Важнейшему событию недели – 149-летию со дня рождения российского императора Николая II — посвятил воскресный эфир «Вести-Урал. События недели» на канале «Россия-24» известный уральский телеведущий Мстислав Захаров. Гостем студии стал один из крупнейших исследователей этой эпохи и личности Царя-страстотерпца, кандидат исторических наук Петр Валентинович Мальтатули. Представляем полную версию беседы читателям нашего портала.
Мстислав Захаров:
— Как, по-вашему, уже возможна полная оценка личности Николая II?
Петр Мультатули:
— Возможна, потому что любая историческая оценка дает суть той или иной личности. Император Николай II – величайший русский царь, именно потому, что он знал, что такое воля Божия. С другой стороны, это человек, который смог провести большие реформы, огромную модернизацию страны. А реформ он провел больше, чем Петр Великий. И при этом произошло не народоуничтожение, что часто происходит при реформах, а народосбережение: при нем население в России выросло на 55 млн человек.
Нет буквально ни одной темы, которая бы не начала изучаться и разрабатываться в царствование Николая II. По сути, то, что делалось в стране в 30-60-ые годы (20 века — ред.), делали дети и внуки Николая II. В построенных им университетах и конструкторских бюро ковалось то, что мы позже назовем советскими завоеваниями.
Даже если взять Великую Отечественную войну, ведь ее выиграло «царское поколение», средний возраст солдата-победителя 30-40 лет. Потому что одна молодежь пала в первых боях, а «вторая волна» была призвана уже позже. Поэтому мы часто видим наших солдат на фотографиях с Георгиевскими крестами.
Поэтому личность Николая II огромна. Он христианин, святой, известный своим отеческим отношением к народу. У нас часто великими людьми становятся те, кто ради решения грандиозных целей и задач могут положить сотни тысяч людей. Но нужны ли такие цели такой ценой? Потому что та демографическая яма, в которой мы оказались из-за выбора альтернативного Николаю II пути, приводит нас к большим проблемам сейчас.
— Вы правнук Харитонова, который был расстрелян с царской семьей. Чувствуете свою сопричастность тем событиям?
— Те, кто остался тогда с Царской семьей, продемонстрировали нам пример своей верности и преданности. Я уверен, что они будут прославлены всей полнотой нашей Церкви. Но император Николай II привлек меня не потому, что мой прадед погиб вместе с ним, но своей личностью. Это потрясающие люди, потрясающая семья. Россия без Христа и без Царской семьи – это не Россия. Пока мы это не поймем и не осознаем, у нас ничего по-настоящему не сдвинется. Сейчас это осознание происходит не только у христиан, но и у представителей других религий, населяющих нашу страну. Корни императорской, царской России есть, они никуда не исчезли. 80% населения нашей страны – православные.
— По вашему мнению, Россия сейчас – это православная страна или светская?
— У нас неправильное понимание «светское», оно подразумевает «атеистическое». Но есть «клерикальное государство», например, Ватикан. Но в России православие являлось духовной составляющей Российской Империи, смыслом ее существования. Такого у большинства нашего народа ещё не произошло, но происходит. А столпом российской государственности является, прежде всего, Православная Церковь. Это важнейшая консоль в стабилизации мира.
Все вражеские действия направлены, прежде всего, против этих двух столпов – против президентской власти и Церкви. Ведь совершенно ясно, что Россия безыдейная и неверующая обречена.
Российская Империя несла в себе идею православной цивилизации, которая объединяла в себе совершенно разные народы. Сейчас какая-либо идеология запрещена государством, что на данный момент, может быть, и к лучшему, потому что есть экстремистские идеологии. Но страна в целом не может жить без идеи.
— Тогда к чему мы движемся?
— Мне кажется, что мы движемся в правильном направлении, если у нас не появится соблазн повторить то, что произошло 100 лет назад. Тогда произошел не только рост числа населения, но и рост уровня жизни. И люди подумали: «Раз мы всего этого достигли, зачем нам самодержавие и господство Церкви? Мы сами всё сделаем и будем жить, как передовые страны».
Эти мысли охватили не только интеллигенцию, но и христиан. А потом оказалось, что без главных составляющих ничего не получается, и представители русского капитала, которые были активными участниками революции, вымирали, как церковные мыши.
Сейчас в основу своей жизни мы должны класть тысячелетний путь нашего развития до 1917 года. Это наша идея, это то, что возложено на нас Богом.
Сейчас русских воспринимают как носителей коммунистической, а не православной идеи. Это очень сложно объяснить другим народам, тем же прибалтам. И их оболванивают сейчас антироссийские силы, потому что они связывают советское с русским, что совершенно неверно. Невозможно понять историю, как смену формаций, движений и битв. В основе любой революции лежат не социально-экономические, но духовные причины, духовная катастрофа.
Смотрите также:
Историк Петр Мультатули встретился с екатеринбуржцами в день рождения Царя Николая II