О словах апостола Павла, которые мы слышим в молитве Иоанна Златоуста каждый раз перед причастием, о том, что значит: «Я первый из грешников, я самый грешный человек» – рассказал в своем слове проповеди за Божественной литургией в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре иерей Иоанн Авдюшин.
– Каждый человек, который готовится ко причастию, читает молитву святого Иоанна Златоуста, которая начинается следующими словами: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, из которых я самый первый». И, наверное, здесь нет человека, который хотя бы один раз не задумывался над этими словами. Что значит: «Я первый из грешников, я самый грешный человек»? И вообще, почему именно эти слова святитель Иоанн Златоуст написал? На самом деле об этом говорит не только святитель Иоанн Златоуст, он взял эти слова у святого апостола Павла.
Давайте обратимся еще раз к этому посланию: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первым показал все долготерпение в пример тем, кто будет веровать в Него к Жизни вечной». То есть не только святой апостол Павел делает акцент на то, что он самый первый из грешников. Здесь мысль гораздо глубже. Святой апостол Павел во многих своих посланиях говорит, что Христос пришел искупить, Христос пришел спасти грешников. И по мысли апостола Павла, чем грешнее человек, тем сильнее его нужно спасать. Чем больше человек погряз в каких-то грехах и страстях, тем дольше с ним Господу нужно взаимодействовать.
И вот святой апостол Павел говорит, что он первый среди этих грешников, возможно, он хочет, чтобы Господь с ним взаимодействовал больше, чем со всеми остальными. Возможно, он хочет, чтобы Господь на его примере показал, каково это быть спасенным, в том смысле, что не я такой молодец, и меня спасли, а в том, что как я низко пал, посмотрите, в какой я бездне нахожусь, посмотрите: я глубже всех упал, и Господь все равно меня такого вот грязного, непристойного, некрасивого поднимает, очищает и спасает. Я действительно понимаю, что глубже меня нет никого в падении, и я хочу, чтобы Господь ко мне прикоснулся, я хочу, чтобы Господь спустился в этот мой ад, я хочу, чтобы Господь вывел меня из моего же ада, из вот этой глубины, из вот этого мрака, в который я упал, в котором я нахожусь. Я первый из грешников не потому, что мне так хочется думать, а потому что я действительно хочу, чтобы Господь со мной взаимодействовал. Господь же сам сказал, что пришел спасти не праведника, а грешника.
И вот апостол Павел, слыша это, говорит: «Господи, я эта заблудшая овца. Приди ко мне, спаси меня, найди меня. Я тот, который нуждается в тебе больше всякого человека. Я тот, который хочет к Тебе прийти. Я тот, который хочет, чтобы Ты ко мне пришел». Вот о чем эти слова, вот о чем слова, что «я первый из грешников» – не потому, что это какая-то форма, не потому, что это как-то звучит смиренно, красиво и политкорректно. Нет, этот действительно плачь, это действительно вопль человеческого сердца: «Господи, я хочу, чтобы Ты ко мне пришел, я хочу, чтобы Ты насытил меня от своих щедрот, я хочу, что бы Ты спас меня, я хочу, чтобы Ты дал мне Свое Тело, Свою Кровь, я хочу, чтобы Ты дал мне всего Себя. Я хочу, я нуждаюсь в этом, мне это необходимо».
Вот об этом говорит святой апостол Павел, вот об этом говорит святой Иоанн Златоуст. И об этом, по большому счету, призывает нас молитва, которую каждый из нас слышит и произносит. Пусть слова этой молитвы действительно побуждают нас хотя бы мыслью вознестись вот к этой высоте, вот к этому понимаю, что я первый из грешников только лишь потому, что мне это действительно необходимо, мне необходима помощь, мне необходимо общение, мне необходим Христос.