Какое отношение к человеку имеет Преображение Господне, почему этот праздник так важен для христиан, как увидеть Фаворский свет: на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил протоиерей Димитрий Черняк, благочинный Сысертского церковного округа, настоятель храма во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в городе Сысерти.
В Евангелии есть много очень важных и примечательных событий, великих чудес, важных деяний и слов, которых Господь изрек. Но из всех евангельских событий только некоторые выделены в особые праздники. Преображение Господне — праздник величайший. Но почему христиане не празднуют широко другие праздники? Батюшка рассказал, что особо празднуются те события из Евангельской истории, которые являются вехами, самыми главными в самом важном деле — спасении рода человеческого от греха, зла, проклятия и от вечной смерти. Каждый празднуемый великий праздник говорит о неком столпе в этом главном деле. Такими вехами стали праздники Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господа, распятие на кресте и Воскрешение Господа, когда Он воскрешается из мертвых, чтобы даровать нам жизнь вечную, а не земную.
О Преображении Господнем
Так и Преображение Господне: Господь восходит на гору Фавор вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном. Там Господь преображается перед ними и беседует с двумя ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Господь, преобразившийся не словом только, но самим делом, свидетельствует этим явлением Божественного света о том, что это свет не выдумка, он реальность, и к нему Он нас зовет.
— Этот свет должен просиять в каждом из нас. Мы к этому свету призываемся, на него идем и результатом этого должны быть исполнившиеся слова Господа: «В Царстве Небесном праведники просияют, яко солнце». Этот свет Христа, источником которого Он является, должен отразиться в нас по принципу подобия. Господь зовет нас к этому подобию Самому Себе, чтобы хотя бы лучик этого света имел возможность в нас отразиться, — отметил батюшка.
Человек, напомнил священнослужитель, призван явить в самом себе некое отображение небесного Владыки, чтобы прожить жизнь в соответствии с тем замыслом, ради которого Господь послал нас в этот мир. Если человеку своим усилием и с помощью Божьей удается подобие в той или иной мере обрести, то в таком человеке начинает сиять отраженный Фаворский свет Господа Иисуса Христа.
Говоря о духовном смысле праздника отец Димитрий отметил, что апостолы Петр, Иаков и Иоанн символизируют три главных добродетели: Петр — вера, Иаков — надежда, Иоанн — любовь. Залог Преображения — три главных добродетели и Крест, потому что без него невозможно для человека быть причастником света Божественного, и послушание Богу.
О преображении себя
Протоиерей Димитрий уверен, что каждый православный христианин хоть чуть-чуть, но испытывал на себе Преображение Господа. У каждого в жизни происходило то, после чего человек понимал, что он не сможет больше жить, как раньше — настолько сильно человек ощутил необходимость перемены в своей жизни. Он отказывается жить как раньше и с непреодолимой энергией устремляется к более светлой жизни. В жизни человека произошла метаморфоза — греческое слово, которое и означает «преображение».
Преображение — это радостное и благодатное служение, к которому все православные христиане призваны. Господь зовет к свету всех без исключения, и если человек откликается на этот зов, то Бог нам помогает, Он с нами до скончания века.
— Если мы в это верим, то Преображение должно стать смыслом нашей жизни, — уверен батюшка.
Как начать преображать свою душу, если не хватает сил изменяться, грех повторяется, смирения нет? Когда умирал преподобный Сисой Великий, вокруг него собрались его ученики, а он уже видел своим преображенным духовным взором небеса, готовые его принять, святых, которые готовы были его встретить. Ученики его этого не видели. Но они с глубочайшим трепетом восхваляли его добродетели: «О, великий учитель, ты достиг глубочайшего и величайшего смирения». С этим смирением преподобный ответил: «Братья, не знаю, начинал ли я смиряться или еще даже не начал». Это и было проявление смирения.
— Мы все находимся в начале своего пути, и как только мы начинаем идти, то тут же скатываемся обратно. И если мы это замечаем, если видим свою греховность и несостоятельность, это уже хорошо. Такими вещами Господь нас смиряет и уберегает от вещей более страшных и более душепагубных — от гордыни. Как только мы заметим в себе духовный рост, это будет означать, что мы идем не туда, — отметил отец Димитрий.
— Господь каждого из нас ведет. Если мы не сильно вырываем свою руку из руки Спасителя, то есть надежда, что Он нас доведет. Но это не значит, что мы можем выбрать пассивный духовный образ жизни. От нас требуются духовные рассуждения, разумения, стремление к совершенству. Общее направление должно быть православным — это внимательное чтение духовной литературы, святых отцов, участие в богослужениях, старательное понимание его смысла, что читается и поется в храмах, нужно усердие и усилие, соблюдение постов, почитание праздников, чтение Священного Писания, и молитва. Молитва должна быть внимательной, усердной и постоянной. Надо стараться учиться величайшему искусству из искусств — молитве.
У батюшки спросили, значит ли, что есть где-то материальный рай, если пророк Илия был взят на небо живым? Протоиерей отметил, что рай это не материальное состояние, это состояние духовное, то состояние, в котором прибывали все участники события Преображения. Почему апостолы увидели Фаворский свет? Господь всегда сиял светом, просто в тот момент их телесные очи Господь сделал на какой-то небольшой промежуток времени духовными, иначе апостолы не смогли бы увидеть этот свет. Апостолы безошибочно определили пророков Моисея и Илию, никогда не видев их, по той же самой причине — их состояние стало духовным.
У каждого человека свой путь к вере: кто-то с малых лет становится верующим, а кто-то приходит к Богу в сознательном возрасте. Именно в таком возрасте к вере и пришел сам отец Димитрий. Череда событий, встреч, разговоров, радостей и скорбей, которые называются промыслом Божиим ведет нас к Господу. Если человек откликается, порой сам от себя этого не ожидая, то тогда с ним совершаются метаморфозы.
— Самым важным событием в моей религиозной жизни была встреча с замечательным батюшкой, священником отцом Анатолием, который перевернул мое отношение к вере, к Богу. Я уже мог в то время поставить свечку, написать записку, но это была отвлеченная теория для меня, я понимал, что все правильно, но в жизни очень необходим пример. Батюшка перевернул мое мироощущение, он ничего особенного не говорил, он просто был настоящим христианином, русским православных пастырем. Отец Павел Флоренский будучи самым умнейшим человеком своего времени, много написавшем о христианстве, сказал: о христианстве не рассказывают, христианство показывают. Батюшка отец Анатолий показывал, как нужно жить. Для меня он образец православного христианина и православного священника. Он благословил меня когда-то давно на учебу в семинарии, на принятие священного сана и это определило всю мою жизнь, — поведал протоиерей.
О храме во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
Волею Божий отец Димитрий стал пять лет назад настоятелем храма во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в городе Сысерти. Этот храм имеет свою очень длинную историю, его начали строить в 1773 году, строителем храма явился известный заводчик Алексей Федорович Турчанинов, он лично следил за ходом стройки. На несколько лет строительство пришлось отложить из-за Пугачевского нашествия. Сысерть оборонялась, были разрушения, но победа была одержана над одним из отрядов Пугачева. В 1786 году строительство храма было завершено, храм был освящен. Батюшка рассказал, что основной придел посвящен святым Симеону Богоприимцу и Пророчице Анне, два малых боковых предела — в честь преподобного Алексия человека Божия. В храме есть очень редко встречающийся престол, посвященный празднику поклонению веригам святого апостола Петра.
В советские годы храм постигла та же участь, что и другие православные храмы. Была взорвана большая колокольня, это принесло урон зданию храма, южная стена пострадала, был разобран верх самого храма. Сначала здесь были складские помещения, затем кинотеатр, который просуществовал до начала 90-х годов.
— После храм был передан нашему приходу и началось самоотверженное восстановление. Начались службы, стала совершаться Божественная литургия, алтарь был устроен в разных углах, пока велись ремонтные работы. В начале 2000-х случился пожар, и снова настоятель с прихожанами начали восстанавливать церковное здание. Процесс этот был небыстрый. Батюшки, которые здесь служили, были боголюбивы и всю свою жизнь отдавали служению храму и приходу. Это ныне здравствующий отец Леонид Малых, сейчас служит в Златоустовской епархии, покойный отец Андрей Воронко, здесь служил отец Константин, который потом был настоятелем храма Петра и Павла в Сысерти, долгие годы был отец протоирей Сергей Костарев, который сейчас продолжает здесь свое служение. В последние два года благодаря помощи городских властей ведутся наружные и внутренние работы, пишутся иконы, — рассказал батюшка. — Благодарим Всевышнего, наших небесных покровителей апостола Петра, Симеона и Анну, преподобного Алексия, человека Божьего, всех неравнодушных людей, которые делаю процесс реставрации и украшения таким динамичным.
Батюшка пожелал слушателям в оставшиеся дни Успенского поста укрепляться духовно, не отчаиваться, не унывать, чтобы болезни физические не сокрушили духовно, а, наоборот, укрепили, перед лицом общих вызовов современности. Он пожелал не потерять свое православное лицо, знамя, чтобы Крест, который Господь вручил, мы бы подняли еще выше и постарались донести в должное место, туда, где встречает нас Господь Иисус Христос.
— Фаворский свет незримо для нас сияет всегда в этом мире, как сказал евангелист Иоанн: «Свет во тьме светит, и тьма его не объяла и объять не может». И как бы нам нее было порой тяжело, неприятно и страшно, давайте помнить, что если Господь с нами, то нам бояться нечего, — подчеркнул отец Димитрий.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо — современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
— протоиерей Александр Никулин: «В почитании есть и покаяние»;
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».