Об изменении ума покаянием и трезвением сказал в своем слове во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Напомним, правящий архиерей совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме в честь Преображения Господня на Уктусе.
В своем слове владыка отметил, что люди определяют для себя на Великий пост разные задачи, и они могут быть,«правильные, настоящие, а могут быть совершенно пустые и никчемные».
— Кто-то говорит: «Как хорошо — пост, похудею». Кто-то говорит: «Хорошо, пост, перестану ругаться, скандалить и какие-то проблемы вокруг себя создавать». И одно хорошо, и другое хорошо. Мы понимаем, что смысл поста не в том, чтобы утрудить ноги, не в том, чтобы совершить сколько-то поклонов. Он выше находится. Смысл поста в том, чтобы изменился наш ум, чтобы наш ум стал другим. Каким? Во многом ответы на этот вопрос заключены в словах канона преподобного Андрея. А его на самом деле даже слышать страшновато. Почему? Мы понимаем, что такое канон преподобного Андрея Критского, что это не литературное произведение, которое он писал для того, чтобы рассказать о чем-то замечательном. Канон преподобного Андрея — это его плач, который он совершал в своей келье, — сказал владыка.
— То, что мы сегодня слышали — это была исповедь. Канон преподобного Андрея Критского — это его исповедь, это то, что предшествовало его исповеди перед духовником. Он, находясь в своей келье, своим умом взирал в сердце, он читал слова Священного Писания, и это все рождало в нем плач, потому что он видел бездну своих грехов. И эта бездна сегодня нам открывается — исповедь святого человека, — сказал Его Высокопреосвященство.
Архипастырь отметил, что эта исповедь для нас открыта, казалось бы, в нарушение принципа тайны исповеди. Открыта для того, чтобы мы этим плачем прониклись, научились смотреть на свою жизнь, читать Священное Писание, становились такими святыми, каким стал преподобный Андрей Критский.
— Цель поста в том, чтобы изменить наш ум, изменить наш ум покаянием. И первое, что необходимо сделать, по свидетельству святых отцов — это проснуться. Об этом в каноне есть прямые слова: «Душе моя, восстани, что спиши». Нужно проснуться. Мы понимаем, что ум — это не интеллектуальные способности, это не количество знаний, дипломов. Как глаза — орган зрения. Глазами мы видим окружающий мир. Слух, уши — это то, чем мы воспринимаем звуки окружающего мира. А ум — это что? Это тот орган, который может видеть Бога, который может видеть вечность, который может пребывать в Боге.
У преподобного Иоанна Лествичника есть свидетельство, что ум христианина должен еще до воскресения зреть, видеть воскресение. И этот ум должен проснуться. Первое, с чего должен начинать, чего должен желать христианин — проснуться так, как проснулся евангельский блудный сын. Когда он дошел до самой глубины своего падения, когда он уже был нищ, оборван, голоден, в отчаянии находился, тогда его ум проснулся, и ему пришла добрая и благая мысль: восстану, пойду к отцу моему и скажу, что я не достоин быть ему сыном, пусть меня хотя бы возьмет наемным. И он не только проснулся, но и начал движение. И ум, как этот сын блудный, тоже должен очнуться, проснуться, восстать и начать движение, — отметил митрополит Евгений.
По словам архипастыря, когда возникает такое просыпание и трезвение, движение ума, то Господь может дать и просветление ума. Когда ум Бог просвещает, дает такой дар просвещения ума, целомудрие, – и тогда человек становится способен не делать ошибки, не сбиваться с того пути, которым Господь желает его вести.
— Конечно, у нас нет такой задачи — заглядывать куда-то за границы материального, но стремиться очистить свой ум необходимо. Преподобный Серафим Саровский об этом говорил своему ученику Мотовилову, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого. Чтобы ум был способен не расточаться по пустому приходящему, что нас окружает, не увлекаться помыслами, а быть способным готовым узреть Бога, если Господь пожелает Себя такому человеку открыть. Вот к чему призывает нас Церковь во дни Великого поста и к чему первый шаг мы делаем, когда вместе с преподобным Андреем, находясь в храме, исповедуемся его словами, сокрушаемся теми образами, которые Господь ему на сердце положил. Мы переносимся сейчас на 1500 лет назад и вместе с ним в его келье и рядом с ним молимся. А как говорит пророк Давид: «С преподобным преподобен будешь. Со избранным избранным будешь». И когда мы находимся в эти вечера в Церкви, то эта учесть касается и достигает и нас, — подчеркнул правящий архиерей.
Митрополит Евгений пожелал каждому, чтобы короткие дни поста «привели нас к пробуждению, подвигли нас к движению нашего ума в молитве, в чтении Священного Писания, в покаянии, в мыслях о том, какое добро я могу сделать сейчас».
Архипастырь напомнил, что по мнению педагогов, навыки закрепляются в течение 40 дней.
— И если мы будем в течение этих 40 дней свой ум упражнять в том, о чем говорит преподобный Андрей, в том, к чему призывает нас Церковь, есть такая совершенно не ложная надежда, что все это изменение ума, покаяние нашего естества может быть нам даровано. Чего я хотел бы пожелать себе и каждому из вас молитвами святого преподобного отца нашего Андрея Критского, — заключил владыка.
Смотрите также: