По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 ноября 2015

Митрополит Кирилл принял участие в секции XIХ Всемирного Русского Народного Собора «Украина и Россия: исторические духовно-культурные связи» в Москве.

9 ноября 2015 года в рамках работы XIX Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России завершила работу секция и Пленум Союза писателей России «Украина и Россия: исторические духовно-культурные связи», координаторами которой были председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и член бюро Президиума ВРНС С.И. Котькало.

В центре обсуждения были исторические духовно-культурные связи как важнейший инструмент формирования общей исторической памяти и залог нашего будущего единства, направленные против повсеместного попрания традиционных ценностей, против разделения наших народов.

В ходе работы секции-пленума выступили: лауреат Патриаршей премии по литературе имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия В.Н. Крупин, статс-секретарь Союза писателей России, критик Л.Г. Баранова-Гонченко, профессор МГУ А.И. Вдовин, поэт, секретарь СП России А.А. Бобров, писатель, историк И.Н. Шумейко, писатель, председатель Луганской писательской организации им. В.И. Даля В.А. Казмин, поэт, литературовед Г.Н. Красников, Главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор В.М. Гуминский, писатель, председатель Совета по прозе СП России М.М. Попов, писатель, литературовед О.П. Кадочников (Винница), редактор газеты «Слово» В.А. Линник, главный редактор газеты «Российский писатель» Н.И. Дорошенко, коснувшиеся вопросов исторической поэзии и прозы, проследившие литературные тенденции последних лет. Профессор М.М. Мусин затронул вопросы межнациональных отношений, необходимости тонкого баланса в сосуществовании православной и мусульманской культур в рамках современного русского мира на примере Сирии и Украины. Политолог, литературовед А.В. Фоменко высказал и характеризовал необходимость примирения в обществе перед грядущими испытаниями.

О проблемах отношений наших народов в современных условиях говорили С.А. Бережной из Белгорода, профессор Воронежского ГПУ, доктор филологических наук Е.П. Белозерцев, сопредседатель СП России, лауреат Государственной премии РФ Ст.Ю. Куняев, член Высшего творческого совета СП России В.О. Осипов, поэт из Кировограда (Украина) Г.З. Керуцкене-Вовченко, секретарь СП России, арт-критик А.Шорохов и др.

По завершению работы секции «Украина и Россия: исторические духовно-культурные связи» Всемирного Русского Народного Собора участники приняли Резолюцию и ряд обращений к руководству страны.

ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО НАРОДОВ – ОСНОВА БЛАГОДАТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Резолюция секции XIX Всемирного Русского Народного Собора – «Россия и Украина: исторические культурно-духовные связи».

«Равноапостольному благоверному князю Владимиру Святому принадлежит выдающееся место в истории восточнославянской православной цивилизации, созданной трудами трех славянских народов – русского, украинского и белорусского. Благодаря Владимиру Святому в сознании наших общих предков, людей Древней Руси утвердились христианские истины, принесшие новое отношение к миру, к человеку, к истории. Православное христианство принесло на Русь идею единства верующих во Христе. Поэтому именно благодаря православию в Древней Руси возникло понимание единства славянских племен и единства их земли. Таким образом, православие стало важнейшим духовным условием постепенного превращения разноплеменного и разноэтничного населения Древней Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия. Более того, возникло и понимание единства христианского древнерусского народа с иными христианскими народами, ведь православие позволило включить само бытие Древней Руси в христианскую всемирно-историческую традицию. Наконец, трудами князя Владимира после Крещения Руси была основана Русская Православная Церковь, часть Вселенской Православной Церкви, как Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, потому что свято хранит заповеди Господа Иисуса Христа, заветы Апостолов, Семи Вселенских Соборов и Отцов Церкви. В итоге, именно Владимир Святой создал величественный Русский мир.

Позднее история то разводила, то вновь соединяла Русский мир. В годы монголо-татарского нашествия и последующего затем более чем двухвекового ордынского ига единое тело древнерусского народа – наш Русский мир — оказалось разорвано, а привычные связи между различными русскими землями разрушены. И на протяжении XIV–XVI вв. разные части единого до того времени народа постепенно отдалялись друг от друга, тем более что западные и юго-западные русские земли оказались сначала под политическим влиянием, а затем и под властью соседних с ними государств. Но даже в условиях почти полностью разорванных политических и экономических связей именно единая вера и единая Церковь остались теми немногими скрепами — духовными скрепами — продолжающими хранить единство народа — духовное единство Русского мира. Даже язык, продолжая в основе своей оставаться славянским, видоизменялся, но вера и Церковь оставались едиными — православными. В XVII веке вопрос о единстве веры Малой, Белой и Великой Руси оказался главным для принятия окончательного решения о воссоединении восточнославянских народов, а принадлежность русского царя к православной вере стала основной причиной выбора именно в его пользу, а не в пользу иных государей, принадлежащих к иным вероисповеданиям. Конечно, в ходе решения политических и церковных вопросов, которые возникли с принятием Малороссии в русское подданство, возникло немало противоречий и проблем. Однако эти проблемы, хоть и непросто, но решались. Потому что основа для решения была — единый Русский мир, т.е. духовное единство восточнославянских народов, единство, которое крепче всяких политических, социальных, экономических противоречий. Духовное единство, крепче которого нет ничего. И история наших народов стала тому лишним свидетельством.

Но именно единство наших народов во все времена вызывала страх и ненависть у наших общих недоброжелателей. Все духовные и военные завоеватели, когда-то являвшиеся на нашу землю, стремились натравить наши народы друг на друга. И, к несчастью, среди нас обязательно находились те, кто был готов возложить наше единство, наш Русский мир на анатомический стол и разъять его. Как это происходило в раньше – мы знаем. Как это происходит сейчас – мы видим.

Мы поддерживаем самостоятельное политическое, культурное, экономическое развитие украинского народа, ведь благодатное бытие каждой из ветвей восточнославянской цивилизации – это благо для всех нас. Но нельзя принять те дышащие русофобией слова и дела, которыми два с лишним десятилетия наполняли сознание жителей Украины многие из их политических и идейных вождей. Совершенно нельзя принять ту шовинистическую реальность, в которой Украина живет более полутора лет.

Мы, участники секции ВРНС «Россия и Украина: исторические культурно-духовные связи», заявляем: народы восточнославянской цивилизации не смогут благодатно существовать в современном мире, в котором идет настоящая война за будущее, за каждый глоток воды, каждую каплю нефти, каждый клочок земли, если окончательно разрушим наше единство. Нас разобьют поодиночке, что особенно видно на примере нынешних событий на Украине. Нужно одуматься. Нужно остановиться в трагическом разделении. Нужно вновь взяться за руки. Нужно вспомнить о нашем духовном славянском мире, о духовном единстве, крепче которого нет ничего».