В Екатеринбурге, в Православном информационно-библиотечном центре, прошло очередное заседание семинара «Диалог науки и религии». Темой встречи была озаглавлена как «Русский космизм: взгляд православного историка». Докладчиком выступил иеромонах Арефа Кульбака, специалист по направлениям «История России» (УрФУ) и «История Русской Православной Церкви» (ПСТГУ).
Иеромонах Арефа начал свой доклад с определения космизма.
— Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих… Если есть некое космическое дыхание в произведениях того или иного творца, то этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты, — отметил отец Арефа.
Затем докладчик охарактеризовал более десяти представителей русского космизма. Среди них Федоров, Циолковский, Вернадский и другие.
Один из основоположников русского космизма – Николай Фёдорович Федоров, основным трудом которого является «Философии общего дела». Н.Ф. Федорова безгранично уважал Достоевский. Его идеи вдохновили Циолковского на разработку основ ракетодинамики, а Вернадского – на создание теории биосферы, эволюционирующей к ноосфере.
Поклонники Федорова считают, что его учение вполне может стать основой мировоззрения третьего тысячелетия. Люди, наконец, смогут ответить на главные вопросы: для чего живет человек? Как положить конец войнам, конфликтам? Как победить смерть?
По мнению Федорова, «человечество потому и разъединено, что нет общего дела», а общим делом должна стать борьба с общим врагом – смертью. Главную роль в борьбе за бессмертие должны сыграть ученые. Вслед за разгадкой причин смерти должно произойти физическое воскрешение людей. Человек в научных лабораториях научится восстанавливать своих предков из атомов и молекул. При этом в трактовке Н.Ф. Федорова процесс «воскрешения» не есть механическое «возрождение в прежнем теле каждого из умерших, но превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Для того чтобы процесс воскрешения не привел к перенаселению Земли, необходимо осваивать космос для размещения воскресших. Федоров убежден, что человек может населить все миры, упорядочить Космос.
«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников ХХ века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Последователями учения Федорова были и многие вожди большевизма двадцатых годов прошлого века, которые были убеждены, что первым среди воскресших должен стать Ленин, для чего нужно сохранить его тело.
«Отец космонавтики» Константин Эдуардович Циолковский также причислен к космистам. Он развивал идею пантеизма, считая, что материя действует по законам физического и психического миров. Человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Цель человеческого разума – изучение Вселенной и пресечения зла в космосе. По мысли Циолковского, как только человек овладеет Вселенной, зло исчезнет.
Этому процессу должна помочь новая этика: чтобы не было нигде никаких страданий, нужно уничтожить првсюду несовершенные зачатки жизни для их же блага». Рецепты просты: безболезненное погашение животных, начиная с позвоночных; безболезненное погашение жизни неудавшихся людей безбрачием; поощрения деторождения между наилучшими людьми и ослабление деторождения менее совершенных.
Эти идеи потом активно использовали фашисты, а сейчас трансгуманисты.
К.Э. Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции, а «существо незрелое, переходное». Человечеству предстоит «идти вперёд – в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества» для того, чтобы «в процессе эволюции … превратиться в лучистую энергию, и заполнить всё космическое пространство».
Большинство космистов, в том числе и Циолковский, толковали религию как фольклорную концепцию научно технического прогресса, а под словом «Бог» понимали космос. Как предлагал Циолковский, «над этими понятиями (душа, рай, ад) надо глубоко поработать, полнее расшифровать их с космической точки зрения».
Владимир Иванович Вернадский, подобно Циолковскому, констатировал «несовершенство человека», которое надо преодолеть в процессе эволюции. Он был убежден, что наука найдёт технические способы физического преображения человеческой природы. Современная эпоха, по мнению В.И. Вернадского, есть переход от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Первостепенная роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество становится более единым, что свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу.
Живое вещество планеты расположилось в центре нашего участка мироздания, и своим питанием, размножением и жизнедеятельностью организует всё остальное вещество и его упорядочивает.
Остальные космисты говорили примерно то же.
Современный трансгуманизм – философская концепция, а также международное движение, поддерживающее достижения науки для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения страданий, болезней, старения и смерти. Движение трансгуманизма имеет полное право считать Н.Ф. Фёдорова своим предтечей. Современные нанотехнологии – это не что иное, как реализация идей о «собирании из атомов» макроскопических тел, вплоть до тела человека.
В сфере интересов трансгуманизма — вопросы радикального продления жизни с помощью искусственных органов, выращивания органов, клеточной терапии, вопросы усиления интеллекта с помощью лекарств и компьютерных методик, выход в дальний космос, освоение океана и необходимая для этого модификация тела человека. Изучаются вопросы построения идеального общества.
В России в феврале 2011 года создано стратегическое общественное движение «Россия 2045» , имеющее трансгуманистическую направленность и выступающее за развитие человека. Российские трансгуманисты считают себя наследниками космистов Циолковского, Вернадского и Чижевского. В движение входят доктора медицинских, биологических, химических, технических наук.
Очевидно, что трансгуманизм – очередная «Вавилонская башня», которая рассыплется от прикосновения к действительности, отметил иеромонах Арефа. Вавилонских башен, то есть проектов заведомо неосуществимых, основанных на отказе от Бога и человеческой гордости известно достаточно много.
Вряд ли ученые, философы, деятели культуры, входящие в когорту «русского космизма», предполагали, что их смелые планы, их прогнозы развития человечества обернутся «…подрывом нравственной основы человеческого бытия» и «расчеловечиванием мира». Так Святейший Патриарх Кирилл характеризует трансгуманизм, выросший из русского космизма.
Напомним, организаторами семинара традиционно выступает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии. Семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.
Смотрите также:
Экологический антропогенный кризис стал темой очередного семинара «Диалог науки и религии»
С экскурсии в Коуровскую обсерваторию начался очередной цикл семинаров «Диалог науки и религии»