О «сердечной недостаточности любви» и о том, как найти источник этой любви, рассказал в слове проповеди за архиерейской Божественной литургией протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии. Напомним, праздничное богослужение в честь 20-летия социального отдела прошло в минувшее воскресенье, 10 апреля в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе.
— В пятое воскресенье Великого поста мы всегда вспоминаем святую преподобную Марию Египетскую, которая в своей жизни явила и бездну греха, и высоту искреннего, глубокого и нелицемерного покаяния, и высоту любви к своему Спасителю и Богу нашему. Всегда в этот день в храмах читается история, которая случилась 2000 лет назад, когда Господь со своими учениками пришёл в дом к фарисею по имени Симон, и в этот момент в дом пришла женщина — грешница, блудница, о грехах которой знал весь город. И подойдя ко Спасителю, она встала у Него за спиной на колени и стала слезами омывать Его ноги, отирать волосами головы своей и мазать драгоценным миром. Видя все это, фарисей Симон рассуждал в своём сердце: «Разве ж это пророк? Если бы он был пророком, то знал бы кто, какая женщина прикасается к нему». Господь, видел это всё в сердце фарисея – Он видит наши сердца; нам порой кажется, что какие-то вещи мы можем от Бога скрыть, а Бог – он не человек, Он видит не только наши поступки, Он знает наши мысли, Он знает наши даже легкие, мелкие сердечные чувства.
Господь, видя в сердце фарисеевом такое сомнение к Себе, он говорит: «Симон, Я хочу у тебя нечто спросить. Как ты думаешь, у одного Господина было два должника, один ему должен был 500 монет, другой 50. Ни тот, нит не другой не смогли отдать, он обоих простил. Как тебе кажется, кто из них возлюбит его больше?». Симон говорит: «Тот, кому прощено больше — больше и возлюбит». «Правильно, — отвечал, — Я пришёл к тебе домой, а ты ноги не дал мне умыть, а эта женщина, которую ты называешь грешницей, она, как вошла, не перестаёт умывать Мне ноги своими слезами. Ты мне лобзания, целования, приветствия не дал, а она, войдя, не перестаёт целовать Мне ноги. Ты мне маслом главы не помазал, а она драгоценным миром намазала Мне ноги. И говорю Я тебе и всем нам: прощаются многие грехи ее за то, что она возлюбила много. А кто мало любит, тому мало прощается.
Вот это духовный закон, духовный принцип. Всем нам в жизни не хватает любви, никому не хватает любви, и всякий человек на земле ищет только одного — чтобы его любили и чтобы он кого-то любил. Он ищет любви. И все наши отношения друг с другом строятся исключительно на мере любви.
Однажды владыка Пантелеимон, наш руководитель по служению милосердия, поделился такой личной историей. Он служил литургию, в храме было много детей, а дети в храме ведут себя по-разному. И вот кто-то из них пронзительностью кричал, а родители не внимательно относились к этой ситуации. Во время литургии ребенок все время что-то выкрикивал, и у владыки прямо в груди росло такое несогласие с этой ситуацией. И он подзывает алтарника и говорит: «Сходите объясните родителям, чтобы они вывели ребёночка в коридор там, на площадку», — ну, потому что невозможно молиться, когда так себя дети ведут.
Алтарник сходил, возвращается и говорит: «Владыка, это ваш внучок Ваня». И владыка отвечает: «А, так это Ванечка, ну ладно», — и сразу раздражение его прошло. Потому что кого любим, тому мы покрываем множество грехов. Если какой-то человек нам не нравится, нас раздражает, нам неприятен — дело не в человеке, дело в том, что в нашем сердце нет к нему достаточной любви. Был бы внучок, или племянничек, или тот, кому мы симпатизируем, мы потерпели бы, потому что любовь — она долготерпит.
У всех у нас сердечная недостаточность в любви, а источник — он один: это Господь наш Иисус Христос. Из себя самого человек не может этой любви создать, человек может быть только проводником. Проводником у Бога, проводником от Источника любви. Если мы хотим научиться любви, путь только один — нужно настраивать близкие отношения с Господом Иисусом Христом, с Ним должны возникнуть личные отношения живые, настоящие. Для нас должна быть очень важна Его личность, наш ум и сердце должны быть погружены в Его жизнь, в Его слово, в Его образ, в Его имя. Мы всем умом, всем сердцем, всей волей своей должны быть устремлены к Нему. Если мы сможем сосредоточить себя, сфокусироваться на Его личности, на Его жизни, мы будем от Него впитывать то, что является Его сущностью. Бог есть любовь, это Его природное свойство. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет», — говорит Господь. Вот те заповеди, которые нам даны — это законы жизни. Если человек им следует, жизнь в нем усиливается, если он живет вопреки — в нём умаляется жизнь и увеличивается смерть.
Вот, например, важнейшая заповедь жизни: шесть дней делай дела свои, седьмой день — Господу Богу. Это не просто какой-то формальный закон, чтобы прийти и помолиться. Каждому человеку, который хочет жить, необходимо в неделю раз прийти и встать перед Богом в храме, потому что в этот момент, за эти несколько часов его душа наполняется жизнью. Если человек выпускает эту заповедь, его душа истончается, становится слабой, немощной и неспособной к любви, и к терпению, и к смирению, и милосердию. «Жизнь и смерть предложил тебе, благословение и проклятье, — говорит Господь через Своего пророка. — Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё».