О ситуации в Среднеуральском женском монастыре, об обмане, прелести и долге рассуждает в беседе с ведущим телеканала «Союз» Тимофеем Обуховым протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца (на Синих Камнях) города Екатеринбурга.
Отвечая на вопрос ведущего, куда ведет своих духовных чад отец Сергий, и где начинается личная ответственность каждого человека, приезжающего к нему, за собственные действия, отец Алексий ответил, что вольно или невольно речь идет об обмане, «тотальном обмане», обмане, прежде всего, со стороны схимонаха Сергия:
— Если даже человека, совершенно увлеченного отцом Сергием, спросить куда бы он хотел прийти, приходя к отцу Сергию, приходя в ныне захваченный Среднеуральский монастырь, он вряд ли ответит: «Я хочу прийти к отцу Сергию», если он подумает хотя бы немного. Если он подумает чуть-чуть, он скажет: «Я ко Христу хочу прийти». Но Христа сейчас преподать, по большому счету, невозможно. Потому что это обман, потому что человек приходит сейчас только к отцу Сергию, в эту самую атмосферу каземата, ненависти ко всем остальным, предателям и т.п. Эта ситуация печальная именно своим обманом и еще раз обманом, потому что человек хочет прийти ко Христу, а приходит к обыкновенному человеку, который при этом одновременно нечестен, вольно или невольно, который нарушил присягу, нарушил обеты и т.д. И эта атмосфера оказывается очень вредной и с общественной точки зрения, поэтому там присутствуют журналисты.
По словам священника, люди, приезжающие в монастырь, участвуют в прелести:
— Те люди, которые там находятся, в значительной своей части, очевидно, мне кажется, лишены этой способности – нормально, вменяемо рассуждать. Я это вижу по самому главному проповеднику – руководителю, который призывает требовать открытия храмов, когда храмы достаточно давно открыты, тем более в Екатеринбургской епархии. Зачем ломиться в открытую дверь?
Отец Алексий отметил, что долг благодарности своему духовному отцу можно отдавать не столько, участвуя с ним в обмане, сколько говоря ему и другим правду:
— Это очень тяжело. Мне сложно представить, если я человека люблю, ему благодарен, он много для меня сделал, и должен буду ему сказать крайне неприятную правду, обличить его. Это очень сложно сделать, но нашлись люди, которые это сделали. Их слово было воспринято и самим отцом Сергием, и теми людьми, которые сейчас его окружают, воспринято было в штыки, их выгнали. Да, эти слова показались очень резкими. Правда такова потому, что в атмосфере лжи, обмана и подмены Христа отцом Сергием такого рода слова оказываются крайне неприятны, не духовны, не высоки, могут показаться признаком неблагодарности. Но только такие слова, такие поступки они сейчас видятся настоящим исполнением долга благодарности и любви, — сказал священник.
— Вообще Церковь – это путь послушания. И здесь я вижу, как это послушание у отца Сергия рушится. Как он может требовать послушания, когда он сам не слушается? Это же получается обман, духовная демагогия, возвышенная, аскетически окрашенная. Демагогия может быть изящной, но она остается сотрясением воздуха. Если бы она оставалась только сотрясением воздуха – это можно было бы потерпеть, но в этом сотрясении воздуха участвует довольно много людей сейчас в монастыре. К этому сотрясению воздуха неровно дышит тоже достаточно много людей, которые пытаются сделать выбор. А надо, чтобы они участвовали не в сотрясении воздуха, а в Таинствах, в нормальном богослужении, а не в раскольническом. Не в сотрясении воздуха, а в нормальном монастыре. И в этом случае демагогия крайне печальна, потому, что у отца Сергия была возможность поступить совершенно свято: его запретили в священнослужении, и он мог поступить послушно. Даже если ты уверен, что у тебя ужасное священноначалие, оно запретило участвовать в самых прекраснейших вещах — послушайся голоса Церкви в тех самых правилах, в которых говорится, как ужасно эти правила нарушаются. Даже если ты считаешь, что абсолютно прав, ты все равно должен послушаться и не служить, хотя это, конечно, тяжело, это испытание для монаха-схимника. Мои ожидания были высоки. А получилось все стандартно, как при всех расколах. Ситуация, когда можно было поступить послушно – прошла. Еще есть возможность возвращения, но она с каждым днем тяжелее. Эта возможность, однако, есть для множества других людей — послушаться не человека, а голоса Церкви, — заключил пастырь.
Полностью интервью смотрите в сюжете телеканала «Союз»:
Смотрите также:
«Церковь очищается»: протоиерей Максим Миняйло о ситуации вокруг Среднеуральского монастыря
Насельницы Среднеуральского монастыря смогут вернуться к монашескому деланию
Обращение митрополита Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)
Иерей Константин Корепанов в эфире радио «Воскресение». Часть вторая
«Мы должны проповедовать Христа»: иерей Константин Корепанов в эфире радио «Воскресение»
Правящий архиерей направил открытое письмо схимонаху Сергию (Романову)
Церковный суд постановил извергнуть схиигумена Сергия (Романова) из священного сана
Заявление в связи с ситуацией вокруг Среднеуральского монастыря
Член церковного суда отец Петр Мангилев рассказал о деле схиигумена Сергия (Романова)
Заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов) запрещен в священнослужении
Комментарий пресс-службы Екатеринбургской епархии