Об уважении к своему Отечеству и его истории, о нерукопожатном поведении и отношении к этому общества, об исторических параллелях и будущем нашего государства, о доброте, как обоюдном процессе эволюции, о воспитании молодежи в почитании пятой заповеди и других духовных вопросах современности говорил в прямом эфире православного телеканала «Союз» старший священник екатеринбургского Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло.
Отец Максим проследил исторические параллели в развитии российского общества, его внутренней жизни, экономической политики и мирового статуса:
— Царь Николай II управлял нашей страной в момент её наивысшего подъёма, — отметил отец Максим. — Об этом говорит статистика: у России была самая быстро растущая в мире экономика, она была самым большим производителем сельхозпродукции (каждое второе куриное яйцо в мире было произведено у нас), а русский иван-чай пила вся Европа. Таким образом, Россия была экспортёром многих и многих товаров. Экономика России имела своё независимое место в мире. Сейчас мы только возвращаемся к этому.
Кроме того, по словам протоиерея Максима Миняйло, Россия Николая II — это страна молодых людей. Так, средний возраст жителей императорской России — это молодежь до 30 лет. А сегодняшняя Россия — это «страна стариков». Наши пожилые люди спрашивают государство о том, почему не могут быть увеличены пенсии, почему они такие маленькие. Они наверняка могли бы быть больше, но не хватает молодых работающих людей.
Россия — самая богатая страна в мире с огромным природным потенциалом. Однако при этом наблюдается явная нехватка потенциала человеческого. Если население будет увеличиваться, мы вернём былую экономическую мощь, уверен отец Максим.
Также во время беседы на телеканале «Союз» были рассмотрены глубинные истоки сложившейся ныне ситуации:
— От человека, в силу его греховности, часто можно услышать ропот, — отметил батюшка. — Мы часто бываем недовольны своим материальным положением, своим здоровьем, тем, как у нас идут дела. Кажется, что в жизни нет радости, а ведь именно её даёт благодать Святого Духа, которая черпается людьми в Церкви.
В страданиях человеку свойственно возлагать вину в сложившейся ситуации на других людей и на Бога. Это проистекает ещё от праотца нашего Адама, его грехопадения. Самый первый человек, когда совершил грех, то винит Еву, свою жену. А также винит Бога в том, что он дал жену, которая «подсунула» плод.
Склонность обвинять — глубинное состояние человека. Этим умеют хорошо манипулировать. Через осуждение и ропот, свойственный людям, очень легко выйти на какую-то фигуру — от близкого человека до начальника, и мы начинаем обсуждать и осуждать его. Если от него зависит наша жизнь, то мы возлагаем на него вину за какие-то свои неудачи. Это нечестное и подлое поведение человека.
Сильный человек делает так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. Это подтверждает и святоотеческая практика. Например, Иоанн Кронштадтский не думал над тем, чтобы отдохнуть лишний часок, он постоянно думал о том, а сколько людей он бы ещё мог принять, помолиться за них, причастить, к кому-то съездить, утешить.
В прямом общении с телезрителями отец Максим выделил наиболее эффективные пути для изменения сложившегося положения вещей:
— Наша задача заключается в том, чтобы не давать слова хамам - не давать им использовать национальные телевизионные и радиоплощадки. Мы не можем всех заставить идти ровным строем в Царствие Небесное, насилие в этом вопросе богопротивное дело. К Богу идёт тот, кто желает, но зло должно как-то ограничиваться.
Должен существовать общественный консенсус: например, в Англии про царствующую королеву неприлично говорить плохо. В этом случае человек становится нерукопожатным, изгоем, который выходит за рамки общественного договора о том, что хорошо и том, что плохо.
Только в России-матушке можно поливать грязью, начиная от руководителей малого звена до самого президента, упражняться в колкостях, своей злобе и желчи. Начинать нужно с себя. Зайдите в свой подъезд — неужели всё там так чисто и благоухает?
В обществе должен быть иммунитет. Таким людям в общественном пространстве не должно быть место. Потому что их действие — прямое разрушение народной жизни и государства.
Мы должны исправлять ситуацию делами — каждый на своём месте. Если ты руководитель — оглянись вокруг, на твоём предприятии могут найтись люди, у которых нет жилья, которым не хватает зарплаты. Позаботься о них. Они обязательно ответят добром, благодарностью.
Доброта — это обоюдный процесс, который мы должны запустить внутри нашего народа эволюционным, поступательным путём через труд, через поддержку и солидарность — то, о чём постоянно говорит Святейший Патриарх.
Если человек выходит за рамки общественного договора, то он не должен иметь средств, чтобы его разрушительное мнение транслировалось. Зачем давать людям разрушать собственную страну? Мы уже проходили это в начале ХХ века.
Истоки большинства нынешних проблем — в недостатке воспитания. По радио и телевидению для молодых людей транслируется разухабистая модель поведения, когда «за словом в карман не лезут». А учителя сейчас, что скрывать, нередко плачут от поведения современных детей. Для молодежи не остаётся никаких авторитетов. А ведь это непочитание старших — нарушение пятой заповеди, которое, в конечном итоге, приводит к несчастной жизни. Потому что Бог сказал, что если человек не будет хамом, то он будет долголетен и путь его будет преисполнен земных благ. Если другим путём пойдешь — и долго не проживешь, и ничего хорошего в твоей жизни не будет. Об этом надо рассказывать — в семье, в детском садике, школе. Кроме того, необходимо показывать хороший пример самому.
Нужно помнить, что наша молодёжь — это те, кто будет в дальнейшем занимать ответственные посты, управлять теми или другими сферами в жизни общества. Как мы их сегодня воспитаем, что мы вложим и расскажем, таким и будет наш завтрашний день.
Смотрите также:
"В этом дне мы черпаем надежду": протоиерей Максим Миняйло о явлении иконы Божией Матери"Державная"