По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 мая 2022

«Суть веры — в свидетельстве миру, что Христос Воскрес»: иеромонах Геннадий (Войтишко) о преображении верой нашей жизни

О Воскресении Христовом как сути жизни христианина сказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в храме «Большой Златоуст» московский гость, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

— Христос Воскресе! Эти слова не просто слова приветствия нас, друг друга, в Церкви живущих. Это слова основания нашей веры, мы есть Церковь Воскресения, мы Церковь, изначально верующая в Воскресение Бога, Который пришёл в этот мир, стал совсем как человек, кроме греха, умер за нас и воскрес.

Первые христиане даже Рождество не отмечали, но праздновали всегда Воскресение Господа, они шли и проповедовали именно Воскресение своего Учителя, Бога и Спасителя. Ну, а что нам остаётся?

Мы ведь знаем уже, что уже даже проходит время какое-то Пасхальных дней, и это слово замыливается, кажется. А как же тогда наша вера? Неужели, в нас самих с течением дней этот огонь надежды и веры в Воскресение Христа угасает? Да нет же — мы веруем в Воскресение Христа. Вера не есть произнесение правильных слов, вера есть образ жизни, который свидетельствует этому миру ту правду, на которой мы стоим.

Ведь очень много в этом мире говорится красивых слов, красивых деклараций, но живут ли люди этими словами? И в этом смысле для нас вопрос: мы, верующие во Христа, в Его Воскресение, мы на самом деле исполнены этой радости? Мы на самом деле почувствовали или стали свидетелями Воскресения Христа? А ведь мы многократно поем: «Воскресение Христово видевше». А когда мы, став свидетелями этого Воскресения, можем свидетельствовать миру о том, что мы видели воскресшего Христа? Когда?

Если в нашем сердце, если в нашем образе жизни не произошло перемены от того греха, к которому мы были всегда приобщены, к свету, к миру, к прощению, к любви, в конечном итоге; если мы не стали приобщены Божественной любви, то разве можем ли мы миру сказать, что Христос Воскрес? Не будет ли это той самой декларацией, которую произносят политики, общественные деятели, просто люди?

Можно свидетельствовать миру только то и о том, чем ты сам живешь. И это вопрос к каждому из нас, живем ли мы Воскресением Христа, наполнил ли Он нас Своим Воскресением? И по большому счету, братья и сестры, вот это свидетельство о Воскресении Христа есть свидетельство евангельское, но прежде, чем кому бы то ни было мы скажем слово Евангелия, это Евангелие другие должны прочитать в нашем сердце, в наших глазах, в нашем обращении друг к другу.

Сам апостол нас наставляет и говорит: «Будьте предупредительны друг к другу с нежностью». О христианах ранее говорили очень много странных вещей, но всегда подмечали: «Посмотрите, как они друг ко другу относятся». Ибо человек, который увидел Воскресшего Христа, в своей собственной жизни, в своём собственном сердце ощутил это преображение, не может уже к другому брату, и сестре, и к близкому, и к дальнему, и к врагу своему относиться иначе, чем это было раньше.

Вот сейчас мы стоим перед Царскими вратами, буквально минута другая — и Царь славы выйдет в Дарах Своих для того, чтобы дать нам Самого Себя. Что мы Ему в ответ можем принести, что у нас, собственно говоря, есть? Что мы можем обещать? Да ничего. У нас есть только вот это немощное сердце, вот его Он может наполнить Своею Кровью, и в нем затеплится, уже в нашем остывающем сердце, жизни дыхание; что-то внутри начнёт согреваться, что-то начнёт наполнять наше естество. Это Сам Бог, ибо Бог есть самый Великий Дар, который человек получил. Сам Бог, сам Великий Дар, преподнесённый человеку. Мы же лишь можем открыть наше сердце Ему навстречу, восприняв Его, поделиться с миром этой радостью, и тогда уже это свидетельство о Воскресении Христа не будет просто словами. Потому что прежде, чем мы откроем уста, эта благодать и благословение будет исходить от сердца нашего.

Именно в этом суть веры, Церкви — не просто в правильных словах, не просто в правильно сформулированных догматах, а в свидетельстве миру, каждому человеку, от сердца к сердцу, глаза в глаза, о том, что Христос Воскрес. И это Воскресение преобразило тебя самого. А это значит, что тот, кто сейчас стоит ещё не радостен, тот, кто ещё испытывает боль и страдание в этом мире, восприняв эту радость Воскресения, может перейти в другое состояние, по-другому почувствовать мир, даже если кажется все вокруг плохо, — потому что Христос Воскрес и грех побеждён.

Если Христос Воскрес, то и боль больше не та, которая выглядит безнадежностью своею. Если Христос Воскрес, значит, та смерть, которая довлеет ещё над этим миром, над нами больше не властна, и мы не рабы смерти, мы свидетели жизни Самого Христа. Поэтому, выйдя из этого храма, причастившись Святых Христовых Тайн, будучи наполнены Его благодатью, возрадуемся все вместе и будем дальше свидетельствовать этому миру: Христос Воскресе!