По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

21 июля 2017

Крестный ход как первый опыт духовной жизни: историк и педагог Алексей Соловьев о воспитании в детях почитания Царской семьи

Для прихожан храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, что на Семи ключах города Екатеринбурга, Царские дни – особый период. В главных событиях 16-17 июля – богослужениях и Царском крестном ходе участвует едва ли не весь приход. Вот и в этом году воспитанники воскресной школы приняли участие в малом крестном ходе от станции Шарташ до Храма-на-Крови и целыми семьями вливались в молитвенное шествие от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, путь к которой пролегает рядом с Богородице-Владимирским храмом.

О значении Царских дней, о том, как взрастить любовь к Царю и Отечеству в детских душах и подготовить детей к крестному ходу, чтобы он стал событием в их жизни и способствовал укреплению в вере и дальнейшему духовному росту, рассказал директор детского просветительского центра при Богородице-Владимирском храме на Семи Ключах, доцент Уральского федерального университета, кандидат исторических наук  Алексей Леонидович Соловьев.

– Алексей Леонидович, о чем свидетельствует тот факт, что на Царские дни приезжает все больше и больше людей? 

– То, что растет количество паломников, это, безусловно, говорит об определенном переосмыслении, которое за последнюю четверть века уже произошло. Выросло новое поколение, которое было воспитано не на образе «Николая Кровавого», не на всех этих воспоминаниях старых коммунистов, не на фильме «Агония», а все-таки выросли люди, для которых Царская семья изначально воспринималась как святые Царственные страстотерпцы.

И поколение родителей уже переосмыслило произошедшие события. Понятно, что когда мы с вами живем в год столетнего юбилея отрешения государя от власти, октябрьской революции, это еще больше нас нацеливает на переосмысление всех этих событий. И наш правящий архиерей митрополит Кирилл об этом и говорит, что грядет очень тяжелый год мировоззренческих испытаний, нападок на Церковь, на традиционное мировоззрение. И это, по большому счету, проверка – проверка на верность, то есть «С кем ты?». И, конечно, переосмысление имеет место, и наглядно крестный ход об этом говорит, потому что в нем идут и стар, и млад, и люди среднего возраста, и разного духовного состояния на самом-то деле. Но, тем не менее, идут люди, объединенные вот этим главным основным началом – святости Царской семьи. Идут, несмотря на длительный путь –  более 20 километров. Это определенное испытание, преодоление. Настолько велика духовная тяга в этом поучаствовать.

– Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, в общении с паствой и журналистами всегда отмечает: от того, как мы переосмыслим уроки столетней давности, зависит наше настоящее и будущее. Чтобы расставить в своем сознании точки над i о том, что произошло сто лет назад, каково значение государя-императора в истории Отечества, какой подвиг совершила Царская семья, необходимо правильное воспитание с самого детства. Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом: как дети вашего прихода получают правильную картину мира, представление об истории своей страны?

– Лично для меня Царская тема делится на две составляющих в моей жизни. Первая составляющая – это церковная, работа в церковном образовании. А вторая – светская работа в светском образовании, в учебном заведении. И вот тут надо проводить определенную разграничительную линию между этими двумя направлениями. В церковном образовании все гораздо проще, потому что здесь ты можешь спокойно, смело говорить о том, что ты на самом деле думаешь, и на этом воспитывать подрастающее поколение. Понятно, что если наш храм Владимирской иконы стоит на Царской дороге, и понятно, что церковно-приходская школа, которую я возглавляю, находится на обочине старой коптяковской дороги, то для нас эта тема очень дорога, очень близка, и воспитание наших детей так или иначе строится на переосмыслении жизни святых Царственных страстотерпцев. Когда от нашего храма каждое воскресенье ходит крестный ход, когда в сентябре проходит епархиальный детский крестный ход церковно-приходских школ, когда у нас на приходе казачий детский корпус назван в честь святого страстотерпца цесаревича Алексия – в жизни наших детей эта тема присутствует постоянно и на уроках благочестия, и на уроках Закона Божия, и в крестных ходах, и в паломничестве, и просто в каждодневной действительности.

Но есть и другая сторона медали – это восприятие образа Царской семьи в светском образовании. И здесь мы можем констатировать очень неприглядную вещь, связанную с тем, что за 25 лет оценка последнего русского государя в нашей науке, в школьном образовании никак не изменилась. Если мы просто с вами посмотрим демо-версии ЕГЭ на любом сайте, мы увидим сплошной набор карикатур на Николая II – например, известная карикатура царя, которым как куклой водит Витте, заставляя его подписать манифест от 17 октября. То есть эти представления тогдашней либеральной прессы по-прежнему навязываются нашим школьникам. И в ключах ЕГЭ не заложены варианты, связанные с тем, что мы говорит в рамках церковного образования. 

И если школьник на экзамене ответит так, как мы говорим на уроках, как говорят ученые-историки, которые часто к нам приезжают с лекциями, – это значит, что ребенок теряет некоторое количество баллов. Потому что положительных оценок в ключах не будет. Если ты ответишь, что Николай II провел аграрную реформу, то тебе поставят минус, потому что в учебниках говорится, что реформу провел Столыпин. И то, что, например, нам рассказывает известный историк Петр Валентинович Мультатули, что без воли государя этого ничего бы не было, для составителей ЕГЭ это ничего не значит.

– В чем же выход из этого тупика? Что думаете об этом Вы, как эксперт ЕГЭ и как человек, которого Отдел религиозного образования епархии направляет на лекции с одаренными детьми региона в рамках Императорского бала? 

– Здесь важно сделать для себя ориентир – действовать по принципу «не навреди». Каким образом? Будучи православным христианином и человеком, который почитает Царскую семью, я должен определенным образом построить свою систему образования подрастающего поколения, которая базируется на принципе многоконцептуального исторического подхода – и принцип ЕГЭ, и принцип современного образования строится на том, что ты должен знать разные точки зрения. Мы, проговаривая ту точку зрения, которая у нас преобладает в современной исторической оценке, четко говорим детям о том, что от вас требуют такие ответы, но это не должно быть для вас препятствием, если вы верующий и почитаете Царскую семью, не должно изменять вашу веру. То есть мы должны четко понимать, что с точки зрения революционно-демократической – так и так, а с точки зрения консервативной, традиционалистской – так и так.

– То есть дети оказываются в ситуации выбора?

– Как и любой верующий человек совершает нравственный выбор.

– Дети вашей воскресной школы всегда активно участвуют в крестных ходах. Накануне нынешних Царских дней вы впервые провели уникальный крестный ход на Ганину яму с подопечными реабилитационного центра при храме. Ребятам с ДЦП, на инвалидных колясках помогали ваши кадеты, добровольцы. Ребята совершили подвиг, монахи их тепло встретили, вынесли святыни специально. Также активно ваши дети принимали участие и в малом крестном ходе 16 июля. Знаю, что перед крестным ходом вы настраиваете детей должным образом:- рассказываете о важности события, зачем и почему люди идут, о чем нужно думать, как себя вести в ходе крестного хода. Что самое сложное в подготовке детей к крестному ходу?

– Самое сложное – это, наверное, настроить детей на молитву. Чтобы это был крестный ход, а не прогулка выходного дня. Потому что как только люди собираются вместе, у них сразу «отключается» мозг, включается язык, и люди начинают естественно обмениваться всевозможными впечатлениями житейского уровня. Поэтому всегда важно изначально настроить ребенка, задать лад, чтобы ты сам, певчие, которые идут впереди, педагоги молились и своим примером задавали тон – и потом, равняясь на взрослых, на сверстников, дети подтягиваются. И во время крестного хода, когда наступает «ослабление» вот этого молитвенного настроя, важно слушать, возобновлять его. И очень важно прислушиваться к детям, потому что это дети, им надо и отдохнуть. Когда ребенок устает, ему уже не до молитвы, не до крестного хода, начинаются разговоры: «Когда же все это кончится». И получается, что пользы от такого шествия никакой нет. Надо остановиться, отдохнуть, дать ребенку отвлечься.

– Как вы понимаете, что крестный ход удался, что все «сделали правильно»?

– Это видно по осмысленному взгляду. Когда ты приходишь на Ганину Яму, ты видишь, что дети готовы воспринять информацию, постоять у памятника, у святынь, когда они дают понять, что принимают информацию, когда им интересно и они не хотят уходить. Это и говорит о том, что главное состоялось. То есть идет крестный ход, молитвенная подготовка, и потом по прибытию в само место ты и святыни посещаешь, и рассказываешь историю этого места, и просто духовные размышления ведешь, и дети тебя слышат, им это интересно. Это самое важное.

Это – определенный плод работы нашего центра, воскресной школы, эта работа ведется постоянно. Вспоминая предыдущие годы, и видя, что есть сейчас, понимаешь, что разница большая. Потому что когда дети идут, слышат, настраиваются на молитву, когда реально понимают слово «нельзя», ведут себя спокойно, благочестиво, когда понимают, что такое извиниться и покаяться, это говорит о том, что у поколения есть собственный опыт духовной жизни, есть осознание того, ради чего ты в храм приходишь. 

 

Смотрите также:

Сильные духом дети прошли крестным ходом до Ганиной Ямы