В неделю Торжества Православия, 5 марта 2023 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Высокопреосвященному владыке сослужили настоятель собора митрофорный протоиерей Николай Малета, духовенство храма и другие священнослужители епархии.
В неделю Торжества Православия – первый воскресный день Великого поста, как и во все воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святого Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году — семь из них во время Великого поста.
Служба Василия Великого отличается от совершаемой в большинство дней литургии святителя Иоанна Златоуста большей длительностью евхаристических молитв.
Вместо хорошо знакомого христианам, обращенного к Богородице песнопения «Достойно есть» на литургии св. Василия поется иное, тоже трогательное и умилительное «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…».
Песнопения воскресного богослужения сегодня исполнил Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора под управлением Елены Петровны Потаповой.
Обращаясь со словом проповеди по запричастном стихе к верующим, клирик Свято-Троицкого собора протоиерей Сергий Алексеев отметил, что в жизни Церкви и в жизни каждого человека бывают такие кризисные моменты, когда ясно встает вопрос: быть ли нам свидетелями правды Божией или же стать отступниками.
— Правда Божия – это тот установленный Богом порядок для бытия мира, человечества, исполняя который человек должен был приблизиться к Богу и стяжать Царство Божие, — сказал пастырь.
У христианина в жизни есть цель – сияющее Богоподобие через Христа, но достижение этой цели – это не простая и приятная прогулка, отметил священник.
— Это не прогулка. Это трудный путь. И апостолы сравнивали этот путь с соревнованием. И поэтому будем стремиться, как спортсмены, прикладывая все силы, чтобы достичь вожделенного пути и получить этот «приз». Мы совершаем этот «забег», этот путь к цели. Но есть много препятствий, — сказал пастырь, отметив, что этими препятствиями являются тянущие назад воспоминания, лень и другие грехи.
Причастия Святых Христовых Тайн сегодня сподобились практически все прихожане — в соответствии с давней традицией каждому христианину причащаться в первую неделю Великого поста.
С праздником Торжества Православия и с причастием всех собравшихся поздравил владыка Евгений.
Его Высокопреосвященство отметил, что сегодняшний воскресный день мы ждали в течение всей первой седмицы Великого поста, «как подсолнухи к солнцу всю эту неделю сознательно или не сознательно стремились именно к этому дню».
— Сегодня нам Церковь говорит о том, что мы – храм Божий. А знаете, что храмы бывают разными. Я думаю, что сегодня, особенно в наше время, храмы бывают разными. Вы видите, вот этот благолепный собор, который украшен красными росписями, который наполнен замечательными песнопениями нашего хора, наверное, лучшего хора, который старается всегда. Который наполнен чтением, вот такой храм бывает. А какой бывает храм еще? А бывает храмы, такие, какие мы видим, когда едем по деревням. Что по деревням — у нас в городе до сих пор стоят храмы, которые обезображены. Без рам, без окон, с рваными местами в алтарях. И человек может быть таким, как этот храм, в котором мы находимся, а может быть таким храмом — разоренным, пустым, холодным, с ветром, который продувает через выбитые окна.А может человек быть таким храмом, как храмы сегодня в европейских странах — прекрасная архитектура, прекрасные росписи, все сохранилось, все замечательно, но…людей нет. Для людей сделали кафе, концертные залы, театры.Вот таким может быть человек. Сохраняя, может быть, привычку благочестивой жизни, по воскресеньям прийти в храм, молитву почитать, свечку поставить, все сохраняется, форма есть, но когда дело доходит до необходимости соблюдать заповеди Божии, проявить внимание, любовь, сочувствие к другому человеку или проявить желание воспринять слово Божие, почитать Евангелие, Писание Ветхого Завета… «Нет-нет, лучше передачу, лучше матч, лучше новости», еще что-то… Вот становится он тогда похожим на такой храм, сохраняющий внешнюю схожесть с храмом Божиим, а внутренне совершенно не соответствующий. Вот сегодняшний день именно об этом, — сказал архипастырь.
Правящий архиерей пожелал в этот день каждому возгореться желанием быть храмом настоящим.
— Настоящим храмом, на котором отпечатан, изображен образ нашего Господа, Пречистой Матери, святых угодников Божиих; обязательно есть икона, в нас должна быть икона — образ того святого, чье имя мы носим. Мы должны знать его имя, должны знать его житие, мы должны как-то с ним сродниться. Не просто знать, а размышлять, обращаться, просить его нас посетить и исправить, чтобы его роль записалась в нашем сердце, в нашем сознании, — сказал владыка.
Митрополит Евгений пожелал за оставшиеся пять недель Великого поста стать святыми, уподобиться в этом Господу. Владыка отметил, что наша жизнь очень короткая, яко цвет. Перед лицом вечности – это ничто. За это время важно «успеть поцвести» — стяжать добродетели, благодать, и «вместить, впустить в себя нашего Господа».
— Пусть милостивый Господь, наша Церковь помогут нам это, самое важное наше дело, осуществить, — напутствовал архипастырь и пожелал, чтобы правильное прославление нашего Господа внутри нас расцвело.
Владыка Евгений пригласил всех на чин Торжества Православия, который традиционно будет совершен сегодня, 5 марта в 17:00 в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
— Чин, за которым мы восславим Господа, Который столько положил сил, столько положил любви, чтобы нас сделать такими как Он. Мы прославим тех людей, которые для этого потрудились. Мы поскорбим о тех людях, которые от этого пути отвратились. Посмотрим на себя, и поищем себя среди этих правых и неправых. И, наверное, хорошо, если в нашем сердце от этого чина возгорится желание быть православным. Право стоять за веру, за нашего Господа, за жизнь вечную. Помоги нам в этом милостивый и всещедрый Господь, — пожелал митрополит Евгений.
Напомним, первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».
Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также и молиться перед их образами.
В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере и отрицает истину). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
ПОСМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ ПОЛНОСТЬЮ