О том, что нужно научиться всегда верить в Христа, в Его промысл, в то, что ничего случайного в нашей жизни быть не может, сказал в слове проповеди за архиерейским всенощным бдением в Свято-Троицком кафедральном соборе 28 ноября иерей Константин Корепанов.
— Сегодня вы слышали в Евангельском чтении слова о том, как явился Христос ожидающим и не ожидающим Его Воскресения ученикам. Сначала Он является Марии Магдалине, потом является двум ученикам, идущим на село Луке и Клеопе, а потом является одиннадцати, находящимся в тайном месте. И сказано: «и поноси неверствию их и жестосердию». То есть Он упрекает их за неверие. Казалось бы, чего упрекать: не так-то просто поверить в то, что человек, которого они видели, лежащий во гробе человек, кого они сами клали во гроб и сами видели и слышали об этой смерти, как можно поверить, что он восстал? За что же тогда Христос их упрекает? Но вот это слово второе дополнительное: «жестосердие». Ведь действительно, если к нам бежит некто и говорит радостную весть, что тот, кого ты считал умершим, он живой, то ведь сердце должно взыграть. Пусть ты сразу не поверил, но радостью должно встрепенуться сердце, оно должно загореться. Надо пойти, найти, исследовать, ведь где-то же его видели живым. Но они продолжают находиться там, в этой комнате. К ним снова приходят люди и говорят, что видели Его. Должно уж теперь-то точно загореться радостью сердце, а вдруг — правда. Надо бежать, идти, где-то что-то делать. Нельзя же сидеть и ждать, когда мне сказали, что мой Учитель, мой Возлюбленный воскрес. И вот этой радости нет.
И, конечно, нам, людям, не сложно понять это уныние, это подавленное состояние, когда ты пережил эту смерть любимого учителя, когда ты видел, казалось бы, торжество зла, и от этой погруженности в торжество зла не сразу встрепенётся сердце. Но раз Христос их упрекает, значит, они правда не правы, значит, не должны они были, видевшие Петра, ходящего по водам, видевшие чудеса воскресения мертвых, видевшие исцеления слепорожденных, видевшие многие-многие чудеса исцеления и того, что делал Христос — они должны были не думать о торжестве зла, а верить в торжество любви и силы Божией. Ведь это отличает подлинно верующих, уповающих на Бога людей. Как бы не бушевало зло, как бы не бушевала смерть, верующий верит, что хозяин жизни — Бог, что хозяин жизни – есть жизнь, изливающая благо на все сущее, и Он все равно победит. Не может зло восторжествовать в этом мире, управляемом промыслом Божиим.
И они должны были всегда помнить этот урок идущего по водам Петра. Если ты смотришь на своего Господа — море, шторм, буря не может ничего с тобой делать. Но если ты видишь шторм, то ты тонешь в нем. И они могли понять из этого урока, что даже если они видели распятым своего Бога, они должны верить в то, что Бог знает, что Он делает. Тем более, что Христос их предупреждал, что так будет, и знал, к чему все это идет. Они должны были если не пониманием, то радостью загореться. Они не загорелись. И за это упрекает их Христос.
И мы должны из этой истории вынести не только тот урок, что мы должны всегда верить во Христа, торжествующего Воскресением над любым злом, над любой смертью, над любой болезнью. Все равно мир управляется Богом, и ничего случайно, тем более случайно плохого, в жизни быть не может, и все равно Христос восторжествует в день, когда придет судить живых и мертвых. И каждый, даже страдающий здесь, даже умирающий здесь получит воздаяние за веру и перенесенные страдания и терпение. И в этом будет Его окончательная победа, что даже скорбь и боль не была случайной, а привела человека к торжеству жизни.
Но, кроме этого, мы должны спросить, посмотреть свое сердце, а оно-то у нас радуется? Когда мы слышим о том, как звонят колокола, когда мы слышим о том, что пришло воскресение и нужно идти в храм, когда мы слышим о том, что начинается пост и через 40 дней будет Рождество Христово — откликается ли наше сердце радостью? Взыграло ли оно у нас? Если нет, то и нас Христос прямо сейчас упрекает за жестосердие, потому что мы своей безрадостностью, своей неоткликнутостью на колокольный звон, на проповедь, на слово, на службу, на пост, на праздник мы свидетельствуем о том, что любви в нашем сердце к Богу нет или очень-очень мало.
И для того, чтобы любовь эта возгорелась, надо научиться видеть промысл Божий в этой жизни. Открывать Ему сердце, чтобы не позволять злу и унынию, печали и страданию погубить ту веру, которая сеется для нас возлюбившим нас Господом, и возрастать в себе эту веру тем, что мы молимся, тем, что мы причащаемся, тем, что мы в Слове Божием черпаем силы для торжества в нас Христа над смертью. Аминь.