Как помочь заключенному встать на путь исправления, какую помощь могут оказать миряне, помогает ли их молитва исправлению находящегося в тюрьме: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Александр Есенин, руководитель епархиального отдела по тюремному служению, старший священник храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» (близ СИЗО №1) города Екатеринбурга.
Отец Александр противник различных социальных сетей, но уже давно стал «батюшкой онлайн». Хотя сам когда-то немного осуждал тех священников, что выходят в прямые эфиры в интернет, мол, до чего батюшки дошли, делать нечего. Но никогда не знаешь, что будет завтра.
Но однажды он увидел, что дети смотрят других священнослужителей по телефону.
— Мне стало интересно. И вот лет шесть-семь веду видеотрансляции, которые, как оказалось, востребованы. По всему миру есть такая нужда в общении верующих людей, в диалоге, встрече со священником. Изначально я думал просто скинуть на канал в YouTube свои старые видео, но стали приходить первые просьбы: снимите видео как исповедоваться, про акафист. Теперь у меня есть личный канал «Добрый пастырь», регулярный, ежедневный. На телеканале «Спас» меня пригласили вести онлайн-беседы. Мне даже где-то легче общаться с атеистами, людьми, которые придерживаются каких-то заблуждений, потому что я точно такой же был. Меня привел Господь через блуждания по жизни. Поэтому грех не поделиться, не пообщаться. Я рассказываю о тюремном служении, о котором люди не знают.
Отец Александр заметил, что очень часто люди воспринимают священника как особенную персону, у которой в жизни все сложилось, он вырос в верующей семье и т.д. Но если посмотреть биографию многих современных священников, то они так же, как и многие миряне пришли к вере через скорби, страдания, заблуждения. К такой категории священников относится и отец Александр. Батюшка отметил, что с пониманием относится к людям, которые задают какие-то провокационные вопросы, потому что не сразу человек понимает и приходит к вере, он по-другому смотрит на церковную жизнь и делает часто неверные выводы.
— Я родился в СССР, воспитывался в атеистической семье, атеистической стране, все это впитал. Поэтому путь к вере был непростой. Пути Господни неисповедимы. Стоит благодарить Господа, который терпеливо относится к людям, которые блуждают, не находят истину, очень часто ищут ее не там, где она находится. Сейчас я сижу недалеко от храма, который единственный в Екатеринбурге не закрывался, но который я тоже обходил стороной, вспоминая слова Хрущева: «Последняя бабушка умрет и все закроется». Я не мог предполагать, что через какое-то количество лет буду служить в этом храме. Так жизнь человеческая изменчива, как погода на Урале. Не стоит зарекаться, что мнение человека не поменять. Мудрость человеческая состоит в том, чтобы учитывать, что мнения человек со временем может поменять, — отметил батюшка.
Сейчас батюшка служит в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Как сказал сам священнослужитель, это любимая икона русского народа, очень почитаемая. В других Православных Церквях в мире она не так известна, а русский народ эту икону очень любит. Этот храм построили добрые люди для родственников и близких тех, кто находится внутри колонии или СИЗО. Так сложилось, что во многих колониях, СИЗО служат священники, есть храмы, часовни, библиотеки — все необходимое для спасения души человека. А для родителей ничего нет. Поэтому люди построили на свои средства этот храм.
Батюшка рассказал, что очень часто человек приходит к вере благодаря тем или иным скорбям. Человек приходит в горе, начинает молиться, воцерковляться, через это и получает утешение по молитвам Божьей Матери. Есть случаи, когда освободившиеся люди приходят и благодарят, что Господь услышал их молитвы.
Пастырь вспомнил о своем первом приходе в колонию. В епархию пришло письмо от одного осужденного, он просил встретиться со священником. Батюшке сказали сходить один раз на встречу, поговорить. И вот он уже третий десяток лет ходит и говорит.
— Когда я пришел первый раз в колонию, первым, кто меня встретил, был. бывший замполит из пожарного училища, где учился и я, он был моим начальником. Он меня поддержал. Сначала мы встречались для беседы с осужденными в комнате замполита, потом встал вопрос о библиотеке, потом построили часовню родители осужденного, сами набросали эскиз. До сих пор эта часовня в честь Благовещения единственная стоит. Привезли даже воду из лазарета с источника Благовещения для ее освящения. И в этой часовни до последнего времени молились, совершали таинства, которые можно в часовне совершать, пока добрые люди не построили храм. Присутствие священника совершенно по-другому настраивает людей, многие тянутся к вере. Даже была некая община протестантская, с которой мы сначала спорили, потом они приняли крещение, перешли в православие и воцерковились, — рассказал батюшка.
Люди часто задают вопросы, как священники могут помогать заключенному встать на путь исправления, как они общаются с «последними негодяями»? Такие вопросы удивительно слышать от верующих людей, отметил отец Александр. В Евангелие есть история, что первый человек, который вошел в рай, был разбойник. Очень часто на дьяконских вратах в храмах или на фресках изображается разбойник с крестом в раю. Тем самым Господь показал, что пролил кровь за каждого человека на земле. Поэтому мы не можем судить о состоянии души человека, в чем он виноват и т.д. Каждый человек перед Богом будет отвечать за своих грехи, поступки. Надо иметь веру и надежду на исправление человека. Надо не осуждать людей, которые находятся в колонии, не судить по их поступкам, а молиться за них. Церковь всегда молится за тех, кто находится в темнице и служит особенные службы о тех людях, кто находится там, о их родственниках. Батюшка напомнил, что скоро будет традиционная Неделя молитвы перед праздником Покрова Божьей Матери. Каждый день будет совершаться особенное богослужение во всех колониях нашей страны. Там поминаются и сотрудники, и родители, и жертвы преступлений, сами преступники, священнослужители, которые несут послушание. За каждого Церковь молится на таком непростом, но важном послушании. Люди из колонии, СИЗО потом выходят на свободу. И общество должно быть заинтересовано, чтобы люди в нашей стране были свободны от греха, чтобы человек вернулся на пусть исправления и стал жить нормальной жизнью.
— Многие осужденные, знаю из своего опыта, потом благодарят Господа, что оказались там, потому что не могли прервать цепь грехов в своей жизни, — подчеркнул протоиерей. — На это влияет многое: окружение, воспитание, общая обстановка в стране. Например, наркоман попадает сюда. Оглядывается на свою жизнь и видит, что это сплошная черная полоса греха. Здесь грех прерывается, человек приходит в себя, видит священника в первый раз в жизни, первый раз исповедуется, с удивлением смотрит, как другие в тюрьме ходят в храм, меняются в лучшую сторону. Он удивляется. Лучшая проповедь не словами, а поведением. Именно такой проповеди нам, людям на свободе, очень часто не хватает.
Отец Александр рассказал, что в первую очередь церковь оказывает людям в тюрьмах помощь духовную, чтобы человек обрел цель в жизни, раскаялся, вспомнил о своей вечной душе, понял, что жизнь скоротечна. Также заключенным собирают подарки на собранные пожертвования, устраиваются дни милосердия. Как говорит батюшка, церковь всячески старается помочь заключенному, чтобы он начал жить нормальной человеческой жизнью. В этом помогает и социальный, и спортивный отдел. В Екатеринбургской митрополии был разработан удивительный проект «Русский силомер», который особое внимание уделяет тюремному служению. Кроме того, заочные катахезаторские курсы для заключенных. Такого проекта больше нет ни в одной епархии. Сейчас на курсах обучается более 100 человек, они пишут 25 контрольных работ, пять сочинений. Люди учатся, заканчивают катахезаторские курсы, получают знания для себя и для других своих близких, воцерковляются, пишут письма родителям или знакомым. Близкие удивляются, что человек на свободе был разбойником, а сейчас пишет о покаянии, о Боге. Но они видят, что человек действительно серьезно к этому относится.
— Так Господь и устраивает пути жизни человеческой, не знаешь, где встретишь Господа. В житейской суете многие из нас не могут встретить Его, а за стенкой Господь близок к такому человеку, — считает священнослужитель. — Люди видят, что церковь о них заботится, устраивает спортивные соревнования. Видим, что люди радуются, что к ним пришли, о них не забыли, это самое главное в нашей жизни.
Но помощь заключенным могут оказывать и миряне. Батюшке часто задают вопрос, как помочь тюремным храмам? Нужно узнать у священника, который окромляет колонию, спросить у него, чем можно помочь. До пандемии в помощи участвовали добровольцы. Осужденные видели, что о них заботятся, им привозили продукты, одежду, все необходимое. Господь в Евангелие призывает каждого человека помогать суженным. Недавно к батюшке подошли две бабушки, спросили, чем помочь. По мере своих сил они приносят носки, чай, конверты, ручки, тетрадки. Главное — желание мирянина помочь страждущим.
У батюшки спросили, действительно люди в темнице более открыты для слова Божьего? Отец Александр считает, что внешние обстоятельства способствуют этому, если человек начинает задумываться об этом, то становится более открытым. Но и само наказание тоже способствует исправлению человека, чтобы он прекратил грех и пришел в себя. Отступившему от Евангельских законов человеку удается вернуться к жизни по Евангельским заповедям. В местах заключения свободы люди начинают исполнять заповеди даже в такой непростой обстановке. Батюшка рассказал интересный случай, который произошел в самые первые годы его служения в колонии. Батюшку встречал один осужденный, но его на воротах не пускал другой — у них был какой-то разговор. Осужденный в итоге прошел к батюшке и рассказал, что по тюремному закону он должен был сразу ударить своего товарища по тюрьме. Но батюшка ему говорил, что так делать нельзя. Поэтому осужденный договорился с товарищем спокойно. Вот так люди, лишенные свободы, учатся исполнять заповеди, Господь помогает им.
Одни заключенные обретают веру и после выхода из тюрьмы налаживают свою дальнейшую жизнь, а другие становятся рецидивистами. Почему так происходит? Батюшка говорит, что в основном люди, которые готовятся к освобождению, всегда волнуются, потому что знают, что грех их будет искушать. Священнослужитель всегда советует им на свободе сразу начать ходить в храм, заказать благодарственный молебен и т.д. И если человек так и делает, то все у него устраивается, жизнь как-то складывается. Если человек откладывает поход в храм из-за житейской суеты — получить паспорт, прописку, работу — то грех снова подкрадывается и засасывает человека. Внимание к своей жизни и выбору очень важно.
Батюшка рассказал слушателям, что его радует и огорчает в своем служении. Например, один раз к нему подошел осужденный и спросил, открыта ли часовня. Он просидел в тюрьме пять лет, каждый день на завтрак, обед и ужин проходил мимо часовни и даже не знал, что она открыта. Даже в месте, где есть режим и меньше житейской суеты, человек находит себе суетливые занятия. Большая радость для батюшки встретить на свободе человека с улыбкой на лице, который говорит: «Помните, вы меня крестили, я у вас исповедовался?». Бывают и удивительные случаи. Один осужденный рассказывал батюшке, что он молился перед освобождением. А после написал отцу Александру, что устроился на работу, где начальник верующий. В миру такого начальника редко найдешь. Господь Бог помог.
— Осужденные сами поют, читают на церковнославянском языке. Когда владыка к нам приезжает, я прошу, чтобы не протодьякон читал апостола, а осужденный. Владыка разрешает. Когда они сами поют, вкладывают душу, это особенная служба, очень благодатная. Много лет у меня пономарил осужденный, он выходит на свободу и по дороге домой встречает священника из своего села. Тот его спрашивает, где он был. Осужденный отвечает, что был в тюрьме, пономарил. И священник говорит, что ему как раз нужен пономарь. И сейчас он присылает мне фотографии, где он в стихаре стоит и пономарит. Вот такие удивительные и радостные моменты церковного служения бывают в тюрьмах и колониях, — рассказал батюшка.
Жизнь прихода храма складывается вокруг социального служения. В храм «Нечаянная Радость» приходят родственники, родители, близкие тех, кто сидит в СИЗО. Батюшка печатает молитвы для бесплатной раздачи прихожанам: молитва для матери, осужденных, молитву перед иконой «Нечаянная Радость», Анастасии Узорешительнице и другие. Люди начинают воцерковляться и из состояния горя переходят в состояние надежды, у них укрепляется вера.
По закону у заключенных изымают серебряные и золотые изделия, в том числе крестики. Но в обмен ничего не обязаны давать. Слушатели интересовались, как организовать выдачу простейших крестиков. Батюшка отметил, что храм раздает крестики заключенным, их приобретают в епархии. Если кто-то желает пожертвовать крестики, можно принести их в храм в честь иконы Пресвятой Богоматери «Нечаянная Радость».
Слушатели спросили, ходят ли к заключенным представители другой веры, например, муллы, раввины? Батюшка отметил, что есть такая проблема как терроризм, экстремизм, и сотрудники ФСИН сами проверяют тех, кто желает общаться с осужденными. ГУФСИН подписало соглашение с религиозными организациями, исповедующими традиционные религии, с епархией в ГУФСИН работают много лет и понимают, что митрополия несет ответственность за встречи с осужденными. Во ФСИН создана межрелигиозная группа, в которой принимают участие представители всех религий. Они встречаются, вместе проводят совещания, где поднимают вопросы о традиционном воспитании, о ценностях, решают служебные вопросы.
За человека, который находится под следствием, можно молиться святым защитникам, например, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону, Анастасии Узорешительнице, можно читать акафист, можно читать молитву или акафист тому, в честь кого наречен подследственный.
Батюшку спросили, как сохранить свою личность человеку, который попал в тюрьму за случайно совершенное преступление? Батюшка отметил, что случайностей в жизни не бывает. Если смотреть со стороны веры, то существует промысел Божий. Многие заключенные, напомнил батюшка, потом благодарят Господа за то, что они сели в тюрьму.
Священнослужитель рассказал случай с мамой одного осужденного, которая поехала к старцу Николаю Гурьянову, когда он еще был жив. Она была верующим человеком, приготовила вопросы отцу Николаю. А когда он вышел к ней, то закрыл ей рукой листок и сказал: «Матерь, благодари Бога, что твой сын сидит в тюрьме». И у нее в секунду пронеслась вся жизнь сына в голове, какие опасности его подстерегали. И тогда она все поняла и все вопросы у нее отпали.
— Жизнь непредсказуема, мы не знаем, что будет завтра. От тюрьмы и сумы не зарекайся. Не знаешь, что это за крест: или искупление от грехов, или наоборот предостережение, или чтобы решились какие-то другие вопросы в жизни. Главное — надо это принять, молиться, не ожесточаться. Бывают печальные истории в семейной жизни, когда человека ни за что садят и он выходит из тюрьмы озлобленный на все человечество, и семья его несет в себе всю злобу. Это надо искоренять, и тут нужна духовная поддержка такому человеку, — подчеркнул отец Александр. — Мы не знаем промыслов Божьих, почему Господь попускает такую скорбь человека, может для вразумления, может, чтобы остановился и подумал о своей жизни. С одной стороны, надо принимать этот жизненный крест, с другой — молиться и понимать, что Господь предупреждает, что надо в жизни что-то менять.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость — одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
— иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
— протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
— иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
— игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».