О значении для России праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы, о его истории и духовном содержании рассказал в очередном своем наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— 4 ноября празднуется память иконы Божьей Матери Казанская, в честь освобождения Москвы от иноземных захватчиков, поляков в 1612 году, чему, как говорит история тех событий, поспособствовало и покровительство Пресвятой Богородицы через этот Ее дивный образ.
Святейший Патриарх Гермоген, который стал духовным вдохновителем ополчения из Нижнего Новгорода, под руководством князя Пожарского и мужественного Козьмы Минина, был в первую очередь связан с чудотворным образом Богоматери. Ведь это именно он в далеком 1579 году был священником в Казани, которому и принесли обретенный образ. Святейший, заморенный голодом оккупантами, не дожил до освобождения Москвы, но своей ревностью о вере и отчизне сподобился Царства Небесного и милости Его Царицы. Обретение Казанской иконы мы празднуем в июле, а вот память этого чуда ныне совпадает с гражданским праздником Народного единства и согласия.
Еще немного времени назад некоторые иронизировали и критиковали установление этого праздника, считая, что новая власть в стране пытается заслонить им годовщину Октябрьского переворота 1917 года. Полагали, что искусственный праздник не приживется, да и польская интервенция — это настолько далеко и неведомо, что в России о ней никто и не вспомнит.
Праздник прижился. Но критикующие были совершенно правы. Это вообще христианская традиция – не уничтожать прежние следы зла и греха, а преображать их в добро и святость. Как раньше большинство языческих, или, сказать по-русски – поганых праздников заместили памяти тех или иных христианских событий. Так и здесь, кровавую годовщину страшной политической и социальной ошибки, разобщившей народ России на долгие годы, преобразили в духовное и историческое торжество воспоминания о чудесном возрождении Отечества и народа в начале XVII века.
Настоящим духовным содержанием нашего праздника, конечно же, является беспредельная любовь Пресвятой Богородицы к людям. Образ Казанской знаком православной иконографии как развитие образа Пресвятой Богородицы Одигитрии, то есть Путеводительницы. И конечно же, обретение ее в недавно присоединенных, прежде враждебных Православной Руси землях стало для верующих явным знаком непременной обязанностью раздвигать границы православного царства далее на Восток, приобщая к спасению вечной души миллионы и миллионы людей, «сидящих во тьме и сени смертной». Так и случилось, но еще полнее, как всегда у Бога, чем могли бы себе представить люди.
Образ Богородицы с Востока оказался очень востребованным и в сердце России и на ее Западных пределах, и вообще повсеместно. Ибо перечисление чудес чудесных, которыми одаривала Пресвятая Дева своих людей заняло бы многие и многие часы.
Эта абсолютно русская икона обогатила художественный, этимологический и архитектурный мир нашего Отечества, ибо сотни храмов и монастырей стали возводиться в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, включая такие, как архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга Казанский собор.
Казанская икона, подаренная Святейшим Патриархом Кириллом нашим космонавтам и сейчас находится на Международной космической станции, осеняя собою весь мир и всю Вселенную. И мы, взирая на образ Богородицы Ее иконы Казанской, твердо верим и знаем, что Сама Божья Матерь покрывает Своей любовью не просто Вселенную, созданную Богом. Она заботится о каждой человеческой душе, душе каждого из вас, дорогие братья и сестры! А душа одного человека – больше и дороже, чем весь мир!
С Праздником! Любви Христовой! Братского единства и человеческого согласия всем нам, по милости и молитвам Пресвятой Богородицы!