17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Храме-Памятнике на Крови.
По завершении богослужения владыка Евгений обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором сказал о важности чтения покаянного канона. По словам владыки, десятилетия подвигов смирения, поста, слез и благодати понадобились преподобному Андрею, чтобы написать этот канон. И, «какую мысль ни возьми, какой стих этого канона ни прочитай, это бесценно не только для самого преподобного Андрея, но и бесценно для всякого человека. Потому Церковь очень бережно относится к этим словам, они могут нас исправить».
Владыка отметил прочитанный на богослужении стих про Авраама и Исаака и подчеркнул важность послушания, которое продемонстрировали эти ветхозаветные люди, отец и сын: Авраам проявил послушание Богу, а Исаак проявил послушание отцу своему и со смирением был готов стать жертвой. И Господь остановил руку Авраама, Он убедился в его верности, и «подал ему и его потомкам такую благодать, что впоследствии дети, внуки, правнуки и по сей день называют себя детьми Авраама народ весь еврейский», и от этого народа произошел Иисус Христос Спаситель мира, который тоже, в свою очередь, проявил послушание Отцу Своему.
— Это послушание, которое проявлено Исааком и Иисусом Христом, оно вдохновило преподобного Андрея и должно вдохновить и нас с вами в нашей жизни. Особенно об этом можно говорить на том месте, где сейчас мы стоим, — отметил владыка Евгений, говоря о том, что на месте Храма на Крови, в котором совершалось богослужение, находился дом Ипатьева, где приняли мученическую смерть члены Царской семьи.
Архипастырь отметил, что государь Николай Александрович так же, как и Исаак, как Иисус Христос, со смирением принял ту горькую долю, которую Господь уготовил, благодаря чему «по сей день его страна живет, Церковь Христова продолжает свое шествие спасительное в нас с вами».
Владыка подчеркнул, что и нам необходимо совершить жертву, и произволение, о котором говорит преподобный Андрей Критский, доступно принять от Бога каждому из нас.
— А что мы можем от Бога принять сегодня? То, что нам Церковь говорит, то, к чему нас Церковь призывает, то, о чем мы читаем на страницах Евангелия или на страницах Ветхого завета. Подражая доброму произволению Исаака готовности исполнять волю Божию, исполнять заповеди Божии, исполнять благословение Церкви, Святейшего Патриарха, священноначалия, духовника — вот в этом мы можем получить ни с чем не сравнимую Божественную благодать. В эти дни эта благодать становится нам очень близкой, доступной. Нам не хочется поститься. Человеку свойственно хотеть кушать, хотеть спать, отдыхать, хотеть делать то, что хочет человек. Но если мы это отлагаем и подражаем произволению Исаака, то мы для Бога открываем дверь, чтобы Он послал нам в ответ эту удивительную благодать, эту любовь, с которой Он принимает каждого из нас и в этой жизни, и в жизни будущей, — заключил правящий архиерей.
В этот вечер читалась третья часть Великого покаянного канона. Всего их четыре, и они читаются в первые четыре дня Великого поста. Кроме того, все части единовременно читаются в среду вечером пятой недели Великого поста — 14 апреля, на так называемом Мариином стоянии, когда читается еще также житие преподобной Марии Египетской.
Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского владыка Евгений совершает с понедельника 15 марта по четверг 18 марта в храмах Екатеринбурга. Владыка завершит чтение канона завтра, 18 марта, в храме в честь Преображения Господня на Уктусе. Традиционно для того, чтобы жители города успели после работы помолиться за этим важным богослужением, его начало перенесено в эти дни на 18:00.
Кроме того, послезавтра, в пятницу 19 марта, правящий архиерей возглавит Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском Ново-Тихинском женском монастыре. Полностью расписание богослужений митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения на первую седмицу Великого поста смотрите на соответствующей странице нашего сайта.
Добавим, что покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Чтение Покаянного великого канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный великий канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже».
Смотрите также: