По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

2 ноября 2021

«Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»: о важности дня памяти жертв политических репрессий рассказал уральский батюшка

Почему День памяти жертв репрессий важен для нашего общества, как молиться о жертвах политических репрессий и стоит ли молиться о палачах — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Владислав Мусихин, настоятель храма Всех святых на Северном кладбище уральской столицы, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.

30 октября наша страна отметила День памяти жертв политических репрессий. И тема памяти о новомучениках тесна связана с этим днем, отметил батюшка. В начале своей беседы он подчеркнул важный момент — в 2021 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об установлении дня особого поминовения всех невинноубиенных по политическим мотивам в ХХ веке.

Согласно закону о реабилитации жертв политических репрессий, политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, т.е. не за собственно совершенные преступления, а за какое-то инакомыслие, убеждения, которые противоречили государственной идеологии, отметил пастырь. Меры принуждения, применяемые государством в отношении репрессированных, были следующими: лишение жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение из мест проживания, направление в ссылку, привлечение к принудительному труду в условиях ограничении свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод.

Отец Владислав привел статистические данные. Согласно данным Совета по правам человека при президенте РФ, за годы советской власти было репрессировано около 7 млн человек. Согласно данным Свято-Тихвинского гуманитарного университета, который является одним из ведущих центров изучения истории Русской Православной Церкви ХХ столетия и памяти новомучеников, за весь советский период было репрессировано не менее 500 тысяч священнослужителей и мирян, из которых примерно треть была расстреляна или убита. За годы советской власти было репрессировано 426 архиереев Московской патриархии, при том, что их было не так много, как сейчас. По данным комиссии по реабилитации жертв политических репрессия при президенте РФ, в 1937 – 1941 годах было репрессировано за веру 350 тысяч человек, в том числе 140 тысяч священнослужителей.

— Весь советский период был очень тяжелым для Русской Церкви. Этот период можно назвать эпохой гонений. Но были периоды, когда эти гонения достигали наибольшего накала, усиливались, — отметил батюшка.

Первый период — гражданская война 1918-1919 годов, когда было расстреляно несколько тысяч священнослужителей в ходе красного террора. По городам и весям разъезжали карательные отряды и без суда и следствия, как правило, расстреливали так называемое контрреволюционное духовенство. Именно в этот период приняли мученическую кончину Царственные страстотерпцы в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома.

Затем для РПЦ был тяжелый 1922 год. Тогда властями проводилась кампания по изъятию церковных ценностей, и был организован обновленческий раскол. В 1922 очень большое количество священнослужителей и мирян было репрессировано за непризнание, неприятие обновленческого раскола по шаблонным обвинениям — «в противодействии изъятию церковных ценностей», даже если никакого сопротивления реально не было.

Один из слушателей спросил у батюшки, актуально ли для нашего времени с исторической точки зрения понятие обновленчества и в чем опасность этого явления? Отец Владислав ответил, что если говорить о современности, то такая опасность, существует. Именно поэтому многие решения, которые кажутся  назревшими, актуальными, священноначалие не спешит принимать. Например, переход богослужения на русский язык. Церковный народ является хранителем церковного предания, благочестия и может не принять эти реформы, и может произойти новый раскол. Поэтому любые реформы даже необходимые нужно обсуждать на самом широком уровне со священниками, мирянами и принимать только взвешенные решении на церковных соборах.

В 1929 году в ходе форсированной индустриализации начинается массовое раскулачивание коллективизация в деревне. В ходе этой кампании под предлогом борьбы с кулаками в селах, сельской местности активно репрессировались церковные активисты, т.е. активные деятели приходских советов, двадцаток, старосты и священнослужители, чтобы, изолировав церковный актив, было легче закрыть действующий храм. Последующие 30 лет началось массовое закрытие храмов, натиск усиливался с небольшими перерывами.

Пик гонения на церковь был в 1937-1938 годах — самый известный период репрессий, когда пострадали не только верующие, но и огромное количество людей самых разных слоев: и ученые, и дипломаты, и военные, деятели науки, искусства и т.д. Как отметил батюшка, Церковь была почти уничтожена в эти годы, были закрыт почти все епархии, оставались действующими около 100 храмов по всей стране.

— Согласно данным Свято-Тихвинского университета, в эти годы было арестовано около 200 тысяч верующих, священнослужителей, мирян и около 100 тысяч расстреляно. Согласно данным Совета по правам человека при президенте РФ, в эти годы было арестовано более 1,5 млн человек по политическим обвинениям, около 700 тысяч было расстреляно.

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы наступает период частичной нормализации государственно-церковных отношений, церковь получает возможность вновь избрать Патриарха, возобновить духовное образование, открыть академии, семинарии, которые не действовали после гражданской войны. Но и в эти годы, как сказал священнослужитель, Церковь была несвободна. Не было возможности заниматься никакой социальной, благотворительной деятельностью, религиозным образованием детей, не было открыто ни одной воскресной школы.

В последние годы жизни Иосифа Сталина, с 1948 года, вновь усиливаются репрессии. В эти годы особенно пострадали студенты и преподаватели возрожденных духовных школ, семинарий и академий. Последний мощный натиск на церковь был в годы правления Никиты Хрущева в ходе заявленного форсированного строительства коммунизма. В эти годы примерно 1,5 тысячи священнослужителей получили различные сроки заключения.

Батюшка отметил, что в каждой епархии Русской Православной Церкви есть свои места памяти новомучеников, жертв репрессий. В Екатеринбургской епархии это, прежде всего, Храм на Крови, который посвящен памяти всех святых в земле русской просиявших. Отец Владислав рассказал слушателям, что Храм на Крови был заложен еще до массовой канонизации новомучеников. В нем есть предел новомучеников Церкви Русской, придел Царственных страстотерпцев. Кроме того, есть места памяти там, где были убиты священники в годы гражданской войны. Большинство новомучеников Екатеринбургской епархии, причисленных к лику святых, относятся к периоду гражданской войны. По именам известно 46 убиенных священнослужителей и большинство из их причислено к лику святых. Например, священномученик Константин Меркушинский, которыйпострадал в селе Меркушине, где сейчас есть храм, посвященный ему.

— Самым массовым местом захоронения не только верующих, а вообще жертв репрессий является мемориал на 12-м километре Московского тракта, где в 1937-1938 годах захоранивались во рвах расстрелянные в подвалах тюрем наши с вами граждане, свердловчане и жители области, в том числе и многие чада Русской Церкви. Там похоронено около 21 тысячи человек, из них по именам известны только около 18 500 человек, — сказал батюшка.

Отец Владислав рассказал слушателям интересный факт. В 1937-1938 годах фабриковалось дело о существовании в Москве так называемого церковно-политического, а по другим документам, церковно-фашистского центра. Согласно материалам этого дела, все епархии Русской Православной Церкви и приходы являются ячейками террористического, диверсионного, шпионского, повстанческого центра. Поэтому ставилась цель полностью уничтожить Церковь, но она не была уничтожена милостью Божьей.  Представители НКВД собирали информацию и видели, что уничтожение видимой Церкви не дает уничтожает религию, верующих людей остается много и Церковь уходит в подполье.

— Легче было контролировать легальную Церковь, поэтому она была сохранена советской властью от полного уничтожения. Здесь мы не можем не видеть промысел Божий и должны быть благодарны исповедникам, мученикам, которые благодаря своей твердости, твердому стоянию в вере сохранили Церковь, — подчеркнул батюшка.

Как говорили святые отцы, на крови мучеников созидается Церковь. Поэтому сохранение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской важно. Вся история Церкви сменялась эпохами гонения на эпохи благоденствия, потом вновь наступало время испытаний. Сейчас, отметил батюшка, благополучное время для Церкви, но никто не знает, что будет в будущем.

— Может придется снова человеку быть перед выбором: быть со Христом и идти путем мученичества или отступать от Христа и терять надежду на спасение. Каждый может оказаться перед ним, при чем не только в эпохи гонения, бывают разные жизненные обстоятельства.  Изучая жития новомучеников, их страдания и твердое стояние вере, мы себя напитываем настроением такого мужественного, ревностного отношения к вере, черпаем силы для собственного исповедования веры, — отметил священнослужитель.

Батюшку спросили, как молиться о жертвах политических репрессий и надо ли молиться о палачах, наших предках? Отец Владислав отметил, что дети и потомки должны молиться за своих родителей, бабушек, дедушек. Важна не только молитва, но и наша христианская жизнь, наше следование за Христом, жизнь по Евангелию. Господь, видя преданность Ему, не только милует и спасает молящихся, но и облегчает участь их предков, если они еще не достигли Царства Небесного.

Как говорить с детьми о теме политических репрессий? По мнению батюшки, с ними нужно стараться говорить как со взрослыми и рассказывать, в том числе о темных странницах истории. И о том, что были такие события как массовые репрессии, массовое преследование инакомыслящих людей, не разделявших коммунистическую идеологию. Нужно говорить, чтобы дети знали и воспитывались на этом.

— Изучать историю необходимо, чтобы не повторять ее ошибок, кто не знает истории, тот рискует пережить ее вновь. Человек может подумать, что от него ничего не зависит, «я маленький». Но если мы сохраняем память об этом, это создает общую атмосферу нетерпимости к подобным явлениям. А когда люди об этом не знают, и нетерпимого отношения к незаконным расправам над людьми нет, то трагедии могут повторяться вновь. И человек сам может оказаться в жерновах этой репрессивной машины. С подросткового возраста, когда дети начинают понимать серьезные вопросы и вещи, изучать историю ХХ века в школах, уже можно об этом говорить, — считает батюшка.

Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».

Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.

В проекте уже приняли участие:

— игумен Петр (Мажетов): ​«Скорбь — нужное состояние души, которое человек должен прожить»;

— протоиерей Алексий Сысков: «Спасти человека насильно нельзя»;

— иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком — подарить ему надежду своим отношением к жизни»;

— иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;

— иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;

— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;

— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;

— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;

— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;

— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;

— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;

— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;

— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;

— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;

— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;

— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;

— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;

— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;

— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;

— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;

— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;

—  иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;

— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;

— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;

— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;

— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;

— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;

— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;

— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;

— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;

— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;

— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;

— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;

— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;

— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;

— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;

— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;

— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;

— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;

— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;

— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;

— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;

— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».