернулся в село Ницинское. Вскоре власти нашли повод для закрытия Николаевской церкви. Сельсовет заявил церковному совету о необходимости дополнительно заплатить страховые взносы за храм в размере 1196 руб. Таких денег у общины не было.
На 8 января 1930 г. по разрешению районного исполнительного комитета было назначено общее собрание верующих Ницинского прихода с повесткой дня: 1. Ремонт церкви и часовни; 2. Перевыборы церковного совета; 3. Отчет церковного совета; 4. Уплата страховых платежей. На собрание явилось около 600 человек. Когда было предложено голосовать за уплату страховки, то верующие единодушно отказались от сборов дополнительного налога, а церковь решили не отдавать, всеми силами ее охранять от попыток к закрытию. В церкви решили оставить часть верующих вместе с иереем Алексием для охраны.
9 января в церковь пришли представители советской власти и объявили, что церковь придется закрыть. Верующие заволновались, посыпались угрозы в адрес прибывших властей, и те поспешили уйти. Настоятель Алексий вышел из алтаря и успокоил прихожан, предложив части из них оставаться в храме, чтобы противостоять его закрытию. Вместе со священником в церкви осталось 50 человек. Они выставили посты на колокольне и у двери.
17 января в село прибыл старший уполномоченный П.М. Дудин. Он обманным путем выманил из церкви настоятеля Алексия Кротенкова, и когда он пришел домой, его арестовали и увезли в Ирбит, где он был заключен в тюрьму. Храм был закрыт, начались аресты членов церковного совета, благочинного округа, верующих крестьян, не желавших вступать в колхоз. Было заведено дело, по которому проходило 16 человек.
События в селе Ницинское органами ОГПУ были представлены как «разгром контрреволюционной организации, ставящей своей целью свержение существующего строя».
С 19 января 1930 года начались допросы. Следствие длилось до 11 апреля. 25 марта 1930 г. было составлено обвинительное заключение, которое гласило: Священник Кротенков – «глава к/р монархической организации, руководитель по подготовке к массовому выступлению верующих для вооруженного свержения существующего строя, а/с проповеди, использование церкви как легальной трибуны для а/с агитации».
Иерей Алексий виновным себя не признал.
11 апреля 1930 г. на заседании тройки ОГПУ постановили Кротенкова Алексея Петровича, а также членов церковного совета расстрелять. В ночь на 18 апреля 1930 г. в Ирбите приговор был приведен в исполнение. Иерей Алексий был похоронен в общей безвестной могиле.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года Алексей Кротенков был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
День памяти 5/18 апреля.
Святый отче Алексие, моли Бога о нас!
Источники и литература:
В Ирбите молитвенно почтили священномученика Алексия Ирбитского (Кротенкова)// http://kamenskuralsk.bezformata.ru/ (дата обращения 11.09.2016).
В селе Ницинское Ирбитского района началось возрождение прихода во имя Святителя Николая Чудотворца// http://orthodox-newspaper.ru/ (дата обращения 11.09.2016).
В уральском селе Ницинское будет возрождена православная община во имя свт. Николая Чудотворца // http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения 11.09.2016).
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 41470.
Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С.43-50.
«Суд Мой ныне приближается», или как чиновник попа обманул // http://foma.ru/ (дата обращения 11.09.2016).