По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 января 2022

Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в подворье в честь Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет

11 января 2022 года, в день памяти святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, и день памяти преподобного старца Василиска Сибирского, чудотворца, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в поселоке Елизавет города Екатеринбурга.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря схиархимандрит Авраам (Рейдман), секретарь Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Николай Ладюк, руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, благочинный Монастырского округа, наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря игумен Иероним (Миронов), настоятель мужского монастыря Свято-Косминская пустынь игумен Петр (Мажетов), и.о. наместника мужского монастыря во имя Царственных страстотерпцев иеромонах Мелитон (Зыбин), клирики Ново-Тихвинской обители и духовенство Екатеринбургской епархии.

За богослужением молились также настоятельница Алекандро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря игуменья Домника (Коробейникова), настоятельница Свято-Покровского женского монастыря в Верхотурье игумения Магдалина (Сулеменова) и настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Алапаевске игумения Смарагда (Зыкова) с насельницами обителей.

Со словом проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился игумен Иероним (Миронов). Пастырь отметил, что Христос рождается здесь и сейчас, и Рождество происходит здесь и сейчас в сердце каждого человека, который открыл его для Бога. Жизнь преподобного Василиска Сибирского является образцом того, как человек, следуя святоотеческой традиции, может зачать в своем сердце, «родить» Христа, то есть стяжать благодать Святого Духа, открыв свое сердце для той благодати, что делает человека подобным Богу.

— Опыт преподобного Василиска свидетельствует нам о том, что какие бы ни были условия в жизни человека, какие бы не были трудности, какие бы скорби мы не претерпевали, у нас всегда есть опора, надежда — наш Господь Иисус Христос. И обращаясь к Нему с молитвой, открывая сердце свое для Него, мы получаем ту благодать, тот Божественный свет, который освещает жизненный путь человека подобно тому, как свет Вифлеемской звезды  привел к Младенцу волхвов. И пусть этот свет действительно освещает нашу жизнь, — сказал отец Иероним.

В этот праздничный день за богослужением радостно звучал тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

Сестры обители пропели также тропарь Василиску Сибирскому: «Яко издетска Христа возлюбив, преподобне, Тому любовию чрез все житие последовал еси» и кондак:«Возложих себе от ранней юности, даже из детства твоего, преподобне отче Василисче». 

Соборно звучал канон преподобнаго Василиска: «Преподобне Отче наш, Василисче, моли Бога о нас!»

Владыка Евгений вознес молитву отцу нашему преподобному Василиску Сибирскому: «О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе!»

Празднично возносилось исполненное духовенством величание: «Ублажаем тя, преподобне отче Василисче, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Затем Его Высокопреосвященство приложился к святым мощам Василиска Сибирского, иконе Рождества Христова и частице мощей Симеона Верхотурского. 

В завершение богослужения архипастырь окропил всех молящихся святой водой.

Архипастырь и духовенство пропели многолетие Святейшему Патриарху Московскиму и всея Руси Кириллу и всем молящимся.

По завершении богослужения митрополит Евгений поздравил всех с Рождеством Христовым, с днем памяти святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, и днем памяти преподобного старца Василиска Сибирского.

В своем архипастырском слове владыка общность празднества Рождества Христова и воспоминания жития святого преподобного Василиска Сибирского:

— С одной стороны, радость, высота, красота. Радость, что Бог пришел в мир. Высота, к которой Он призвал, в которой Он возвысил людей, каждого из нас, живущих в мире, Своим пришествием. Радость жития, жизни во Христе, радость посвятить свою жизнь не суете, не корму, не тому, что приходит, а тому, Кто пришел спасти мир, как это сделал, как свою жизнь положил святой преподобный Василиск Сибирский. Радостно на все это взирать.

Архипастырь также отметил «совершенно нечеловеческие условия жизни» Богомладенца, когда «люди живут в домах живут, среди людей, а Богу не находится дома».

— Просто дыра земная становится Его пристанищем. И жилище животных оказывается тем единственным местом на земле, в которое Бог сошел, где Ему дали место люди на этой земле, — сказал Его Высокопреосвященство.

Он отметил, что в житии святого преподобного Василиска также рассказано о том, что ему давалось все так же не легко, не комфортно, не так чудесно и замечательно, как мы читаем в житиях святых, например, Марии Египетской, которая, перекрестив Иордан, прошла по его водам, или Серафима Саровского, который прочитал молитву и взошла земляника.

По примеру из жития преподобного Василиска мы можем судить о том нелегком пути, которое подразумевает монашество.

— Можно подумать, что человек ушел в монастырь, его одели в подрясник, надели клобук, дали крест — все, теперь, перекрестившись, будем через речки ходить, и будет только одна земляника расти на пути. А кто в реальности коснулся монашеской жизни, понимает, что нет земляники впереди, и не Иордан течет, а лед, который грузовики выдерживает, проваливается под твоими ногами. И вдруг понимаешь, что ни жив, ни мертв, и что никаких сил человеческих, чтобы удержаться и вылезти из этого морозящего потока смертельного.

Вот твоя жизнь, вот твои силы, вот ты действительно ничего сделать не можешь. И является ангел с небес. И в этом, казалось бы, уже последнем человеческом порыве люди молятся. И когда проявляется духовная беспомощность человеческая, является Божественная сила, которая помогает вылезти, выпрыгнуть из этого потока ледяного. И потом еще сутки, двое бродить по лесу, и выйти из него, и остаться живым — это было когда-то в житие преподобного Василиска и преподобного Зосимы Верховского. Но всякий, кто как-то пытался жить по-христиански, знает опытно, что не из чудес, а из таких падений, таких провалов, такой беспомощности чаще всего составлены дни нашей жизни. И только обращения ко Господу, только обращения к Матери Божией, только понимание своей немощи в смирении создает почву, чтобы Господь вытянул нас из этой глубины и вывел в Небесное Царство, — подчеркнул митрополит Евгений.

Глава Екатеринбургской митрополии поблагодарил матушку игуменью Домнику, сестер обители за красоту храма, рождественские благоукрашения, за то, что «стараются украсить ясельки Богомладенца Христа, согревают их дыханием своих молитв, украшают цветочками, благоуханиями и нас тоже величают около этих яслей как волхвов, пастушков».

В этот день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил награждение клирика обители иерея Антония Соловьева. По благословению правящего архиерея во внимание к усердным трудам и в честь праздника Рождества Христова отец Антоний удостоен богослужебно-иерархической награды — права ношения наперсного креста.

После богослужения перед владыкой выступил приходской хор подворья, певчие исполнили колядки на русском и сербском языках. А также выступили дети воскресной школы, они прочли рождественские стихи и вручили митрополиту подарки, сделанные своими руками.