Как молодому человеку понять свое предназначение, помогает ли в этом православная вера и способна ли она гармонизировать подростка в непростой период взросления — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил исполняющий обязанности благочинного Ивановского церковного округа, заместитель председателя молодежного отдела Екатеринбургской епархии иерей Сергий Шумков.
Более 10 лет батюшка возглавляет приход храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Краснолесье. Этот приход считается одним из самых «молодежных» в Екатеринбурге. Около пяти лет в нем действует клуб «Ортодокс LIFE», в котором занимаются молодые люди от 12 до 35 лет.
Отец Сергий начал беседу с ответа на вопрос, почему именно его приходу известный детский писатель и основатель отряда «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин передал в дар список с уникального образа XVII века — икону «Спас Эммануил».
Священник рассказал, что у него с Владиславом Петровичем был общий друг, который в своей юности занимался в «Каравелле» — художник Дмитрий Хайдаров. Дмитрий был прихожанином храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Несколько лет назад он скончался от инсульта в своей квартире во время написания икон для иконостаса. Когда-то он познакомил отца Сергия с Владиславом Петровичем, который, как оказалось, на тот момент болел и захотел исповедоваться и причаститься. Батюшка рассказал, что до этого Владислав Крапивин ни разу не исповедовался и не причащался. После духовной беседы со священнослужителем Владислав Петрович резко начал выздоравливать и прожил еще несколько лет. После этого Владислав Петрович решил передать икону, писанную Дмитрием Хайдаровым в дар храму. Это состоялось в марте 2015 года. В притворе справа на детской стороне можно найти икону «Спас Эммануил»., где изображен Иисус Христос в 12-летнем возрасте. Это список с древней иконы XVII века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.
— Владислав Петрович был очень хорошим человеком, его доброта и любовь к людям раскрылась в его книгах. Его персонажи тоже являются такими же сверстниками Иисуса Христа 12-летнего возраста, т.е. это такая аналогия в книгах Крапивина. Его отец был священником и дворянином. Может, это и повлияло на его духовность и приход в церковь. Хорошие и добрые люди рано или поздно всегда приходят к Господу Богу, — подчеркнул иерей Сергий Шумков.
Каждому человеку, считает батюшка, даются таланты — это те особенности, свойства человеческой души, которые человек должен реализовывать на благо своим ближним. У каждого есть разные таланты, у кого-то это художество, физическая сила, спортивные таланты и достижения, интеллектуальные и т.д. И от этого и нужно отталкиваться. Если человек еще в детстве увидел, чем ему надо заниматься и что его привлекает, это и нужно в себе развивать. К сожалению, иногда родители говорят: «Ты решил заниматься музыкой, а что тебе это принесет в жизни, как ты это реализуешь. Будь лучше экономистом/бухгалтером/юристом». А у человека совсем нет к этому призвания. И он потом всю жизнь будет от этого страдать и мучиться. На таланты ребенка нужно обратить внимание и родителям.
— Если у человека есть таланты, данные Богом, не нужно их закапывать, нужно развивать и по возможности не приписывать себе. Ведь все, что в нас есть хорошего и доброго — это дар Божий. Если человек реализует свои таланты на благо ближних, Церкви, то тогда он будет получать обратную отдачу и награду от людей и Бога. И тогда у человека, скорей всего, не появится профессионального выгорания, — отметил батюшка.
Раскрыть свои таланты, найти свое предназначение человеку поможет православная вера. Если человек действительно хочет реализовать все, что Господь в него заложил, то лучше всего и проще всего сделать это вместе с Богом, подчеркнул священник. Он напомнил очень важный духовный закон, который сформулировал блаженный Августин, святой отец Западной Церкви до раскола. Он сказал, если Господь в жизни человека будет на первом месте, все остальное становится на свои места. Отец Сергей по опыту знает, что это действительно так, он видит, как у людей, приходящих в храм и начинающих жить по закону Божьему, все меняется и становится на свои места: и здоровье, и семья, перед человеком отрываются какие-то новые горизонты, жизнь начинает играть новыми красками. Это все реально и возможно, самое главное человеку захотеть узнать об этом. Если человек хочет жить только лишь по своим инстинктам и духовно не развивается, это его полное право. Но Церковь в таких ситуациях предупреждает, что жизнь без Бога постепенно превращается в ад уже на земле. Ад — это когда люди живут не по закону Божьему, не по любви к Богу и ближнему, а по своим принципам, законам, понятиям, по эгоизму, гордости; начинают унижать, оскорблять, убивать. И это тяжким грузом ложится на всю жизнь человека. И в старости этот искалеченный и больной человек приходит к Богу, но у него нет сил кардинально изменить свою жизнь. Батюшка рекомендует с раннего возраста, с молодости начать менять свою жизнь, постараться не совершать тех ошибок, которые поведут жизнь под откос. Привыкший к греху человек не входит в Царство Небесное, потому что для этого необходимо научиться любить Бога и ближних. Для этого и дается земная жизнь.
Слушатели спросили батюшку, способна ли вера гармонизировать подростка в непростой период взросления. Вера, по мнению священнослужителя, действительно помогает еще не зрелому человеку найти ориентиры и выстроить правильную иерархию в системе ценностей. Если человек живет в среде без понимания духовных законов, то он волей-неволей будет их нарушать.
— Начав изучать психологию, я заметил, что не нужно никого ничему заставлять. Некоторые родители и священнослужители, педагоги, пастыри, духовные отцы начинают говорить: «Это тебе можно, это нет, делай, как я сказал и т.д.». Я считаю, это неправильный путь, потому что чем мы больше ограничиваем человека в свободе, тем больше ему хочется это делать и больше соблазна пойти по тому пути, — уверен отец Сергий. — Мой совет и опыт говорит о том, что лучше объяснять человеку, что последует за его поступками. Объяснить, что когда человек потакает своим страстям, инстинктам, то тогда человек из своего предназначения, образа и подобия Божьего скатывается до уровня животного зверского, которое живет только по своим инстинктам.
Подростковый и юношеский возраст очень соблазнительный, и даже православные дети в какой-то момент могут отойти от веры. Человек начинает вставать на взрослые рельсы, начинает сепарироваться от родителей, взрослеть, родители становятся ему не указ, он начинает проверять слова и опыт, полученный от родителей, правильно это или нет. И здесь важно родителям набраться терпения и подождать, когда ребенок сам придет с вопросом и поблагодарит или спросит что-то. Самое важное — быть рядом и подсказать, не отвернуться: «Ты мне больше не сын, я отрекаюсь».
— Нужно вспомнить себя в этом возрасте. Часто родители не хотят вспоминать, они пару лет как пришли в храм, и думают, что всю жизнь были святыми. Конечно же, нет, вспомните себя, поделитесь своим опытом. Не нужно насильно тащить в храм человека с 12 лет, это будет вызывать агрессию. Надо показать своим примером, как христианин должен решать свои проблемы и объяснить, что с Богом все проходит благополучно. Я сам с детства в этом убеждался, как только я начинал ослабевать в духовной жизни, у меня появлялись другие развлечения, то тут же начинались проблемы в школе, ссоры, конфликты. И начав молиться, усердно готовиться к причастию, проблемы разрешались сами собой. Я постоянно убеждался, что духовные законы, которые написаны в Евангелие, все безотказно работают. И это самое главное для меня подтверждение истины нашей христианской православной веры, — подчеркнул батюшка.
Какая молитва и при какой осознанности ребенка может быть самой первой? У батюшки четверо детей от 1,5 до 10 лет. По вечерам он читает молитву по соглашению, после которой дети начинают молиться друг за друга. Дети сначала молятся Господу, благодарят за то, что есть. Человек с детства должен понимать, что то, что он имеет, это дар Божий. Есть люди, которые этого не имеют. С детства нужно ребенку объяснять и показывать, что то, что у тебя есть, это здорово и этому нужно радоваться, благодарить Бога, и тогда человек, который научился благодарить Бога за то, что имеет, Господь ему дает больше. А когда человек не доволен с детства, игрушки не те, еда не та, то он привыкает к такому состоянию, думаю, что ему все должны. В результате Господь у него забирает то, что есть. Поэтому молитва ребенка должна начинаться с благодарности Богу, продолжаться в молитве за то, что нужно ему на данный момент. Но это не про материальные блага, а про здоровье, послушание, чтобы его родители были здоровыми, а потом все, что нужно ребенку, т.е. чтобы он был умным, милосердным, талантливым. Дети батюшки участвуют в молитве с года, да, они еще не понимают, о чем идет речь, сами не могут говорить, но они видят, как молится семья, пародируют своих братьев и сестер, пытаются креститься, делать земные поклоны. Это входит у ребенка в привычку, норму. Это хороший пример, считает священнослужитель.
Один из слушателей спросил отца Сергия, как завоевать уважение сверстников и найти свою любовь? Батюшка предложил подумать, с кем человеку приятнее общаться: с злыми, жестокими людьми, либо с хорошими, добрыми, умными простыми, приветливыми. Именно с последними. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Есть еще народная поговорка: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Все что мы делаем, к нам возвращается. В юношеском возрасте, когда происходит становление, у ребят еще нет ценности жизни, добрых отношений, они не понимают и не ценят этого, но через свой опыт они должны научиться обращаться с людьми так, как сами хотят, чтобы обращались с ними. Это золотое правило христианства.
— Любовь христианская — это не просто какие-то «розовые чувства», это добрые дела. Начни сам делать что-то доброе для своих сверстников, и ты увидишь, как меняется отношение к тебе. Для меня пронзительным моментом Евангелия служит та история, когда ко Христу пришли воины, чтобы схватить его, во главе с его учеником Иудой, предателем. Тот его целует, а Христос спрашивает: «Друг, зачем ты пришел?», то есть он до конца пытался изменить этого человека. Да, он знал, что у Иуды есть страсти. Господь до конца давал ему шанс. Когда мы видим вражду по отношению к нам, если мы сами настроены негативно, то мы умножаем все это, а Христос говорит: «Подставь другую щеку», постарайся не отвечать или делать добро. К врагам нашим и обидчикам проявлять нежные чувства — это сверхъестественный духовный уровень, но хотя бы не отвечать злом на зло — это уже принципиально меняет людей, — считает батюшка.
А чтобы найти свою любовь, наверное, в первую очередь нужно молиться, нужно просить Господа Бога, чтобы он послал вторую половину, считает отец Сергий. Это жизнеутверждающий момент, потому что от семейной жизни, от любви, отношений, от церкви семейной зависит много. Нужно смотреть на духовную сторону своего супруга. Люди практически не меняются, особенно мужчины, подчеркнул батюшка. Если девушка думает, что она изменит парня, это самообман. Мужчины практически не меняются, но, наоборот, женщины после вступления в брак меняются принципиально. Если людей что-то не устраивает, то нужно проговаривать такие моменты. И иногда прислушиваться к мнению своих родителей: они опытные и видят те нюансы, которые молодые люди в розовых очках влюбленности не видят.
Создавать семью нужно тогда, когда человек уверен в чувствах, когда повзрослел, берет ответственность за свою семью, когда готов к деторождению, когда морально готов сам. Семья — это самостоятельная жизнь; нужно понимать, что это надолго, серьезно, тогда все будет с Божьей помощью.
— Если вы еще не готовы, играете в игры до 30-40 лет, то не знаю, получится ли сделать крепкую и счастливую семью, — отметил батюшка. — Чтобы научиться понимать друг друга, нужно общаться. Что касается мужчины и женщины — у нас мозг и психология устроены по-разному, мы не понимаем, что в головах друг у друга. Нужно общаться, проговаривать элементарные вещи, говорить свое мнение, узнавать мнение избранника. Тогда мы будем понимать, что у другого в голове, как он мыслит. Если каждый думает, что он прав, то для этого есть психологи. Рекомендую обращаться к верующим православным психологам. Часто современные психологи советуют такие вещи, которые для христианина неприемлемы. В нашем городе есть православные психологи, например, в центре защиты детей «Колыбель», где помогают сохранять семью, также это центр преодоления зависимостей «Подвижник».
Батюшку спросили, стоит ли заводить детей в начале семейной жизни или прежде надо построить карьеру? Батюшка отметил, что рождение детей — это большое испытание и кризис для семьи. Когда центр внимания у женщины смещается на детей, когда она не обращает внимание на мужа, появляются проблемы. Тогда нужно обращаться за помощью к тем же психологам или к духовникам.
— К сожалению, не все современные священники и духовники имеют представление о психологии, считаю, что это минус. Психологией нужно заниматься, она помогает человеку разобраться в себе, ближних, взаимоотношениях, с ее помощью можно решить многие проблемы, в том числе связанные с кризисом в жизни семьи, — отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
— иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
— иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
— протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
— игумен Петр (Мажетов): «Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
— протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».