Предание гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями крестьяне построили на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма. В те времена Вятская земля была заселена, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов. Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли – Великорецкий крестный ход.
Протяжённость крестного хода – 150 км. (90 км из г. Киров до с. Великорецкое и 60 км обратно). Год от года количество участников неизменно возрастает. В 2015 году в крестном ходе приняли участие около 50 тысяч человек.
Сестры милосердия Свято-Пантелеимоновского сестричества Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии также не первый год принимают участие в крестном ходе. В этом году в необычное паломничество отправились пять сестер. Мы собрали для вас впечатления «новичков».
Надежда Николаевна Щемелева, сестра милосердия:
– В моей жизни это был первый многодневный крестный ход. Хотелось сходить и проверить себя: не только смогу ли пройти, но смогу ли я строить более серьезную жизнь с Богом. По состоянию здоровья я смогла пройти только два дня. Было очень тяжело переносить жару, хотелось пить, но когда я видела, что рядом идут совсем маленькие дети, старики, инвалиды – становилось легче и радостней. А потом у меня «забились» мышцы настолько, что я не могла двигаться. Пришлось сойти с маршрута и полежать в больнице.
Больше всего запомнились, например, такие чудесные моменты: вот мы сидим у обочины и завтракаем. И вдруг прямо мимо нас несут главную икону Николая Чудотворца. Я как сидела, так и встала на колени. Чувства не передать словами, потому к главной иконе из-за множества участников хода не так легко пробиться.
Люди, встречавшие нас в разных населенных пунктах, не просто ждали крестный ход, чтобы поглазеть. Они предлагали всяческую помощь крестоходцам: кто-то держал питьевую воду, а кто-то прямо из шланга поливал нас, утомленных жарой. Вообще вспоминается потрясающая отзывчивость людей, их доброжелательность. Когда мне стало плохо, отказали ноги, ко мне сбежалось много народу, вызвали скорую помощь и дождались, когда она приедет. В больнице тоже персонал только радовал.
У меня не было недовольства или разочарования, что я не дошла, наоборот – было радостно. Я знала, что за меня батюшка и сестры молятся, они звонили и спрашивали как здоровье. А в праздник святого Николая Чудотворца я стала поправляться, и для меня это как перерождение, на душе было спокойно и хорошо. Уже после больницы мне удалось заехать в с. Великорецкое, чтобы посетить старинные и красивые, расписанные и украшенные старинными иконами храмы. А вокруг вековые сосны… Очень красиво.
Татьяна Лаптева, бухгалтер Службы Милосердия:
– Меня позвали в этот крестный ход сестры, рассказывали, что там удивительная атмосфера смирения, – ты ничего не планируешь, а просто чувствуешь, как Господь тебя ведет. Мне захотелось туда попасть, захотелось почувствовать Божью руку на себе. Шли мы пять дней. Запомнились необычные службы, помощь людей, как они поливали нас из колонки или просто давали водички. Трудно было идти по жаре несколько часов подряд, но радость и трудности чередовались. Идешь и думаешь: «Все, больше не могу», – и вдруг ветерок подует. Ходил с нами и Владыка Марк, митрополит Вятский и Слободской. Владыка шел в подряснике и в серой шляпе-панаме. И это тоже было необычно, что здесь он такой близкий и простой.
И вообще все вокруг – люди, природа, события – были какие-то выпуклые, как будто смотришь на все через линзу. Вот, например, мы взяли с собой журнал «Православный вестник», чтобы подарить его Владыке от отца Евгения Попиченко и сестер милосердия. Но упустили момент, Владыка ушел. Мы растерялись. А рядом оказался глава юридического отдела Вятской епархии, отец Алексий. Мы ему и говорим: «Вот, хотели подарить митрополиту подарок, а он ушел». – «А давайте я вам подарок подарю». Пригласил в епархию, подарил книги о Великорецком крестном ходе, о Грузинской Православной Церкви и календарь Великорецкого крестного хода на 2016 год. Чудеса.
После крестного хода очень чувствуется, как жизнь кардинально меняется. Все, о чем молилась, потихоньку сбывается. Слава Богу за все!
Полина Чухланцева, руководитель Службы добровольцев:
– Я узнала, что великорецкий крестный ход называется покаянный. Цели перед собой я никакой не ставила, просто хотелось пойти помолиться за себя и за свою семью. Мне нужно было в жизни четкое понимание ее смысла и цели, и еще я почему-то я надеялась, что этот крестный ход действительно поможет мне в деле покаяния.
Идти было очень тяжело, привалы редко, тяжело рано вставать и мало есть. При этом все было какое-то радостное. Я как будто увидела всю русскую землю – поля, леса, небо. Радостно было видеть бабушек и детей, которые упорно шли, не давая помочь им нести их тяжелые вещи. Их кусали комары, а они все равно шли. Радостными были и совместные молитвы, молебны, единство духа. Очень разные люди шли рядом: молодые в шляпах с противомоскитной сеткой, бывалые паломники с экипировкой, пенсионеры, у которых вся защита – полиэтиленовый мешок от дождика на голову. Кто-то шел с легким рюкзачком, кто-то с огромным, кто-то спал в палатке, а кто-то проводил ночи под открытым небом на коврике. Слава Богу, со мной были сестры. Мне тяжело, внутренне ною и жалею себя, но они встают, а я – за ними. Крестный ход показал, что тяжело без Бога и без молитвы. Поэтому мы старались каждый момент уповать на Бога и молиться, чтобы дойти до привала. Когда получалось сосредоточиться на молитве, тут же чувствовалась помощь Божья во всем.
Все сестры-крестоходицы сходятся в одном: представить свою жизнь без Великорецкого крестного хода они уже не могут. Он поменял что-то в их душах на глубинном уровне. Поменял через труды, помощь ближнему и соборную молитву, которая пронеслась усилиями 50 тысяч человек в течение пяти дней над частью России.