В Екатеринбургской духовной семинарии прошел заключительный семинар «Диалог науки и религии». Тема очередной встречи, которую традиционно организовали миссионерский отдел Екатеринбургской епархии и Екатеринбургская духовная семинария, называлась «Гипотеза плоской земли. Принцип Оккама».
Основным докладчиком выступил руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. Выступление священнослужителя было посвящено защите православия от атеистически настроенной части современного общества.
Отец Даниил привел в пример древнегреческого учёного Эратосфена Киренского, жившего в III веке до нашей эры, который уже тогда твёрдо знал, что Земля — шар.
— Догматы православия не содержат данных о форме и положении планеты Земля,- отметил отец Даниил. — Для воцерковленных православных людей эти догматы являются обязательными и не подлежащими сомнению. Но о предметах, выходящих за рамки догматов, православный верующий может рассуждать вполне свободно.
Так, по словам священника, слова «плоскость» и «плоский» в Библии не встречаются, но слова «круг» и «круглый» присутствуют в ней 90 раз. Чаще всего эти слова относятся к звездному небу, «звездному кругу». «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звёздный круг, или бурную воду, или небесные светила» (Прем 13:1-2). Речь идёт о языческих религиях. В ходе обсуждений было отмечено, что, применяя слова «звёздный круг», автор текста понимал, что звёзды не просто находятся вверху над нами, а окружают Землю в виде внешней сферы, отметил докладчик.
Отсюда логично предположить, что и всё небо над нами — сферически симметричная структура. И действительно, в четырёх местах Библии мы находим словосочетания «круг неба» и «небесный круг». «Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место» (2 Езд 4:34). «Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов 22:4). «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс 76:19).
Слова «земной круг» или «круг земли» встречаются в Библии 6 раз. Например, «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья" (Ис 40:22). «Вот, Я наведу, говорит Господь, на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу за то, что нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились» (3 Езд 15:5-6).
Но все же слова «круг земли» и «земной круг» можно понимать как диск. Однако, в первой же главе книги Екклезиаста читаем: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл 1:7). Итак, ветер идёт к югу, переходя на север, то есть движется по меридиану. Так ветер по меридиану кружится и кружится: ведь меридиан — окружность. И возвращается ветер на круги свои… Такое круговое меридиональное движение воздушных потоков невозможно представить себе, если считать Землю диском. Это возможно только если Земля — шар.
Ответ на вопрос, на чём же Бог поставил Землю, даёт стих книги Иова: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26:7).
Внимательно читая Библию, видим, что в ней чётко написано: Земля — шар, не имеющий опор и находящийся в пустом пространстве, подытожил отец Даниил.
Докладчик в своем выступлении подчеркнул, что буквальное прочтение Библии неприемлемо. Библейские тексты существуют более 3 тысяч лет. Они переписывались, переводились, печатались на всех языках мира бессчетное число раз. И Ветхий и Новый Заветы — Книги Богодухновенные. Их содержание, их смыслы не могут меняться. Но они предназначены для людей, а люди весьма и весьма изменчивы. Библейское описание устройства мира прочитанного, например, 500 лет назад наполняется новыми сложными смыслами по мере развития науки. Однако, как считают ученые принимающие участие в нашем семинаре, именно Библия указывает науке пути ее развития.
В заключение отец Даниил привел примеры из Ветхого и Нового Заветов, на которые часто ссылаются атеисты:
‒ «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр.7:1);
‒ «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых» (Иов.38:12-13);
‒ «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их» (Мат.4:8).
Итак, необходимо помнить, что Библия несет людям Слово Божие с целью обратить людей к вере. В ней нет ошибок с точки зрения науки, однако ее прочтение зависит от уровня развития этой самой науки. Сказанное в полной мере относится к вопросу формы земли и устройства Вселенной, подытожили на семинаре.
Затем слово взял профессор Виталий Леонидович Гапонцев, который пояснил смысл принципа Оккама.
Принцип Оккама («лезвие бритвы») — это принцип экономии мышления: не изобретай сущностей сверх необходимого. Принцип Оккама применяется для оценки гипотез, описывающих некоторый круг наблюдаемых явлений. Хорошим примером является как раз гипотеза плоской земли. Для более четкого понимания гипотезы Виталий Леонидович привел в пример задачу на вычисление времени одной точки земного шара, находясь в другой точке, используя меридианы на глобусе.
— На плоской земле меридианов нет. Скорей всего и гипотеза плоской земли позволит ответить на поставленный вопрос. Но придется вводить множество новых сущностей и расчет будет очень громоздким. Следовательно, принцип Оккама однозначно говорит в пользу шарообразной земли, — заключил профессор.
Но почему же в настоящее время появляются разного рода гипотезы и теории (гипотеза плоской земли, новая хронология Фоменко, пещера в Тибете с застывшими сомати (форма медитации, — ред.) прошлых рас Мулдашева, и прочие)? Виталий Леонидович видит здесь две причины — субъективную и объективную.
Как отмечает Виталий Леонидович, объективная намного сложнее. Мир сейчас находится в точке бифуркации (разделения, ред.). Дальнейшее развитие из этой точки плохо предсказуемо. Расшатывая системы ценностей — семейных, исторических, научных, религиозных, утверждая их относительность, можно обратить человеческое общество в управляемый хаос.
Примерно то же высказали и другие участники семинара — иеромонах Арефа Кульбака, психолог Вячеслав Боровских, иерей Георгий Слесарев, Сергей Мартынов.
Напомним, организаторами семинара традиционно выступили миссионерский отдел Екатеринбургской епархии совместно с Екатеринбургской духовной семинарией. Отметим, что семинар работает пятый год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты. Организатор и бессменный руководитель семинара – Людмила Константиновна Конышева, кандидат биологических наук, доцент Екатеринбургской духовной семинарии.
Смотрите также:
О реальности угроз от искусственного интеллекта рассказали на семинаре «Диалог науки и религии»
О конце «века науки» рассказали в Екатеринбургской семинарии на встрече «Диалог науки и религии»
В поиске языка общения богословов и ученых прошел семинар «Диалог науки и религии»
О материальных доказательствах библейских событий шла речь на семинаре «Диалог науки и религии»
«Музыку генов» услышали участники семинара «Диалог науки и религии»
В сентябре начинает свою работу традиционный семинар «Диалог науки и религии»
Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Екатеринбургской семинарии
Семинар «Диалог науки и религии» прошел в Миссионерском институте