Может ли человек выбрать миссию или это она выбирает человека? Имеет ли искусство свое высшее предназначение и если да, то какое? На эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил иерей Душан Михайлович, на тот момент клирик Архиерейского подворья во имя Саввы Сербского города Екатеринбурга (ныне клирик Архиерейского Вознесенского подворья Екатеринбурга).
В своё время отец Душан работал дирижёром и руководил Славянским симфоническим оркестром в Москве и оперой Сербского народного театра в Сербии, и большую часть жизни посвятил именно музыке. В Екатеринбург он приехал из Чили, где служил священником в православной миссии почти десять лет. Сам себя он называет молодым священником, потому что служению Церкви он посвятил пока меньшую часть своей жизни — священником стал в возрасте 45 лет.
Опираясь на свой богатый жизненный опыт для беседы с православной аудиторией отец Душан выбрал тему миссии человека.
Батюшка напомнил, что в первую неделю Великого поста читается вторая глава Бытия, где говорится об Адаме и Еве и их изгнании из Эдема. Бог создал Землю и всю Вселенную для того, чтобы мы могли познать Господа через Его творения. Ведь весь видимый мир был создан для человека. Нам не дано познать суть самого Бога, но мы можем познать Его через энергии и творения Его. Наша задача посвятить жизнь познанию каждой вещи, взаимоотношениям добра и зла, познанию самого себя. И Господь дал Адаму некую «инструкцию» для того, чтобы процесс познания происходил правильно: Бог запретил вкушать плоды одного дерева. Но коварный змей сказал, что вкусив плоды эти, Адам и Ева сами станут Богами и у них появится познание Добра и Зла. После этого произошло падение и его последствия мы терпим до сих пор. Мир вокруг нас не является таким, каким он был, когда Господь его создал.
Господь сказал, что мы должны творить, мы должны создавать. Но мы должны понимать, что есть границы, мы должны понимать, что во всём, что мы делаем, есть ограничения, и мы должны следовать этим «инструкциям». Батюшка сравнил это со сдачей экзамена на водительские права. Вначале человек изучает правила дорожного движения, чтобы понимать, как ездить на дорогах и не стать виновником аварий. Человек должен уважать эти правила.
— Человеческая миссия, как говорили наши святые отцы, — это восхождение от образа Божьего к подобию Божьему. Вот это наша задача. Каждый человек рождается с такой задачей, он должен, прежде всего, познавать Бога. Это написано и в посланиях апостола Павла и апостола Петра. Все добродетели, которыми мы обладаем, служат нам для того, чтобы мы могли познавать Бога. Но Бог настолько непознаваем, настолько Он глубок, что мы практически всю вечность будем этим заниматься, — отметил иерей Душан. — Но если мы не будем следовать Его правилам, то мы можем попасть в Ад, где процесс познания будет остановлен или будет невозможным. Потому что мы вместо того, чтобы в центр всех своих действий поставить Бога, ставим обычно самих себя. Это и есть проблема сегодняшнего искусства.
Искусство, в нашем понимании, обычно подразумевает под собой живопись, музыку, архитектуру, музыкальные концерты, оперу, кино, литературу. Всё это пришло с запада, когда в одиннадцатом столетии произошло отпадения Рима от православной церкви, и начался процесс духовного отхождения, возвращения к античному искусству. Ренессанс обычно подаётся в положительном ключе, на самом деле тот же Микеланджело и другие деятели искусства стали в центр всего ставить все более себя, человека, нежели Бога. Где-то до 18 столетия искусство ещё было религиозным, но все больше проявлялась тенденция противостояния той же католической церкви.
То же самое, по словам батюшки, происходило и с музыкой, которая была раньше связана с религиозными темами, стремилась к высшей гармонии в музыкальном смысле, в тональности (вершина этого стремления отражена в произведениях И.С.Баха). А потом, с эпохи Просвещения и Французской буржуазной революцией, и в музыке все чаще начинает появляться диссонанс. А к 20-у веку — протест против тональности, против того, что Бог создал основных 7 тонов, из которых вся музыка состоит, из которой мы всё время создаём мелодию. Начался процесс уже против самой мелодии. И где-то к середине 20-го столетия классическая музыка и опера попали в некоторую «кому», и там до сих пор и находятся, утверждает батюшка.
— Оперное искусство всё это время находится, так сказать, на искусственном дыхании. Многие этого не замечают, но сходите в здание уральской оперы, на четвёртом этаже есть музей, где хранится афиша, посвященная открытию театра в городе в 1912 году. Посмотрите, что там за репертуар, и посмотрите на современные репертуары. За все эти годы он практически не изменился. Произведений новых почти нет, всё время крутим одно и тоже. А то, что появляется, быстро забывается. Мелодия «переселилась» в эстрадное искусство, а самые популярные симфонические темы теперь находим в музыке для фильмов, или в мюзиклах, — отметил священнослужитель.
Имеет ли искусство свою особенную роль? Мы уже сказали, что наша задача прославлять Бога, служить Ему, значит, каждая форма искусства может способствовать служению Богу: музыка через церковные песнопения, живопись через икону, фрески, архитектура через храмовое зодчество, безграничны и возможности литературы.
По мнению батюшки, самая большая проблема сегодня — это деградация и расчеловечивание искусства в целом. В любом произведении искуства, в музыкальном движении или аранжировке, в любой картине — везде есть отпечаток души человека, который это делал. И это непосредственно влияет на человека, который смотрит или слушает. Поэтому искусство может быть… опасным. Музыка несет в себе миссию приблизить человека к высшему, но — смотря какая музыка, смотря какой автор и каков его посыл. Не каждая музыка облагораживает человека, это факт. Поэтому сегодня как никогда важно быть разборчивым в выборе произведения, которое вы планируете посмотреть и прикоснуться к нему душой.
— Бердяев пробовал гениальность композитора как бы заменить святостью, т.е. он утверждал, что хотя гениальные люди не были по жизни идеалами нравственности, но их гениальность компенсирует это и равняет их со святыми. Но так не бывает, вы либо нравственный, либо безнравственный. Поэтому, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие книги читать очень важно.
Святые отцы советовали обращать внимание на то, что вы читаете, это влияет на вас. Поэтому и спектакли, которые вы смотрите, могут вас просто «добить». Да, можно сказать, что такой спектакль хорошо сделан, актёры хорошо играли, оркестр сыграл хорошо. Но если там тема какая-то отрицательная, если там внутри зло какое-то, то вас спектакль вообще не приближает к высшему, а наоборот, — отметил священнослужитель.
К сожалению, многим людям в мире искусства сегодня важны страсти, нужны конфликты, а идеи добра и красоты их вовсе не воодушевляют, сетует отец Душан.
В ходе беседы батюшка привёл слушателям пример из личной практике. В своё время, будучи директором театра, он хотел поставить оперу одного композитора, который работал в местной музыкальной академии. Слова написал известный поэт. Получилась очень солнечная опера с лирическим сюжетом, в которой не было никаких конфликтов, всё очень поэтично, платонические отношения между героями и пр. Эту оперу отец Душан пытался поставить дважды, но режиссеры и дирижёры отказывались, ссылаясь на то, что это несерьёзно, потому что там нет никакого конфликта, никаких ярких страстей. Один молодой режиссер так и сказал: «Показывать добро — это скучно».
Но, как и тогда, так и сейчас батюшка убеждён, что показывать добро интересно и благотворно. Но многим людям, работающим в сфере искусства, особенно театрального, это не нужно, им неприятно. «И поэтому быть церковным человеком среди них мне было довольно сложно, хотя я прекрасно знаю, что и среди многих певцов и музыкантов, есть люди, которые ходят в церковь. Но свою церковность они стараются не очень афишировать», — отметил отец Душан.
Богопознание можно достичь через подвиг, через аскезу. Так просто считать, что «искусство спасает», что через искусство можно достичь богопознания — заблуждение.
Высокое искусство — это хорошо и полезно, особенно в наши дни, но это не спасение. Прежде, чем свою веру предлагать другим, нужно просто быть хорошим человеком. Мы сейчас живём стереотипами, что человек, который первый раз зашёл в церковь, должен знать все правила и нормы поведения, как и где поклониться, перекреститься, как выражатся… Но, для невоцерковленных все эти нормы часто являются препятствием для того, чтобы человек пошёл в церковь. Батюшка уверен, чтобы привлекать других людей к Богу, чтобы наша вера стала общей, мы должны сначала быть просто хорошими, доброжелательными людьми. С этого и начинается наша православная миссия.
Батюшка рассказал одну историю из жизни своей супруги, которая училась на лингвиста. Будучи студенткой, она ездила по деревням на практику, где изучала особенности говора местного населения. Часто студенты ходили к одной бабушке, которая однажды вся в слезах сказала: «Ой, деточки, что случилось, корову украли ночью». Студенты предложили собрать деньги и купить корову, на что старушка ответила: «Да Бог с ней, с этой коровой. У меня сын может её купить, но грех-то какой совершил человек..». Вот это пример настоящего миссионерства, истинный пример христианского, человеческого отношения без всяких разговоров про богословие. Студенты до сих пор помнят слова этой бабушки. И такая реакция человеческая даёт гораздо больше, чем куча концертов. Вы должны понимать — главное работать над собой каждый день и Господь поможет найти правильный путь, укажет чем заниматься, вы должны услышать эти сигналы.
На вопрос, человек выбирает миссию или она его, нет однозначного ответа, уверен отец Душан. Некоторые люди уже с рождения знают, чем будут заниматься, так было с многими святыми, в частности с Блаженной Матроной. Уже до её рождения мать знала о том, что жизнь ее дочери будет необычной. Батюшка привёл еще один пример человека, которому с детства была известна своя миссия — отец Фёдор Конюхов. До знакомства с ним у батюшки были некоторые вопросы — как человек может всю жизнь путешествовать, преодолевать какие-то препятствия, и одновременно являться православным священником? Отец Фёдор в одиночку совершил кругосветный полёт на воздушном шаре, не раз пересек Атлантику, Индийский океан на вёсельной лодке, и многое другое. Иерей Душан познакомился с ним в Чили, в то время, когда отец Фёдор решил проплыть в одиночку до Австралии на лодке. В чём состоит его миссия?
— Он мне сказал, что когда ему было 8 лет, он точно знал, что будет путешественником, и в жизни не стояло вопроса, правильно ли он делает, в правильном ли направлении двигается. С одной стороны у него есть внешняя миссия, всё, что он делает, он делает искренно, во славу Божию и во славу своего Отечества. Познакомившись с ним лично, я абсолютно убеждён, что он искренен. Он многим помогал, финансировал постройку 15-16 часовен и так далее. Получаемые им финансовые средства он тратит не на себя, а занимается благотворительность. С другой стороны, внутренняя миссия его такова — находясь за несколько тысяч километров от земли, один в лодке ночью, на кого он может опереться? Только на Бога, и поэтому для него это путь собственного духовного восхождения. Он все делает во славу Божию, — сказал батюшка.
По мнению священника, в основном человек приходит к своей миссии через многие метания, как это было с самим иереем Душаном. По его словам, ему даже не снилось, что он будет священником, но это случилось. Главное, утверждает батюшка, чтобы человек прислушивался к себе и слышал сигналы, которые приходят извне.
Когда-то батюшка писал картины и решил заниматься иконописью. В Москве он попал к одной академической художнице, которая во многом раскрыла ему глаза на служение иконописца. Она сказала, что художники, пишущие картины, хотят показать свой индивидуальный стиль, чтобы их узнавали. А если вы хотите заниматься иконой, вы должны отказаться от собственного «я» и долгое время заниматься копированием икон.
— У многих профессиональных художников, которые хотят сделать икону, она не получается, сколько ни старайся, потому что они игнорируют все правила иконы и сразу хотят использовать свои достижения, свои знания, опыт, сделать все по-своему. Главная существенная проблема для большинства деятелей современного искусства, что они хотят всё время показывать себя и свои достижения. Они стали вот уже много лет ставить в центр себя и человека, а не Бога, что называется и гуманизмом, о чем много писал сербский святой и богослов Иустин Попович. И на вопрос, имеет ли искусство какую-то высшую миссию, отличную от церковной, я отвечаю — нет, — отметил батюшка.
Участников онлайн-беседы очень интересовало, как батюшка решился расстаться с миром музыки и стать клириком Русской Православной Церкви.
— Одна из причин, почему я ушёл из мира музыки — мне всё время хотелось с людьми говорить о Боге и духовности, я пользовался любым случаем, но потом просто понял, что ещё лучше и легче будет, если у меня будет подрясник и крест. Тогда я смогу свободно говорить на духовные темы.
Батюшка вновь подчеркнул, как важно слышать сигналы, которые Господь посылает на нашем жизненном пути.
— Когда я ещё был директором театра, я ходил к разным отцам Сербии и Черногории, и все мне говорили, что я должен бросить дирижирование и светскую жизнь, тогда я не понимал, почему так говорят. А теперь стало понятно, что это был голос, который я услышал, это был сигнал. Для духовного развития быть дворником более безопасно, чем быть членом академии наук, потому что ученые тоже могут попасть под влияние гордыни, тщеславия. Многи мои коллеги в оперном театре смотрели на мир свысока, для них сцена была всем, они начинали думать о себе больше, чем они есть. И в тот момент я понял, что должен выйти из этой «шкуры», которую я сам на себя надел, и я стал заниматься другими делами, отходить от всего этого, начал заниматься живописью, путешествовать, общаться с обычными людьми, из других сфер жизни, пока не нашёл самого себя, свой путь, — сказал отец Душан.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» — это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской епархии. Онлайн проходит каждую пятницу в официальной группе Екатеринбургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Задача проекта — представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн. В проекте уже приняли участие:
— иерей Константин Корепанов: За время Великого поста каждый должен прийти к вопросу: «Какова воля Бога и что Он хочет от меня?»;
— иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
— протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост — это время настроить взаимосвязь с Богом»;
— иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
— иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
— иерей Димитрий Задорин: «Предназначение — это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
— иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»:
— иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
— иерей Димитрий Ваулин: «Диалог — основа будущего брака»;
— протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
— иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
— протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
— иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
— иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
— иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода
— иерей Илия Алксандров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».