Интернет-портал kultura.uz, рассказывающий о культурной жизни Узбекистана, опубликовал материал о выступлении на Царских днях в Екатеринбурге артистов Государственного академического Большого театра имени А. Навои во главе с режиссером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом.
После вызванного пандемией трёхлетнего перерыва творческая группа Государственного Академического Большого театра имени А. Навои вновь была приглашена для участия в Международном фестивале «Царские дни», который снова состоялся в Екатеринбурге.
Этот знаменательный фестиваль в июле этого года проводится в столице Урала уже в 21-й раз. В своей главной основе он связан с датой трагического убийства семьи последнего российского императора Николая II, которая была привезена тогда в Екатеринбург и содержалась под сильнейшей охраной в доме, известном в истории как «Ипатьевский» ( в нем жил достаточно известный инженер Ипатьев). В ночь с 16 на 17 июля 1918 года органами НКВД в подвале этого был совершен расстрел царской семьи. Это – одна из трагичнейших дат в истории российского государства. Вопиющий акт жестокости был совершён по отношению к людям, которые ни социально, ни по убеждениям не представляли никакой опасности для тогдашнего строя и уклада. Очевидно, что помимо очевидного сурового смысла этой даты – она необычайно важна для наших сегодняшних дней.
Проводимый в столице Урала уже в двадцать первый раз Международный фестиваль «ЦАРСКИЕ ДНИ» благодатен и желанен именно тем, что устремлен к этим понятиям Добра и Любви. Скорбя о кончине варварски умерщвленной царской семьи, сегодня на уровне сознания и подсознания многие и многие перестраивают свой внутренний мир, очищая и обновляя душу устремленностью к истинным основам и началам Человечности. Стремлением к Добру пронизан и многотысячный Крестный ход в память кончины царской семьи.
Великие поэтические произведения мира, ставшие основой возрождения в не менее великих музыкальных произведениях выдающихся композиторов – раскрывают именно все то неизменно-бесценное, что составляет суть возвышений духа. И гости из многих стран в пении, музыке, поэзии, интереснейших лекциях о многих значительных событиях истории в связи с трагической датой «Царских Дней» — вершат многоплановую, многообразную симфонию этого замечательного фестиваля…
Уже в шестой раз творческая группа ГАБТ имени А. Навои была приглашена на фестиваль. Под неизменным руководством ведущего мастера оперной режиссуры, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима собралась совершенно новая для Екатеринбурга творческая группа из двух ведущих солисток оперы, Лауреатов Международных конкурсов Елены Шавердовой и Анжилики Мухаметзяновой. Две певицы, обладая, как будто, сходным типом голосов – лирико-колоратурное сопрано! – по энергетике, темпераменту и краскам органично дополняли друг друга и в разнообразном репертуаре, и в штрихах исполнения. А неизменный музыкальный руководитель – ведущий концертмейстер театра Людмила Слоним снова в союзе с автором композиции и режиссером проекта Андреем Слонимом и с каждой из талантливых исполнительниц _ провела детальную работу по подготовке совершенно новой программы этого своеобразного проекта. И была сформирована совершенно новая и по содержанию, и по композиция программа под красноречивым названием «На крыльях Музыки и Слова».
В прочном союзе великой поэзии с яркой и масштабной музыкой, в союзе певческого голоса с выразительным словом были подготовлены лучшие произведения Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, выдающихся композиторов Европы. Все это было неразрывно связано и с утонченным и возвышенным духовным миром царской семьи, и что не менее важно – воедино связало эпоху «серебряного века» с днем сегодняшним. И стало совершенно очевидно, что все высшие категории человеческой души и духовности – любовь, верность, доброта, устремленность к ближнему, попытки обрести свой путь в поисках житейских истин – остается в полной силе, пока существует Человек и человечество.
Было запланировано два выступления узбекистанцев. Первый концерт традиционно проходил в концертном зале духовно-просветительского Центра «Царский» (воздвигнутом во имя святой памяти, как и монументальный Храм на Крови на месте снесённого Ипатьевского дома!). Именно в этом зале стоит знаменитый старинный рояль, клавиатуры которого касались пальцы и самого последнего императора России, и его царственной супруги, и детей. Этот зал отличается и великолепной акустикой живого звучания голосов – и необыкновенной аурой излучений душ зрителей, обильно заполняющих этот зал. Стоит сказать и о том, что концерта Узбекистанской творческой группы особенно искренне ждали, и примерно треть публики состояла из зрителей, посетивших в минувшие годы эти выступления группы ГАБТ имени А. Навои. В единой и целостной композиции, динамичной и контрастной, — ярко раскрывались индивидуальные черты каждой из солисток, творящих в неразрывном и утонченном ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним. А заполнившая зал умная и благодарная публика с концентрированным вниманием слушала и воспринимала каждую ноту, каждый миг творчества – и одаривала артистов эмоциональными горячими аплодисментами.
Две певицы, два сопрано шли в исполнении сложной и разнообразной программы каждая своим путем. Анжилика Мухаметзянова открыла первую вокальную страничку вечера, вдохновенно исполнив редко звучащий сегодня романс А. Варламова на стихи Н. Огарева «Внутренняя музыка» о музыке души, которая не позволяет прервать высокий душевный полет. Она изысканно и просто воспроизвела миг истинной гармонии духа в светлом рахманиновском романсе «Здесь хорошо…». А чуть позже с доверительной нежностью поведала о сладком миге первых слов о любви в поэтическом романсе П. Чайковского «То было раннею весной…». С той же озаренной устремленностью исполнила А. Мухаметзянова и полный радости романс Чайковского «Первое свидание». В разделе театрализованно раскрытых арий из опер певица изящно и филигранно обрисовала колдовской образ Шемаханской Царицы из ее арии в опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Она же в блестящей технической «оправе» подарила зрителю и знаменитого алябьевского «Соловья», и удивила комической эксцентрикой заводной куклы Олимпии из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» — с ее невероятными руладами и… остановками, когда у куклы заканчивается завод пружины, и ее надо подзавести ключиком… И публика с невероятным энтузиазмом откликалась на каждый из этих разнообразных номеров, щедро одаривая исполнение бурными аплодисментами.
Елена Шавердова представила свою галерею совершенно иных образов. Она светло тосковала о далекой любви в романсе Н. Римского-Корсакова «На холмах Грузии…» на пушкинские строки. Она с особой яркостью выявила лучезарный восторг души в редко звучащем романсе С. Рахманинова «Опять встрепенулось ты, сердце…». Затем истинно акварельными мазками она начертала поэтичность и весеннюю свежесть рахманиновских романсов «Сирень» и «Апрель». С драматичной сдержанностью Елена Шавердова раскрыла скрываемое смятение души в одном из самых ярких романсов Чайковского «Я тебе ничего не скажу…». И с особой светлой страстностью она начертала портрет горячо любящей героини оперы Чайковского «Чародейка» — озаренной любовью Настасьи в ее арии-ожидании «Где же ты, мой желанный…».
Как уже сложилось в опытах каждых гастролей узбекистанцев в Екатеринбурге – на суд зрителей было убедительно и свежо представлено и немало достаточно редкостных сюрпризов. Где-то в начале двадцатых годов выдающийся тенор Леонид Собинов был на гастролях (как и должно было быть – весьма успешных) – в Туркестане, на земле нынешних республик Центральной Азии, именно там, откуда и прибыла на фестиваль наша творческая группа. Колорит Востока очаровал Собинова, и великий певец написал стихотворение «Минареты». То, что он писал стихи – факт достаточно известный, но стихи о родной земле узбекистанцев, о поэзии ее природы представили для ташкентцев особый интерес. Воистину – по образной метафоричности этих строк можно судить о достаточно высоком уровне поэзии незабвенного Л. В. Собинова. А музыку романса на эти стихи написал другой достаточно известный творец – композитор Борис Прозоровский, которого знают по многим его романсовым и песенным «портретам» этого бурного и противоречивого времени.(Судьба этого композитора была трагичной – как и многие другие, он, «не вписавшись» в суровую эпоху, закончил жизнь в лагерях). Этот романс, оттененный «плывущей» восточной негой и очень поэтичный и в звучании, и в слияние слова с музыкой, и наполненный нежным чувством – красиво и убедительно исполнила Анжелика Мухаметзянова, восторженно принятая публикой.
У Елены Шавердовой также был приготовлен особый сюрприз. В 1916 году молодой С. С. Прокофьев написал цикл романсов на пять стихотворений молодой А. А. Ахматовой. Это интересное творение затерялось в анналах тревожных событий века ( и Ахматова, и Прокофьев также «не вписывались» в требования того времени – и , разумеется, об исполнении этого цикла не могло быть и речи). И узбекистанские гости фестиваля приготовили с Еленой Шавердовой один интереснейший, причудливый по форме романс этого цикла – он называется «Здравствуй!», который она спела, как представляется, обаятельно и своеобразно – и ее исполнительский порыв и мастерство были высоко оценены. Все эти необычные номера были поняты и живо приняты и в Свердловске, и в Алапаевске.
Стоит особо сказать и о двух авторских романсах Людмилы Слоним – профессиональном композиторе, авторе многих вокальных сочинений. Как и в предыдущих выступлениях творческой группы – два ее романса прозвучали и в нынешних гастрольных вечерах. Один – это импрессионистическая «Белая берёза» на известные стихи С.Есенина в искреннем и теплом исполнении Елены Шавердовой. А второй – это страстная, экспрессивная, в вихрях февральской метели «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака в эмоциональном раскрытии Анжилики Мухаметзяновой. И к радости исполнителей, публика тепло оценила и приняла и эти приношения фестивалю, и самобытность раскрытия автором и исполнителями этих сочинений.
Андрей Евсеевич Слоним по сложившейся традиции вновь предстал автором целостной композиции, режиссером каждого номера и исполнителем поэтических произведений. Он проникновенно представлял каждый романс краткой и образной преамбулой. И с экспрессией читал любимые стихи Александра Блока – пролог к поэме «Возмездие» и «Незнакомку», в которых с особой силой раскрыты те образности, что с невероятной силой раскрывают человеческие конфликты и того времени, и неразрывные связи чувств и понятий и с нашими днями. Эти проблемы мира и души будут живы, пока существует Человек. Читал и романтического «Менестреля» Аполлона Майкова — своеобразный моноспектакль, в котором театральность и драматургия раскрывается в не меньшей степени, чем в спетом романсе или арии. А в финале вечера прочел и стихотворение свое, авторское, специально написанное дома за несколько дней до приезда на фестиваль «ЦАРСКИЕ ДНИ» — в котором звучала и тревожная озабоченность судьбами мира, и неизменный призыв к любви, состраданию и любви к ближним…
Вечер завершил самый лучезарный и наполненный любовью романс П. Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» в возвышенно-проникновенном исполнении Анжилики Мухаметзяновой. И зрители, горячо принимавшие каждый номер, новым шквалом аплодисментов отблагодарили ташкентских гостей, которых горячо полюбили в течение их предыдущих приездов. И долго не желали расставаться с ними, говоря теплые слова благодарности…
Андрей Евсеевич Слоним, режиссер-постановщик Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои, преподнёс уральской публике в Царские дни — 2022 стихотворение, написанное накануне:
* * *
Опять преддверье даты роковой…
Смятенный мир, погрязнувший в тревоге.
Отвергнув прочь исконный облик свой,
Отринув свет души, святой устой,
Блуждает, растеряв пути-дороги…
Сияет купол Храма в небесах…
И тучи ли над ним, иль – блеск лазури,
Храм замер, чуя даже в камне страх,
И боль, и мрак предчувствия в сердцах,
И мира искривления, и бури…
Да, ночь злодейства через толщу лет
Не потускнела ни в кровавом цвете,
Ни в ужасе всего, что свой портрет
Намалевало кистью злейших бед,
Несущих тьму, свершась на белом свете…
В смятеньях век смешал добро и грех,
Тем, кто был вместе – повелел расстаться,
Гремел над пеплом сатанинский смех
И тяжесть стонов душ невинных тех,
Что жаждали живыми лишь остаться…
Да, будет вновь всеобщий Крестный ход,
И ввысь зовущий вещий дар Искусства,
Чтоб Зло, что совершилось в свой черёд,
Не предрекало тягостный исход
Ни миру, ни лучам добра и чувства…
Стенанья душ семьи – нет! – не царей,
А жертв пустой жестокости железной –
Святою вышней волею своей
Взывают к душам смертных всех людей,
Чтоб замер мир над безысходной бездной…
…Взметнись, душа, оковы разорвав,
Всесильной вышней Воле свято внемля,
И силы все небесные призвав,
В законах самых высших сил и прав
Моли Творца спасти людей и Землю!..