Что такое настоящее покаяние, как и о чем молиться святым Царственным страстотерпцам — на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил настоятель Успенского храма села Новоуткинска протоиерей Александр Никулин.
В виду того, что по техническим причинам первая интернет-беседа с отцом Александром прошла в ненадлежащем качестве, отец Александр специально приехал в Екатеринбургскую епархию, чтобы вновь выйти на связь со слушателями, рассказать о святой Царской семье и их подвиге и ответить на вопросы слушателей.
Отец Александр на протяжении всей своей жизни с трепетом относился к Царской семье, и на его пути, как он отметил, всегда встречались люди, от которых он напитывался любовью к Царственным страстотерпцам. Он рассказал, что, когда стал ходить в церковь и говорить о царе, его родители оживились. Батюшка рассказал, что его отец в то время жалел, что в 1918 году выбрасывали все вещи, связанные с Царской семьей, он в детстве видел, как выбросили портрет Царя на проезжую часть.
— Отец проходил мимо, посмотрел по сторонам — страх уже был тогда, вот как мгновенно человек русский стал советским. Отец осторожно снял холст с рамы, скрутил его, убрал под пальто, тогда ему было 12 лет, прибежал домой и спрятал холст на чердак. Каждый год он проверял его. А через какое-то время запамятовал. Примерно в 1958 году, когда мне было уже лет 9-10, отец стал искать портрет и не нашел. Так и исчез этот портрет. Он мне говорил, что с какой бы радостью передал бы его мне. Всё это складывалось в моем сердце, и я исповедовал легко, для меня перестройки не было, я как почитал, так и почитаю. Сначала я агрессивно относился к людям, которые не почитали Царственных мучеников, потом смирился. Таких людей следует жалеть, молиться о них, чтобы Господь им открыл великую тайну Отечества нашего и Царства, — отметил батюшка.
Затем судьба батюшки сложилась в сторону священства, и на всех местах своего служения батюшка говорил о подвиге Царственных мучеников. В Новоуткинске батюшка служит уже 18 лет. Приход Успенского храма находится в 80 км от Екатеринбурга, но это не мешает батюшке ходить крестным ходом на Ганину Яму.
Без темы святых Царственных страстотерпцев, уверен батюшка, жить нельзя, их нужно прославлять, говорить о значении их подвига.
— Наше покаяние начинается со слов преподобного Оптинского старца Анатолия Младшего, который сказал: «Не будет царя, не будет и России». Это действительно так. В почитании есть и покаяние, если мы принимаем подвиг Царственных мучеников и почитаем их. Каких-то специальных путей покаяний нет, Бог индивидуально стучится к каждому из нас. И никакие общественные мероприятия не даруют всеобщее покаяние. Подвиг царя Николая II христоподрожательный. Он защищал честь России, защищал святую Русь. Очень важно спасти сначала духовное начало России, потом уже явится и телесное начало, — отметил батюшка. — Интересный факт: с прославлением Царственных мучеников появился благой Божий промысел — в 90-е годы страну разрушили, а после прославления Царственных мучеников она созидается.
Отец Александр выразил огромное желание, чтобы в каждом приходе была комната или музей Царственных мучеников. Он считает, что для воскресных школ Царская семья — это всепоглощающий образец для подражания. Священник рассказал слушателям, как когда-то он был приглашен в одну из простых среднеобразовательных школ, где учительница старших классов создала композицию на тему Царственных мучеников. Школьники рассказывали о детях Царской семьи, и без слез это было невозможно слушать.
— Вся школа, затаив дыхание, больше часа слушала истории, было легко и чисто. Дети всегда остаются детьми, и дети этой школы в наших глазах легко преображались в Царственных детей, настолько это было благоуспешно. Когда люди говорят, что не знают о Царской семье, я в недоумении, потому что вся наша жизнь связана с Царственными мучениками. Государь знал цену царской власти и цену отречения от нее, поэтому когда преподобная мученица Великая княгиня Елизавета узнала, что государь отрекся от престола, она воскликнула: «Великая Россия погибла, но святая Русь остается», — сказал отец Александр в эфире.
Ганина Яма — урочище четырех братьев, где находится монастырь святых Царственных страстотерпцев. Раньше здесь добывали железную руду. Из множества шахт сюда стекалась вода, так образовалось небольшое болотце. Батюшка рассказал, что был знаком с преподавателем, который из Среднеуральска водил шестиклассников по этим местам в советское время и говорил, что это самое святое место России. Он имел ввиду первую шахту, куда сбрасывали Царские тела. Сейчас, отметил ведущий онлайна, следов этой шахты нет.
Один из слушателей поделился своим впечатлением о жителях Урала, он сказал, что они порой жестоки, что «Урал — это место, где кровь страстотерпцев вопиет из земли и люди, живущие в бывшем Свердловске, как потомки убийцы несут на себе проклятье, отчего менее милосердны, более жесткие». Батюшка ответил словами апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Батюшка согласился, что уральский народ действительно немного жесткий. Священнослужитель поделился историей, которую ему рассказал его отец. Во время Первой мировой войны на Урал прислали эвакуированных белорусов, которые остановились в доме бабушки отца Александра — Анны Петровны. Белорусы посетили в воскресенье церковь и базар, и пришли домой расстроенные. Бабушка Анна Петровна спросила, отчего они грустные, и те ответили: «Какой народ у вас суровый на Урале. Мы всю страну проехали, а такого жесткого народа нигде не видели». Менталитет каторжного края за нами остается, считает батюшка.
— Кровь Царственных мучеников, с одной стороны, вопиет к небу, а с другой стороны она дает нам славу и великолепие, которую мы видим в крестном Царском ходе. Да, может тут, на Урале, труднее проповедовать. В Москве все воспринимается легко и с радостью, здесь все воспринимается в штыки. На нас возложено Богом и Царскими мучениками постоять за честь Русской Голгофы. Бояться этой жесткости не надо, — подчеркнул батюшка.
Отец Александр начал свое служение, когда Царская семья еще не была прославлена, и ее почитание было связано с преодолением и сопротивлением. Слушатели спросили священнослужителя, как ему удавалось преодолевать препятствия к почитанию. Батюшка ответил, что это вопрос веры, когда человек верует, его ничего не остановит.
— Я служил в деревне Боровой 13,5 лет Там жило около 400 человек, мы даже создали там монастырь. В начале 90-х годов мы ездили к дому Ипатьевых, с нами ездила одна бабушка, звали её Степанида. Была страшная жара, мы положили икону Царственных мучеников на сооруженную голгофу из камней, и я молился внутренне, потому что надо было служить, а я задыхался, все-таки астма давно. И вдруг налетел шквал холодного ветра, и икона упала. Она была под стеклом. Упала на камни с грохотом. Я подумал, что это нехороший знак. Мы подняли ее, а стекло было целое. Я спросил Степаниду на ушко, как она относится к царю, потому что советские люди в основном редко относятся позитивно. Она сказала: «А как относиться, он же кормилец, батюшка-царь». Я запомнил это на всю жизнь, было удивительно, что бабушка пронесла такую святую веру через всю свою жизнь, — рассказал слушателям батюшка Александр.
За свою жизнь батюшка встречался со многими почитателями Царской семьи. А сам он почитал Царскую семью еще до своего крещения.
— Мне было совестно, что сделали с царем. В институт к нам часто приходил Виктор Сергеевич Розов, советский драматург. И я в приватной обстановке спросил его, кто убил нашего Царя, неужели русские люди? Он почувствовал мое настроение, проникся моим чувством, он сказал: «Нет, латыши и венгры», имелась в виду последняя охрана Царской семьи. Он сказал читать Пьера Жильяра, его первая перепечатка досталась мне только в 1988 году.
Каждый год после Царского Крестного хода Отец Александр пишет стихотворение, составлен уже целый сборник. Бард Федор Борковский написал несколько песен на его стихи. Последнее стихотворение написано отцом Александром после утренней литургии 19 июля на месте сожжения Царственных тел:
А утром раздвинут туманы объятые тьмою концы,
И пруд заблистает румяный, и лес восхищает венцы.
И сладким исполнится взором еще нескончаемый мир
Всех тех, кто склонился к иконам, и кто одичал, и кто сир.
И в тех, растерявших на свете благое единство земли,
Теперь обретёт на рассвете, как штиль после бурь корабли.
А тайна о царстве с ответом уносит тебя в небеса,
В мундире там царь в эполетах на верных взирает сердца.
И тщетно стремятся машины сердечную сбить вышину.
Останется мир наш невинным — то Царь покрывает вину.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе епархии «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
— иерей Даниил Рябинин: «Царская семья — пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
— протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
— иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
— иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
— иерей Андрей Андреев: «Можно прийти в храм, помолиться, и с Богом дальше поехать трудиться»;
— протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
— игумен Флавиан (Матвеев): «Во время войны в храме жила слониха, а позже в здании хотели сделать студию звукозаписи»;
— иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности — тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
— протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни — дни особой благодати»;
— иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
— иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря — своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
— иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
— иерей Максим Крылов: «Восстановление храма — это не восстановление стены, а созидание общины»;
— протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
— иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
— иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
— иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».