По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения
19 января 12:08
«Пусть источники воды живой никогда нас не оставляют»: наставление в праздник Богоявления

О празднике Крещения, Богоявления Господня, его истории, духовном смысле, а также о святости Крещенской воды рассказал в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

- Дорогие братья и сестры! Торжественный и великий день венчает собой Святочные дни после Рождества Христова. Благодаря милости Божией мы можем участвовать и в воспоминании Богоявления на Иордане в эти дни, и пользоваться великой святыней – по-гречески, агиасмой – Крещенской водой.

Именно эта сторона Богоявленского торжества привлекает внимание маловоцерковленных людей, которым в обычное время сложно напрячь свои душевные силы, чтобы удивиться и проникнуть в учение о Святой Троице и Спасительном деле Божественного Сына, освятившего этот мир. Но и их души и их жизнь жаждет освящения, жаждет помощи Божией и жаждет обычного христианского чуда. От того и проще начать разговор о самом главном, отталкиваясь от материальных церковных даров в жизни людей.

Христос сходит в воды Иордана и Своим присутствием освящает их для нового Таинства. Не просто Таинства покаяния и исправления жизни, а Таинства погружения в Его жизнь-смерть и воскресение.

Вода - как стихия мира изначально посещается животворящим действием Святого Духа, согласно первой главе Библии. Из воды выводится суша. Вода – поддерживает жизнь, на большую часть наш организм состоит из воды. Вода в Священном Писании обозначается как освятительное и очищающее средство. Евангельское учение уподобляется Христом – потокам воды живой.

И потому естественно, что Великое освящение воды единственный раз в году стало совершаться в день праздника Крещения Господня. Интересно, что традиция этого церковного освящения установилась с середины пятого века в Антиохии, благодаря литургической ревности Патриарха Антиохийского Петра Кнафея.

Однако и до установления собственно церковного чина Великого освящения воды Церковь воспринимала этот день как особый в освятительном действии именно на водные стихии. Святитель Иоанн Златоуст тоже, кстати, сначала Антиохийский, а затем и Константинопольский архиерей, говорил: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

В годы богоборческой власти, когда и храмов то поблизости не было, христиане, руководствуясь именно этими словами веры, брали в день Крещения Господня водицу из чистых источников и верили, что благодать Божия по усердию их молитвы коснется и этих драгоценных капель.

Сейчас же, когда храмовая молитва так доступна, когда в церквях после Божественной литургии происходит Великое освящение воды, нет нужды искать оправдания своей лени, нужно лишь встать и прийти в храм за этой святыней и пользоваться ею для душевных и телесных нужд.

Необходимо отметить, что установивший чин Великого освящения воды Патриарх Петр уклонился в монофизитскую ересь и в итоге был отлучен от Матери Церкви, однако многие его литургические предложения остались и были восприняты, как общецерковные. Таким образом, те добрые дела, которые совершал человек в Церкви – они всегда остаются, если они добрые. Унести из церковного сообщества заблудший может лишь свое ошибочное мнение. И также добрые дела человека, к сожалению, не всегда могут быть ему оправданием, когда он противостоит Церкви и всему христианскому народу, стоя в своем заблуждении и не слыша голос Той, ради Которой и жил и совершал свои добрые дела.

Крещенская вода на то и называется великой святыней, что благодатные свойства позволяют ее использовать в тех случаях, когда человек по своим грехам не может причащаться. Тогда Крещенская вода дается ему в качестве утешения и поддержания его духовных сил. Это вода, безусловно, используется для освящения своего жилища каждым христианином. В болезнях и скорбях – она укрепляет дух и тело человека. Мы принимаем ее с благоговением и натощак, готовя себя к такому посещению Божественной благодати. Крещенской водой, в случае недостатка обычной святой воды, которую мы берем на водосвятных молебнах в храме, можно освятить обычную воду, и так переждать время до будущего водосвятного богослужения.

В храмах, как правило, зная огромную потребность в Крещенской воде, освящают ее с избытком, чтобы люди, которые не смогли взять ее в сам праздник, пришли за ней на следующий или через несколько дней. Но конечно же, намного лучше, быть на самом Крещенском богослужении, проникнуться атмосферой Евангельских событий и братского церковного общения, и, конечно же, набрать святой водички не только себе, но и многим, кто пока еще не может добраться до церковных стен.

С праздником вас, дорогие братья и сестры! И пусть источники воды живой никогда нас не оставляют!