Что такое интернет-зависимость, какие опасности она несет в жизни ребенка и как от нее избавиться: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Игорь Бачинин, настоятель Никольского храма при Уральском государственном горном университете, руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии.
Отец Игорь рассказал, что в начале нулевых годов, когда начала появляться такая проблема как интернет-зависимость, ей были подвержены, в основном, взрослые, сформировавшиеся люди. В последнее время среди зависимых появляется больше детей и подростков. С 1 января 2022 года ВОЗ в 11 классификаторе международного классификатора болезни определяет игровую зависимость как форму психического расстройства.
Батюшка подчеркнул, что к сожалению, многие люди, когда заходит разговор о трезвости, часто ассоциируют трезвость с пьянством. И они думают, что разговор о трезвости не для него, потому что у него нет такого рода проблем. Но сейчас совершенно уверенно можно сказать, что трезвость — это, в первую очередь, то состояние, с которым человек входит в этот мир.
Здесь можно говорить о врожденной трезвости, о том естественном состоянии, в котором каждый человек приходит в мир. И с другой стороны – о восстановленной трезвости, когда человек уже утратил ее в силу тех или иных обстоятельства жизни, и нуждается в ее восстановлении. Батюшка подчеркнул, что, говоря о трезвости, мы говорим не как о физиологической характеристике человеческой личности, а как о нравственной категории.
— В нашем научном сообществе мы занимаемся этой проблемой не один десяток лет, имеем конкретные практические результаты и говорим, что трезвость в первую очередь — нравственная ценность и христианская добродетель. И ценность проявляется в способности человека различать добро и зло, сохранять себя в свободе и радости, проявляется она через воздержание, здравомыслие и трезвление, то есть те категории, которые характеризуют внутреннюю жизнь человека. Трезвость формируется на основании мировоззрения человека и в первую очередь включает определенные ценности и смыслы, которые определяют мотивацию поступков человека, — считает священнослужитель. — Занимаясь изучением аддиктивного (от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание) поведения, мы пришли к убеждению, что человек сохраняет свою трезвость тогда, когда в жизни появляются новые смыслы, ценности и цели. Если удается повлиять на мировоззрение, тогда человек меняет свой образ жизни. Если сделать этого не удается, то в нашей практике деятельности мы не могли помочь этим людям. Анализируя причину, почему так произошло, мы пришли к убеждению, что это происходит от отсутствия желания, понимания, осознания проблемы. Процесс изменения в первую очередь начинается с осознания человека порочности.
Люди, которые занимаются изучением интернет-зависимости, называют ее «экранной зависимостью». У отца Игоря и возглавляемого им общества трезвения подход к пониманию, сознанию и помощи нуждающимся людям в избавлении от такого рода зависимостей складывается на восприятии ее как биопсихосоциодуховной модели. Это некая форма, которая включает в себя эти четыре составляющие. Любая зависимость — это не разовое линейное проявление, а комплекс всевозможных обстоятельств, которые в конечном итоге проявляются в этой модели поведения человека.
Чтобы человек смог осмыслить проблему и изменил свою модель поведения, необходимо вместо дурной привычки сформировать добрую.
— Чтобы это произошло, человеку нужно, как правило, обратить внимание на свою волю. В большинстве случаев именно здесь у большинства людей возникает проблема, по крайне мере те, кто осознает проблему, говорят, что хотят избавиться от своего зависимого поведения, но нет силы воли, — рассказал батюшка.
Причины трансформации воли различные. В первую очередь, это зависит от воспитания ответственности у каждого человека. Если говорить о детях, то это напрямую связано с послушанием. Ответственность для человека в первую очередь проявляется в том, насколько он может правильно расставить жизненные приоритеты, насколько умеет ценить и экономить время. Когда человек погружается в интернет-зависимость, то он теряет чувство времени. Он настолько погружен в эту проблему, что не контролирует свое поведение и течение времени. Отсюда вполне понятный логичный вывод — чтобы помочь человеку осознать проблематику, увидеть самого себя, контролировать себя по времени, нужно менять модели поведения.
— Любая зависимость — это проблема взаимоотношений. В первую очередь, взрослые могли бы сами подать пример детям и договориться, что вечером все убирают свои телефон и общаются, смотрят вместе фильм и обсуждают его. Замечательная была традиция семейного чтения, которая во многом сплачивает, объединяет и формирует общие ценности у членов семьи, — подчеркнул священнослужитель.
Отец Игорь отметил, что в плане развития коммуникативных навыков нужны совместные трапезы, ужины. Есть наблюдения, что в семьях, где есть совместные ужины, бывает меньше всего зависимых людей. Но, по большому счету, зависимость — это отражение воспитания, общения. Как сказал в свое времясвятитель Феофан Затворник, «воспитание из всех святых дел самое святое». В зависимости от того, сколько сил и времени взрослые вкладывают в общение с детьми, какие навыки они у них формируют, какие цели и задачи они у них ставят, это и будет определять конечный результат.
Батюшка рассказал об исследованиях Ольги Борисовны Гилевой, доктора биологических наук, профессора, которая проводила в Свердловской области исследования в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и попыталась выявить те особенности, которые есть в школах с традиционным образованием, и что из себя представляют дети, которые перешли на цифровое обучение. Ольга Борисовна увидела очень существенные изменения — у них было повышенное расстройство, возбудимость. И даже у тех детей, которые только пользуются сотовыми телефонами, но не включены в другие цифровые технологии, расстраивается функция активного внимания, страдает память и вместе с этим не формируются те коммуникативные связи, которые могли бы быть. В настоящее время среди специалистов появилось определение «информационное маугли» т.е. это дети, которые привыкают жить только в виртуальном мире, и выход из него подобен постановки жизни на паузу. Человек только живет ожиданием того, когда сможет вернуться обратно в виртуальную действительность, потому что в реальной действительности у него не сформированы навыки, нет определенных коммуникативных связей, расстроены многие психофизиологические функции. И человек в этом отношении выпадает из социума, из тех целей и задач, которые ставятся.
— Социальная составляющая зависимости — это та среда общения, в которой находится человек, те ценности, привычки, люди, с которыми он входит во взаимоотношения, во многом влияют на модель поведения, — подчеркнул отец Игорь. — Самым главным является то, что духовная составляющая задает жизнеутверждающие смыслы, дает человеку силы для совершения правильных поступков. И если духовная составляющая в человеке не наполнена Божественной благодатью, то, как правило, человек не может самостоятельно выйти из этой среды. Человек, не имеющий перед собой никаких целей и задач, не ставит перед собой жизненные рубежи.
Говоря о подростковом возрасте, отец Игорь отметил, что для него важным является формирование среды, которая учитывала бы особенности возрастного развития ребенка и помогала бы ему расставить правильные приоритеты в жизни. Понимая важность социума для ребенка, в свое время в храме при Уральском государственном горном университете выявили успешную форму общественной жизни — Братство православных следопытов.
Батюшка отметил, что в педагогике есть такое понятие как «значимый взрослый». Этот человек, который для многих детей, особенно в подростковом возрасте, является авторитетом. Часто в этот период происходит переоценка жизненных ценностей, смена авторитетов. И в зависимости от того, как ребенок к этому относится, есть ли вокруг него взрослые, с которыми он может посоветоваться, с кем он может поговорить, кто поймет его, даст совет, определяется, формируется ли ответственность и доверие у человека. В переходном возрасте происходит трансформация отношений между родителями и детьми, и родители не всегда готовы к этому. И непонятый ребенок ищет общения на стороне, и, как правило, находит его в социальных сетях. Он может там общаться даже не с настоящим человеком, а с ботом, и не знать этого. Как раз в этот период и должен появиться значимый взрослый.
Слушатели спросили у священника, как быть, если интернет-зависимость уже сформировалась? Батюшка считает, что нужно уметь договариваться. Человек с религиозным мировоззрением знает: что невозможно для человека, возможно для Бога, ибо для Бога нет ничего невозможного. Как правило, проблема обнажается тогда, когда она зашла достаточно далеко, и взрослые видят, что отношения с детьми разрушены, и, пытаясь вернуть их в прежнее русло, проявляя родительский авторитет, только усугубляют ситуацию. Важно восстановить общение, ставить перед собой такую задачу, уметь договариваться, понимать, что ничего не измениться сию минуту. Нужно идти на компромисс, попытаться найти интересные формы общения.
Тут должны подключаться родственники, например, крестный, чья задача и роль становится актуальной. Важно, чтобы в этот период времени значимый взрослый, кому не безразлично будущее подростка, попытался найти с ним общий язык. Одним из важных моментов является формирование определенной среды и отношение к этому. Все чаще звучат предложения по ограничению в школе ребенка и телефона. Есть такие образовательные учреждения, где дети сдают телефоны и получают их после окончания уроков. Это вполне могло бы быть инициативой родительской общественности, считает батюшка.
— Эти ограничительные меры, а по сути дела, формирование христианской добродетели, которая носит название воздержание, когда человек научается видеть окружающие его соблазны и пытаться противостоять им. В стратегии воспитания есть очень важный приоритет — прежде чем образовывать ум, нужно образовать сердце, воспитать сердце. Это говорит о том, что прежде чем давать определенные знания, человеку нужно развить чувственную сферу, или воспитать сердце. Воспитать не только ограничивая от проявления зла, а научиться прожить самому ребенку добрые эмоции. Для чего это необходимо? Как говорит Игнатий Брянчанинов, один из святых Русской Православной Церкви, зло всегда без труда обманывает человека. И ум человеческий не совершенен. И если человек будет пытаться постичь умом все дьявольские хитросплетения, то вряд ли сумеет все предвидеть, если в нем не развито послушание и сердце, — отметил отец Игорь. — А сердце — это как раз орган, которым мы познаем духовную действительность. И приучить свое сердце к добру — одна из важных задач воспитания. Очень важно, чтобы мы действовали на опережение, не ждали проявления проблемы, а могли, определяя стратегию развития, сами задавать определенные воспитательные цели.
В Екатеринбурге в храме святителя Николая при Уральском государственно горном университете, настоятелем которого служит отец Игорь, три раза в год проходит цикл занятий для тех людей, которые хотели бы научиться жить трезво. С 14 февраля начинается очередной цикл для страждущих, желающих преодолеть зависимость от алкоголя и табака.
Занятия будут проходить по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 39 и через приложение Zoom. Начало: 14 февраля в 18:30 (по уральскому времени). Желающих присоединиться и получить ссылку на мероприятие организаторы просят позвонить по телефону: +7 (909) 702-90-32.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Андрей Сибирцев: «Молитва помогает почувствовать пользу от богообщения и близость Творца»;
— иерей Павел Поздин: «Чудеса могут быть как от Бога, так и от дьявола»;
— иерей никита Заболотнов: «У подростка должна произойти личная встреча с Богом»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Мы должны стать мастерами в духовной жизни»;
— иерей Сергий Шумков: «Раскрыть таланты и найти свое предназначение поможет православная вера»;
— иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
— иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
— иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
— игумен Петр (Мажетов): «Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
— протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».